Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

В настоящий момент в мире информационно-консультационная деятельность рассматривается как организационный обмен информации и целенаправленное передача навыков. На сегодня это широко масштабная возглавляемая и контролируемая государственными властями и различными международными организациями деятельность, без которой невозможно представить развитие сельских территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Платные услуги в системе ИКС
1.1. Основные понятия и сущность ИКС
1.2. Структура и задачи ИКС на разных уровнях
1.3. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года
1.4. Платные услуги в сфере ИКС
ГЛАВА 2. Оценка эффективного функционирования ИКС
2.1. Современное состояние ИКС АПК России
2.2. Рекомендуемые методы оценки эффективности работы ИКС
2.3. Итоги работы АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» за 2006 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

 

1.4.           ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ИКС

Экономическая сущность службы заключается, прежде всего, в улучшении производственных и экономических показателей работы сельхозтоваропроизводителей в результате информационно-консультационного обслуживания. Однако серьезнейшее влияние на организационно-экономический характер формирования информационно-консультационной службы оказывает финансовая поддержка, преимущественно со стороны государства. Являясь в большинстве своем некоммерческими государственными структурами, региональные информационно-консультационные службы ориентируются на оказание безвозмездных услуг, хотя у многих из них имеется опыт оказания платных услуг.

Проблема коммерциализации службы является на самом деле одной из центральных с точки зрения перспектив ее развития.

Надо признать как факт, что в силу причин экономического характера государство в ближайшее время не сможет обеспечить в необходимых объемах финансовую поддержку аграрного сектора. Поэтому на разных уровнях усиленно пропагандируется идея возможного быстрого перехода службы на принцип самоокупаемости.

Однако при внешней привлекательности этой идеи надо учитывать следующие реалии. Как показывает мировой опыт, повсеместно, на первых этапах своего развития, служба оказывает безвозмездные услуги. По мере завоевания авторитета и только в условиях стабильного развития сельского хозяйства, пользующегося государственной поддержкой, службы постепенно переходят на оказание платных услуг. Этот промежуток времени является достаточно продолжительным. Нидерландам и Дании, например, потребовалось 120 лет, чтобы просто поставить этот вопрос, а в Англии консультационные службы смогли перейти на частичное самофинансирование только через 50 лет работы. Что касается нашей страны, то здесь, помимо указанных факторов, необходимо учитывать и финансовое положение сельхозтоваропроизводителей. Сегодня ситуация такова, что большинство из них не в состоянии оплачивать советы и консультации. Кроме того, серьезным психологическим фактором является формировавшийся в течение многих десятилетий менталитет отечественного товаропроизводителя, привыкшего к бесплатному информационному обслуживанию. Поэтому к расширению сегмента платных услуг необходимо приступать с крайней осторожностью.

Следует отметить, что платная услуга в условиях современного состояния отрасли возможна и даже необходима, если структура ИКС непосредственно участвует в реализации того или иного проекта и претендует на часть реальной прибыли, получаемой на финише. Динамика процесса перехода на платные услуги должна соответствовать процессам стабилизации сельского хозяйства и укреплению информационно-консультационной службы.

К проблеме коммерциализации службы можно подойти с другой стороны. Как известно, в большинстве развитых стран сельское хозяйство является дотационной отраслью. По имеющимся данным, Япония тратит на поддержку сельхозтоваропроизводителей 49 млрд. долларов (что по отношению к продукции, получаемой в сельском хозяйстве, составляет 63%), страны ЕС - 130 млрд. долларов (43,5% к производству продукции), США - 47 млрд. долларов (22% к производству продукции). Наша страна не может быть исключением из этого правила и выпадать из общемировых экономических закономерностей. Поэтому в той или иной форме сельское хозяйство в России также будет дотироваться. Однако характер этих дотаций, в силу складывающейся экономической ситуации, принимает несколько иные формы. Так, в последнее время поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется в виде выделения целевых дотаций, субсидий, горюче-смазочных материалов на условиях товарного кредита, льгот по налогообложению и оплате электроэнергии, предоставления отсрочек по различным платежам и др.
Все же, несмотря на известные экономические трудности, необходимо пойти на прямую финансовую поддержку службы, как это делается в других странах. Финансирование деятельности информационно-консультационных служб за счет средств бюджета вполне допустимо рассматривать как одну из форм государственной поддержки сельского хозяйства. Тем более, что многочисленные исследования свидетельствуют о высокой доходности вложений в информационно-консультационную деятельность (более 15% в год). Иначе говоря, вложенные государством затраты на поддержку службы очень быстро могут компенсироваться в виде значительного повышения эффективности сельского хозяйства.

В настоящее время в аграрном секторе экономики усилилась экономическая и социальная доля личных подсобных хозяйств сельского населения и крестьянско-фермерских хозяйств. Непосредственно по отношению к ним ИКС является основным источником получения дополнительной информации, так как и фермер, и владелец личного подсобного хозяйства должен владеть вопросами растениеводства, животноводства, агрономии, экономики, маркетинга, и многими другими, играющими не маловажную роль в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, водном лице. Работники ИКС помогают им правильно организовать производство, консультируют по вопросам нововведения, оказывают платные услуги, что в совокупности обеспечивает эффективное ведение хозяйства потребителям информационно – консультационных услуг. По оказанию платных услуг разрабатывается перечень платных услуг, предоставляемых службой ИКС, и утверждается директором ИКС. Примерный перечень платных услуг на примере Республики Чувашии приведен в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИКС

 

2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИКС АПК РОССИИ

Расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам  предусмотрено мероприятиями Минсельхоза России по выполнению Госпрограммы. Реализация  мероприятий Госпрограммы в 2008 году осуществлялась по  направлениям:

- методическое и нормативно-правовое обеспечение развития системы сельскохозяйственного консультирования;

- организация региональных центров по оказанию консультационной помощи  и расширение территориальной сети районных  информационно-консультационных центров;

- укрепление материально-технической базы организаций системы сельскохозяйственного консультирования;

- кадровое обеспечение центров сельскохозяйственного консультирования;

- расширение объемов и повышение качества консультационной помощи  сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.

Результаты ежегодно осуществляемого сотрудниками РЦСК мониторинга развития консультационной деятельности свидетельствуют, что в АПК России функционирует система   сельскохозяйственного консультирования, включающая федеральный, региональные и районные уровни (табл.2.1.1).

Федеральный уровень представлен Российским центром сельскохозяйственного консультирования и организовывающимся Федеральным учебно-методическим центром сельскохозяйственного консультирования, функции которого возложены на Учебно-методический кабинет профессионально-технического образования.

 

Таблица 2.1.1

Структура

системы сельскохозяйственного консультирования АПК России

 

Федеральный центр

1

Федеральный и региональные учебно-методические центры

28

Количество регионов, развивающих  консультационную деятельность

58

Количество региональных консультационных центров

56

В т.ч. в форме государственных учреждений (предприятий)

22

при образовательных учреждениях

15

при органах управления

7

В других формах

12

Количество районных информационно-консультационных центров

465

в т.ч. организованных в рамках  ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года»

234

В т.ч. в форме муниципальных учреждений (предприятий)

151

В т. ч. в форме структурных подразделений региональных центров

145

 

Региональные формирования системы сельскохозяйственного консультирования организовываются в форме государственных учреждений и предприятий, таких  большинство - 22 центра, структурных подразделений образовательных учреждений (15 центров), некоммерческих и коммерческих организации (12 центров). В 7 регионах функции региональных структур возложены на отделы органов управления АПК субъектов РФ.

За 2008 год в 80-ти  сельских районах, дополнительно к 385 работающим районным центрам сельскохозяйственного консультирования, организованы новые. Всего на начало 2009 года функционируют 465 районных (межрайонных) центров, из которых 32% (151 центр) организованы в форме муниципальных учреждений (предприятий), 145 - являются структурными подразделениями региональных формирований, 108 центров  работают в виде различных некоммерческих и коммерческих структур. В 57 районных управлениях сельского хозяйства на правах отделов, как правило, численностью в 1-2 человека обозначены консультационные подразделения (Республика Башкортостан, Орловская, Рязанская, Омская области).

Основное количество районных центров  создано   в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года»  (всего в 29 субъектах РФ  создано 234, в т. ч в 2008 году 98 центров) (Приложение 2).

В системе сельскохозяйственного консультирования занято 2888 чел., из которых 1168 чел. работают в региональных центрах, 1673 чел. в районных центрах (табл. 2.1.2).   

Таблица 2.1.2

Кадровый состав системы сельскохозяйственного консультирования

 

Количество, чел.

в т.ч в федеральных

центрах

в т.ч. в региональных

центрах

в т. ч в районных

центрах

Штатные сотрудники

1825

44

744

1037

Совместители

1063

               3

424

636

Всего

2888

47

1168

1673

 

За отчетный год в формирования сельскохозяйственного консультирования пришло на работу 552 консультанта, в т.ч. 281 чел. на постоянную основу. По нашему мнению это дает основание считать, что в АПК России формируется профессиональный состав консультантов. В составе консультационных центров работают консультанты различных (экономисты и бухгалтера – 940 чел., агрономы – 364 чел., зоотехники – 327 чел., юристы – 233 чел., специалисты по информационным технологиям и других) специальностей (рис 2.1.1).     

Рис.2.1.1. Специализация консультантов системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 г.

В 2008 году формированиями системы сельскохозяйственного консультирования оказано более 346 тыс. консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, организовано более 3,0 тыс. выставочно-демонстрационных мероприятий, проведено 3,4 тыс. семинаров (конференций, круглых столов) с общим количеством участников 84,4 тыс. человек. Периодически издавалось 18 журналов,  издано 227 наименований  книг и брошюр,   4,0 тыс. - другой печатной продукции (информационные листы,  бюллетени, буклеты), написано более 4 тыс. статей.

Наиболее востребованными в 2008 году были консультационные услуги в области экономики, кредитования и бухгалтерского учета – 46 %, технологии производства – 26 %, юриспруденции – 7 %,  маркетинга 5 %. Кроме них консультации оказывались по вопросам занятости сельского населения, экологии, программного обеспечения и другим проблемам производства и жизнеобеспечения  (рис.2.1.2).

Рис. 2.1.2 Тематика консультационных услуг, оказанных формированиями системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 г.

 

Основной контингент пользователей консультационных услуг составили сельскохозяйственные товаропроизводители – 66 %, а также владельцы ЛПХ, садоводы и огородники – 20 %, специалисты органов управления АПК – 9 % (рис.2.1.3).

 

Рис.2.1.3. Пользователи консультационных услуг, оказанных формированиями системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 г.

Наибольший объем в  2008 году составили услуги для фермеров и крупных сельхозтоваропроизводителей. Ежегодное снижение услуг в категории «других» пользователей мониторинг показывает устойчивую тенденцию  развития системы сельскохозяйственного консультирования (рис. 2.1.4).

В 2008 году региональные центры учредили Ассоциацию организаций сельскохозяйственного консультирования.

Ассоциация создана с целью координации развития системы сельскохозяйственного консультирования и совершенствования деятельности ее формирований в оказании консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, повышении  эффективности и устойчивости  функционирования системы сельскохозяйственного консультирования.

Информация о работе Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей