Организация Картофелеводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:36, реферат

Описание

Урожайность картофеля в значительной степени зависит от его территориального размещения. В большинстве стран с развитым картофелеводством самые высокие уровни урожайности и окупаемости дополнительных вложений в отрасль достигнуты в наиболее благоприятных для возделывания картофеля почвенно-климатических условиях. О преобладающем значении этого фактора свидетельствуют данные по странам, имеющим большие площади посевов картофеля, размещенные не всегда в условиях, отвечающих требованиям культуры

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.40 Кб (Скачать документ)

Внекорневые  обработки  проводятся координатно- чувствительными опрыскивателями в автоматическом режиме или обычными опрыскивателями ( в ручном режиме) и носят комплексный характер. Одновременно при обработке вносятся различные препараты, каждый из которых решает свою задачу, одновременно решается ряд задач, что дает высокую эффективность такого подхода.

УСТАНОВЛЕНИЕ  ПАРИТЕТА ЦЕН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОДДЕРЖКА – ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ  РАЗВИТИЯ

АГРАРНОГО СЕКТОРА

Устойчивое развитие сельского  хозяйства возможно лишь на основе обеспечения в хозяйствах доходности, необходимой для расширенного воспроизводства.  Само сельское хозяйство  в силу его положения в системе всех отраслей  экономики страны (это характерно для всех стран мира и связано с уникальным характером процесса производства зерна, плодов, выращиванием скота  и  т.д.)  не в состоянии диктовать условия достижения необходимой ему доходности другим отраслям и сферам деятельности. Это известно политикам всех государств, поэтому система дотаций в других странах снимает это противоречие (таблица 1).  В России сельское хозяйство не является сферой интересов господствующих классов, поэтому его поддержка является чисто символической, рассчитанной на политический эффект. Уровень поддержки сельского хозяйства несоразмерно ниже его роли в обеспечении жизнедеятельности общества.  Вот почему уровень рентабельности по отношению к фондам  в сельском хозяйстве в 2008 году был в 4 раза ниже, чем в других отраслях экономики, а оплата труда в аграрном секторе самая низкая среди отраслей,  и не превышает 40-45 %  её среднего значения по стране.

В России 1990 год  считается  лучшим в отношении ценового паритета. Уровень рентабельности сельскохозяйственного  производства в 52 % к себестоимости  продукции обеспечивал среднегодовые  темпы наращивания продукции  в размере 3,5 %, свыше 95 % хозяйств были рентабельными.

За 1992-2007  годы государственные капитальные вложения в сельское хозяйство сократились в 20 раз, а диспаритет цен по промышленной и сельскохозяйственной продукции составил 4,3 раза. В сравнении с 1990 годом цены на промышленную продукцию выросли в 50,5 тыс. раз, а на сельскохозяйственную в 11,8 тыс. раз. Очевидно, что в таких условиях сельскохозяйственное производство России никогда не сможет составить конкуренцию аграрному сектору других стран, осуществляющим массированную поддержку своих аграриев. При сегодняшних ценах реализации, например, зерна и минимальных затратах на его производство даже очень высокий уровень продуктивности культур не позволяет иметь рентабельность на уровне 20-25 %  (обеспечивающем простое воспроизводство)  и  заниматься  их  возделыванием (таблица 2).

Ценовая политика государства  тесно связана с государственной  поддержкой отрасли. Например, на Украине на эти цели идёт 10 % госбюджета, в Казахстане – 18 %, в Белоруссии -20 %, в Азербайджане – 25 %.  У нас в 1990 году было 19 %, сейчас 0,8 %, а на 2008-2012 годы  поддержка запланирована на уровне 1,5 %.

В развитых странах доля государственной поддержки зерновой отрасли колеблется от 30 % (США) до 80-85 % (Норвегия, Швейцария) от уровня затрат на производство.  У нас она  равна 5 %.

Необходимость поддержки  сельского хозяйства нашей страны неизбежна ещё и потому, что  из-за суровых климатических условий (биоклиматический потенциал США  и стран Западной Европы в 2-2,5 раза выше)  удельные  затраты  энергии  на  одного работающего в сельском хозяйстве  в  2-3 раза выше, чем  в Западной Европе и США, при возможном  в будущем равенстве используемых технологий, производительности труда  и уровне организации  материального  производства.

Необходимым условием дальнейшего  развития аграрного сектора  является увеличение доли государственной поддержки  в вопросах химизации сельского  хозяйства до уровня стран Западной Европы  и  США.  Прежде всего это касается известкования, гипсования и фосфоритования почв.  Во всех цивилизованных странах указанные мероприятия проводятся за счёт государства. Именно этот принцип использовало Правительство СССР при проведении своей политики во второй половине 20-го века.  Совершенно неприемлемым является используемый сейчас способ возвращения уже потраченных хозяйствами средств на эти цели. Ведь сельское хозяйство в силу своей специфики (получения продукции растениеводства один раз в году) никогда не располагает свободными или излишними средствами, не получает предоплату за реализованную продукцию (в отличие от промышленности) и, таким образом, специально ставится  в условия, чтобы оно не воспользовалось даже этими льготами.

Основной причиной низкой рентабельности  АПК является диспаритет цен.  Он имеет место ежегодно после 1991 года. Например, в 2003 – 2008 годах соотношение индексов цен составляло 0,96; 0,96; 0,83; 0,94; 1,04; 0,77.  То есть лишь в 2007 году цены изменялись равными темпами.  В другие годы ценовая агрессия против села была налицо.

По оценке учёных ВНИИЭСХ  в результате диспаритета цен сельское хозяйство России ежегодно теряет 115-120 млрд. рублей.

Например, аммиачная селитра  в 2007 году подорожала на 88 % (с 5000 до 9400 руб.)  самые дорогие сложные удобрения  – на 55 %, а за 1 квартал 2008 года ещё  на 30 %.  За девять месяцев 2008 года цены на минеральные удобрения повысились в среднем на 70 %. Цены на дизтопливо возросли перед уборочными работами  на 30 %.  Цены на продукцию сельского  хозяйства выросли только на 1,5 %,  а на животноводческую продукцию даже снизились примерно на 3 %.

В таблице 3  представлен  один пример сложившегося диспаритета цены на один вид минерального удобрения (азофоску) и зерновые культуры (пшеницу) в сравнении с 1990 годом.  Именно такое соотношение между минеральными удобрениями и зерновыми должно быть в реальной жизни. Подтверждением этого является практика мировых цен. Ведь в настоящее время на мировом рынке цена минеральных удобрений и цена зерна пшеницы примерно равны или различаются на 5-10 %.

В развитие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»  и  Государственной программы  развития сельского хозяйства  и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»  вновь предусматриваются  компенсационные выплаты из бюджета  на покупку минеральных удобрений (в 2005-2007 годах они были заморожены).  Однако они, как и другие начинания  Правительства в последние 15 лет  не охватывают  всё  сельское хозяйство, а больше касаются экономически крепких  хозяйств.  Суть вопроса в том, что предусмотренная 30 %  компенсация  затрат на удобрения обеспечена выделенными  ресурсами всего на треть объёма покупаемых хозяйствами удобрений. Фактически это десятипроцентная  помощь на весь объём удобрений.  Если учесть, что она выплачивалась (компенсировалась) хозяйствам только через несколько месяцев (после  покупки удобрений за полную стоимость), то в условиях глубокого экономического кризиса сельского хозяйства, купить удобрения в необходимом количестве могли только самые благополучные  предприятия или холдинги. Именно им и доставались эти дотации. Основная  масса  предприятий  их  не  получала.

В 2009 году субсидии на приобретение средств защиты растений предусмотрены  были только под рапс. К тому же химические средства защиты растений будут поставляться в хозяйства только после произведённой  оплаты, чего раньше не было.

Рассматривая вопросы  перспективного использования удобрений  и агрохимикатов на ближайшую перспективу мы исходим из положений Федеральных законов о развитии сельского хозяйства.  Анализ современного экономического и правового положения сельскохозяйственных производителей  и аграрной политики государства свидетельствует, что в течение ближайших 7-8 лет существенных изменений в темпах  развития  сельского хозяйства не произойдёт. Потребление минеральных удобрений не  превысит 2,0-2,2  млн. т д.в. в год, органических 60-70 млн. т., известкование будет производиться на площади 250-300 тыс. га в год, фосфоритование на уровне 30-40 тыс. га, а гипсование  на 0,5-1,0 тыс. га.  Выделяемые государством на период до 2012 года ресурсы для сельского хозяйства соразмерны с инфляцией, составляющей по товарам для села не менее 30-40 % в год. Наши расчёты показали, что цены на промышленные товары до периода 2015 года возрастут (при среднегодовой инфляции 20 %)  в 3,7 раза. При лучшем сценарии  рост  цен на сельскохозяйственную продукцию не превысит 3-5 % в год. В этом случае цены реализации  повысятся только на 40-50 %. Диспаритет цен сохраниться и покупательная способность села упадёт против нынешнего уровня примерно в 2 раза. В этих условиях технического перевооружения отрасли не произойдёт, посевные площади сельскохозяйственных культур в лучшем случае останутся на нынешнем уровне. Средств на покупку минеральных удобрений у производителей в сравнении с 2008 годом больше не станет, а значит, их потребление не возрастёт.

Сегодня, по нашим расчётам, от применения удобрений и химических средств защиты  получается и  сохраняется не менее половины  растениеводческой продукции. При  этом прибавка урожая зерновых культур  составляет 9-10 млн.т.  Она сохраниться на этом же уровне и на период до 2015 года.

Необходимость восстановления паритета цен на сельскохозяйственную продукцию  и промышленные товары потребляемые селом можно подтвердить  тем, что итоги хозяйственного года  сельскохозяйственное предприятие  определяет при сравнении себестоимости  произведённой за год продукции  и полученной от реализации этой продукции  суммы средств.  Только при паритете цен хозяйства будут иметь положительные итоги и рентабельность производства на уровне 30-35 %, обеспечивающую расширенное воспроизводство.

В настоящее время основное внимание государство уделяет развитию малых форм хозяйствования, при этом экономическая сторона касается лишь вопросов кредитования (субсидирование процентных ставок). Ещё большую заинтересованность оно проявляет к  деятельности посредников в лице «Россельхозбанка» и «Росагролизинга», которым выделены за несколько лет сотни млрд. руб.  Однако состояние сельского хозяйства (долги хозяйств превышают 1 трлн. руб.) и его инфраструктуры, исчезновение с лица земли десятков тысяч деревень показывает, что положение с каждым годом усугубляется. Именно об этом говорит тот факт, что импорт продовольствия  в самом успешном 2008 году возрос более чем на 20 % и достиг 35,6 млрд. долларов, или более 1 трлн. рублей.

Таким образом,  первой и  самой главной задачей  государства  является установление паритета цен  при обмене товаров промышленности и сельского хозяйства. Пути решения  этой задачи не имеют принципиального  значения. Лишь только при этом условии  будут эффективными проводимые сегодня  и провозглашаемые как основополагающие для села, финансовые мероприятия. Ведь ни один хозяин не будет развивать  производство, заведомо зная, что реализация  продукции принесёт одни убытки. А  пока так обстоят  у большинства  предприятий, не имеющих законченного цикла производства и вынужденных  продавать сырьё, а не готовую  к  потреблению продукцию.

Сохранение сельского  хозяйства как системообразующего сектора экономики страны, определяющего  удовлетворение жизненных потребностей всего населения, как сектора, который  является  «заказчиком» и  «потребителем»  всех товаров и услуг для большинства  отраслей промышленности, а значит, способствует созданию новых рабочих  мест (1 крестьянин даёт работу  12-16 рабочим), снижению безработицы и определяет уровень жизни населения,  невозможно без кардинального изменения  политики государства.  В этом отношении примером должна стать политика передовых стран мира, где сельское хозяйство является приоритетом перед всеми другими  отраслями,  его поддержка обеспечивает продовольственную безопасность, независимое положение на мировом рынке, гарантирует продовольственное обеспечение населения отечественными продуктами питания, освоенность всей территории страны и  её  военную  безопасность.  На развитии и поддержке своего агарного сектора зиждется  сохранение населения своей страны, его образа жизни, обеспечивается развитие всех коренных народов. В конечном счёте, от развития, в первую очередь аграрного сектора, зависит процветание государства или его постепенное умирание.


Информация о работе Организация Картофелеводство