Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:09, контрольная работа
Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.
Формы организации ИКС многообразны. Можно выделить следующие модели:
государственные службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления;
Введение…………………………………………………………………………..3
Государственное финансирование……………………………………………....6
Финансирование коммерческими компаниями………………………………..13
Финансирование негосударственными организациями……………………....17
Самоокупаемость и ценообразование на платные услуги ИКС……………...19
Финансовый анализ проектов создания и функционирования ИКС…………22
Вывод……………………………………………………………………………..25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Государственное финансирование…………………………………………
Финансирование коммерческими компаниями………………………………..13
Финансирование
Самоокупаемость и ценообразование на платные услуги ИКС……………...19
Финансовый анализ проектов создания и функционирования ИКС…………22
Вывод…………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Одним из важных вопросов
организации информационно-
Формы организации ИКС многообразны. Можно выделить следующие модели:
государственные службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления;
государственные службы, организованные на базе учебных заведений (так называемая модель “land-grant" университетов);
кооперативные фермерские организации или объединения сельских товаропроизводителей по оказанию консультационных услуг;
консультационные службы как структурные подразделения (отделы) коммерческих фирм;
самостоятельные частные консультационные службы.
Как правило, службы, организованные по любой из перечисленных моделей, используют все формы и источники финансирования, но каждая из моделей имеет свои особенности в организации финансирования.
В большинстве стран мира информационно консультационная служба зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики - модель “land-grant" Университетов, - где нашла наиболее широкое распространение и развитие. Финансирование службы осуществляется на комбинированной основе, которая предполагает использование различных источников:
федеральный бюджет;
бюджет штата;
бюджет округа;
гранты и спонсорская помощь;
коммерческая деятельность.
Информационно-консультационные службы, созданные на основе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций (например, в Дании и на Тайване), также имеют ряд особенностей финансирования:
основными источниками финансирования такой службы являются денежные и имущественные вклады (паевые взносы) товаропроизводителей;
контроль за использованием финансовых ресурсов осуществляется непосредственно самими товаропроизводителями (или их представителями);
в случаях, когда финансовыми
ресурсами распоряжается
Последние десятилетия
широкое распространение
Основным источником финансовых поступлений частных консультационных служб является плата за консультационные услуги. Консультации, предоставляемые на платной основе, усиливают направленность службы на проблемы пользователей и повышают эффективность взаимоотношений между консультантом и клиентом. Клиент, оплачивая консультационные услуги, ожидает значительного эффекта от вложенных средств и предъявляет законные требования к качеству предоставляемых услуг. С другой стороны, частная консультационная служба полностью зависит от заинтересованности товаропроизводителей в получении услуг и желания платить за них. Такое положение частных служб обусловливает некоторые особенности финансирования:
в финансовом отношении
частные службы имеют высокую
степень независимости и
частные службы относительно отдалены от государственных институтов и, как правило, не имеют достаточно широких возможностей по привлечению других источников финансирования кроме взимания платы за услуги.
Организации, финансирующие консультационную службу для сельских товаропроизводителей, делают это ради достижения собственных целей. Причины для вложения капитала в ИКС различны, поскольку цели этих организаций по отношению к сельскохозяйственным знаниям и системе информации различаются.
Государственное финансирование
Рассмотрим ситуации, в которых государство должно вкладывать деньги в распространение сельскохозяйственных знаний. Выделяют 4 такие ситуации
I. Когда общество в
целом извлекает относительно
большую выгоду от
II. В случаях такого
распространения
III. Когда государственные программы сельского развития могут осуществляться более эффективно, если они скомбинированы с деятельностью консультационной службы;
IV. Когда частные предприятия
недостаточно обеспечивают
Государство должно финансировать
распространение
Имеется много исследований, показывающих, что инвестиции в исследования в аграрной сфере и консультационную деятельность обычно имеют большую отдачу. Высокая рентабельность означает, что эти инвестиции уменьшают затраты на производство продовольствия, что в больших масштабах приводит к снижению потребительских цен и дает фермерам дополнительные возможности выхода на мировой рынок (Beynon, 1998). Государству это к тому же облегчает задачу поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию.
Все зависит от выгодности рыночной ситуации по отношению к потребителям или производителям. Если страна экспортирует кофе, удельный вес которого в мировом производстве равен 0,1%, то высокий уровень производительности фермеров, производящих кофе, не повлияет на рыночные цены, однако может значительно увеличить их доход. Если страна производит и потребляет почти весь рис собственного производства, то повышение урожаев риса будет выгодно потребителям, так как будут снижены цены, а фермерские семьи также являются потребителями. В этом случае потребителям может быть очень выгодно финансировать распространение сельскохозяйственных знаний о производстве риса, выплачивая налоги. Например, изменение производства молока в Индии. Между 1978 и 1993 годами производство молока в этой стране увеличилось на 114%. А реальная розничная цена молока была снижена на 32% главным образом за счет того, что фермеры научились производить, перерабатывать и более эффективно продавать питьевое молоко, принося, таким образом, значительную пользу потребителям (Candler & Kumar, 1998).
Во многих странах государство поддерживало доход своих фермеров и сельскохозяйственных товаропроизводителей, ограничивая импорт сельскохозяйственных продуктов. Такой способ поддержания доходов все более ограничивается правилами Всемирной Торговой Организации. Повышение конкурентоспособности фермеров путем финансирования исследований в аграрной и консультационной сфере может быть эффективнее и дешевле. Однако при принятии решения необходимо понимать, что налогоплательщики должны оплачивать налоги для финансирования исследований и консультаций в сельском хозяйстве, а не просто повышение пошлин на импорт продовольствия.
Какой вид распространения
сельскохозяйственных знаний государство
может осуществлять лучше и дешевле,
чем другие? Одна из причин приватизации
государственных
Бэлл (1998) подчеркивает, что государственная ИКС стремится помочь развитию всего общества, тогда как частная консультационная фирма помогает индивидуальным сельскохозяйственным товаропроизводителям увеличивать их доход. Без увеличения доходов товаропроизводители не согласны платить консультационные взносы, необходимые фирме для обеспечения доходности. А это влияет на выбор консультационных методов и определение целевых аудиторий. Например, очень эффективной для введения улучшенных хозяйственных приемов и инноваций может быть демонстрация. Но частная консультационная служба не будет использовать этот метод, так как это не даст ей возможности получить плату за передачу знаний каждому клиенту в отдельности.
Обычно частная
Государственные программы сельскохозяйственного развития могут быть более эффективными при их объединении с консультационной службой. Например, многие государства, субсидируя совершенствование инфраструктуры, например, ирригацию, поощряют развитие сельского хозяйства. Эти улучшения открывают возможности производителям увеличить их доход, получая более высокие урожаи. Чем скорее и эффективнее они используют эти возможности, тем выше будет доходность вложений в инфраструктуру. ИКС может обучать фермеров использовать эти возможности быстро и эффективно. Поэтому Индийское правительство в течение нескольких лет финансировало программу распространения сельскохозяйственных знаний, как часть ирригационных проектов. Инвестиции в распространение сельскохозяйственных знаний были намного меньше, чем инвестиции в ирригационные проекты.
Государство должно финансировать сельскохозяйственные службы по распространению опыта, когда общественные блага, которые необходимы обществу, недостаточно обеспечиваются частным сектором. Например, многие консультации по защите растений проводятся компаниями, продающими пестициды. Не стоит рассчитывать, что они будут учить товаропроизводителей снижать дозу действующих веществ их препаратов, применяя интегрированную систему борьбы с вредителями, тогда как в некоторых ситуациях вполне возможно уменьшить использование химических средств. Когда такое изменение будет желательно еще и с точки зрения охраны окружающей среды, то государство может принять решение профинансировать программу распространения информации по интегрированной системе борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.