Система охлаждения двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:33, реферат

Описание

Расширительный бачок. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN». В верхней части бачка выполнены два патрубка для подсоединения пароотводящих шлангов радиатора системы охлаждения и радиатора отопителя, в нижней части — патрубок для подсоединения наливного шланга системы охлаждения

Работа состоит из  1 файл

Система охлаждения двигателя ЛАДА.docx

— 431.36 Кб (Скачать документ)

В радиаторы, изготовленные  из алюминия, не рекомендуется в  качестве охлаждающей жидкости заливать воду, так как использование воды приводит к коррозии трубок радиатора.

Негерметичность соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотность соединений фланцев патрубков, негерметичность сливных пробок и крана отопителя, повреждения шлангов, трещины в бачках и сердцевине радиатора, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса вызывают подтекание, утечку охлаждающей жидкости. Жидкостные насосы проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие.

Для поддержания  жидкостного насоса в исправном  состоянии необходимы его своевременный  осмотр и обслуживание. Техническое обслуживание жидкостного насоса заключается в своевременной регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса. У некоторых автомобилей, чтобы избежать поломки корпуса жидкостного насоса, при его разборке необходимо пользоваться специальным съемником. Крыльчатку жидкостного насоса нельзя снимать съемником, который применяют для снятия приводных шкивов или ступиц, иначе она будет повреждена или выведена из строя, так как изготовлена из пластмассы или чугуна и легко ломается.

Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса заменяют текстолитовую шайбу и резиновые  манжеты или сальник. Сальник  жидкостного насоса, прокладки и  зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при  ремонте насоса нужно заменить. Производить? разборку и сборку насоса с применением  ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно  удалить, так как оно может  попасть на приводной ремень.

При попадании в  картер двигателя воды из системы  охлаждения прежде всего нужно заменить прокладку головки/ блока. Однако случается, что причина не в ней, а в трещине во внутренней стенке головки блока. Когда после остановки двигателя клапан открыт, вода проникает через него в цилиндр и далее в картер. В этом случае для устранения неисправности головку блока заменяют.

Если жидкостный насос при работе издает шум, необходимо проверить его осевой люфт. В автомобилях  ВАЗ жидкостный насос порой при  снижении оборотов двигателя начинает издавать резкий скрипучий прерывистый  звук. Появляется он в результате износа двигателя. Нагнетание смазки в подшипник  лишь на время может этот звук устранить. Причиной неисправности, как правило, бывает стопорящий винт, ненадежно  закрепляющий подшипник в корпусе. Слегка покачиваясь, он  издает резкий звук от трения наружной обоймы. Чтобы избавиться от звука, можно заменить штатный стопорящий винт болтом длиной 17 мм с резьбой М6 и головкой под ключ на 10 мм. Стержень болта стачивают на конус, тогда появляется возможность подтягивать стопорящий винт ключом без снятия крыльчатки насоса и шкива ремня.

При ремонте расширительного  бачка системы охлаждения двигателя  обычно отдельные небольшие трещины  на шве, который соединяет нижнюю и верхнюю половины бачка, можно  заварить, используя паяльник для  нагрева пластмассы, из которой сделан бачок. Если трещины более 20 мм или  размеры бачка увеличены, такой  бачок подлежит замене. Вздутие расширительного  бачка может произойти из-за залипания  выпускного клапана в его пробке, что приводит к повышению давления в системе охлаждения.

Для предотвращения возможных неисправностей системы  охлаждения двигателя необходимо помнить, что заливать холодную воду в горячий  двигатель нельзя, так как это  может привести к образованию  трещин в рубашке охлаждения блока  цилиндров. После слива охлаждающей  жидкости запрещаются запуск и кратковременная  работа двигателя, так как это  может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок и короблению головок  блоков цилиндров.

Частая смена  воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образование  накипи. При засорении сердцевины радиатора системы охлаждения ее следует прочистить струей воды или  сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно промыть систему  охлаждения. При незначительном отложении  накипи систему охлаждения промывают чистой водой. Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки нового автомобиля и при сезонных технических осмотрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

 
Система охлаждения поддерживает оптимальный  тепловой режим двигателя путем  регулируемого отвода теплоты от наиболее нагревающихся деталей. 
При недостаточном отводе теплоты двигатель перегревается, из-за чего:  
• не развивает максимальной мощности  
• увеличивается расход топлива  
• быстро изнашиваются детали из-за недостаточной смазки  
Принудительный отвод теплоты в двигателях осуществляется с помощью воздушной и жидкостной систем охлаждения (воздух и жидкость). Жидкостные системы охлаждения более эффективны в работе, создают меньший шум, и обеспечивает лучший пуск в условиях низких температур.  
Жидкостная система охлаждения двигателя состоит из следующих элементов:  
• рубашки охлаждения - пространства, вокруг цилиндров двигателя и их головок, заполненного охлаждающей жидкостью 
• радиатора - устройства, служащего для охлаждения нагретой жидкости. Это теплообменник, в котором теплота жидкости передается потоку воздуха  
• патрубков, соединяющих рубашку охлаждения и радиатор  
• жидкостного насоса центробежного типа, обеспечивающего циркуляцию жидкости  
• термостата - автоматического клапана, способствующего ускорению прогрева двигателя и регулирующего количество жидкости, проходящей через радиатор. Двигатель не прогрет - закрыт клапан термостата - работает малый круг циркуляции. Двигатель прогрет - клапан термостата открывается и жидкость циркулирует по большому кругу  
• вентилятора, служащего для повышения скорости и количества воздуха, проходящего через радиатор  
• жалюзей, поддерживающих тепловой режим двигателя  
• заливной горловины с пробкой (в пробке имеются клапаны, через которые внутренняя система охлаждения сообщается с атмосферой)  
В закрытых системах охлаждения поддерживается избыточное давление (до 100 кПа) вследствие чего температура кипения охлаждающей жидкости повышается до 120°С.  
Оптимальным температурным режимом двигателя является такой, при котором температура охлаждающей жидкости в головке блока цилиндров находится в пределах 80-100°С.  
Некоторые марки автомобилей оснащены предпусковыми подогревателями, что облегчает пуск двигателя и замедляет изнашивание цилиндров и поршней.

Замена жидкости в системе  охлаждения двигателя.

Обслуживание системы  охлаждения современного двигателя, заправленной антифризом (низкозамерзающей жидкостью  — ОЖ), многие водители сводят лишь к подтяжке хомутов на шлангах, забывая  периодически его заменять. Вспомнив же, гадают — промывать систему  или нет? А если да, как и чем?  
Основные причины замены жидкости  
1. Старение ОЖ.  
Даже при нормальной эксплуатации автомобиля в антифризе уменьшается содержание присадок. В основном они расходуются на борьбу с коррозией. Старая жидкость сильнее пенится, следовательно, хуже передает тепло, а значит, мотор может перегреваться. Кроме того, в “изношенной” ОЖ детали двигателя сильно корродируют. Поэтому антифриз необходимо периодически заменять. Длительность его хранения (иногда до пяти лет) назначает изготовитель, а срок службы (как правило, два года) — автозавод.  
Иногда, например при попадании в систему охлаждения выхлопных газов (через неисправную прокладку головки блока) или воздуха (в местах утечки), жидкость стареет раньше срока. Если на внутренней поверхности расширительного бачка образуется желеобразная масса, при легком морозе (до минус 15°С) антифриз становится кашицеобразным, в нем выпадает осадок, а электровентилятор радиатора срабатывает все чаще, жидкость нужно заменить при первой же возможности. Когда антифриз стал рыже-бурым, коррозия деталей системы охлаждения уже началась. Поэтому его замена неотложна независимо от того, сколько он прослужил.  
2.Смешивание неподготовленной воды (см. справку) с ОЖ, а также несовместимых марок жидкостей.  
В безвыходных ситуациях, например при самостоятельном ремонте в дальней дороге (замене шлангов, помпы, термостата и т.п.), в ОЖ часто добавляют воду из первого попавшегося под руку источника. Это активизирует коррозию и вызывает образование взвеси (нетвердого осадка). Она ухудшает циркуляцию жидкости и может затруднить работу водяного насоса (помпы).  
Чем больше добавлено такой воды, тем хуже. В ней обязательно есть различные соли, преимущественно кальция и магния, а в водопроводной, кроме того, — хлориды и сульфаты. Если в системе охлаждения оказалась только неподготовленная вода, через 4-6 месяцев эксплуатации (возможно, и раньше) на металлических поверхностях, как правило, в местах сильного нагрева образуется еще и накипь (твердый и прочный налет), плохо передающая тепло. Она снижает теплоотвод от тех частей системы, которые, наоборот, нужно особенно интенсивно охлаждать.  
Кроме того, в одних местах накипь сужает проходное сечение каналов, а в других — коррозия их расширяет. Это нарушает равномерность теплопередачи, вызывая местные перегревы или переохлаждения. В результате не исключены коробление головки блока цилиндров, пробои ее прокладки, детонация двигателя и т.д.  
Поскольку в любом случае при сливе около 10% жидкости остается в системе, лучше ее промыть, удалив эти остатки. Иначе присадки свежего антифриза, взаимодействуя со старой ОЖ, начнут расходоваться раньше, а его ресурс будет меньше планируемого.  
Но если при плановой замене жидкости промывка желательна, то после слива смеси или воды — обязательна.  
Содержание солей (магния и кальция) в воде характеризует ее жесткость. Чем она больше, тем быстрее растет накипь в системе охлаждения двигателя.  
Очень мягкая вода (атмосферная — дождевая и снеговая) накипи не дает, мягкая (поверхностная — речная и озерная в средней полосе России) — образует ее медленно, а жесткая и очень жесткая (грунтовая — родниковая, колодезная, артезианская) — быстро.  
Для компенсации естественного снижения уровня антифриза (при испарении) и промывки систем охлаждения пригодна только мягкая или дистиллированная (без железа и хлоридов), а также деионизированная (еще и без кальция и магния) вода. В крайнем случае, можно применить водопроводную, прокипятив ее примерно 30 мин, чтобы уменьшить содержание солей. 

Промывка системы охлаждения

 
Плановая замена антифриза. Когда он еще не стал рыже-бурым, достаточно один раз промыть систему  дистиллированной или, в крайнем  случае, подготовленной водой.  
Переход с воды на антифриз, замена его раньше срока или загрязнение системы (накипью или герметиком).  
Накипь и продукты коррозии можно удалить только специальными промывочными средствами (концентратами) — водными растворами слабых кислот (муравьиной, щавелевой или соляной) с добавленными ингибиторами коррозии. Промывать систему нужно в соответствии с указаниями их предприятия-изготовителя.  
После чистки желательно удалить остатки моющего состава, промыв систему дистиллированной водой — как минимум один раз, если в инструкции к жидкости не указано иначе.  
Герметик загрязняет систему, когда в борьбе с мелкими течами (или одной, но в труднодоступном месте) забывают о рекомендованной изготовителем дозе. Ее увеличивают, но засыпанный сверх меры герметик, подобно накипи, ухудшает теплообмен в основном радиаторе и снижает эффективность отопителя.  
Кроме того, герметик может отрицательно влиять на жидкость, уменьшая срок ее эксплуатации. Поэтому целесообразно чаще контролировать состояние ОЖ, чтобы вовремя заметить признаки старения.  
Очистить систему удается не всегда. Промывочный состав должен быть максимально эффективным. О его возможностях можно судить по рекомендациям изготовителя (на этикетке), отзывам знакомых или продавцов. Если после мойки системы симптомы загрязнения остались, нужно повторить процедуру с другим средством. Когда и это не помогло, как правило, приходится менять радиатор — основной или отопителя.  
В очищенной от герметика системе часто возобновляются течи жидкости, поэтому нужно быть готовым к их устранению — вплоть до ремонта и замены узлов.  
Признаки внутреннего загрязнения системы охлаждения (когда снаружи двигатель и радиатор чистые, термостат, электровентилятор и датчик его включения исправны) следующие:  
• стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости стремится к красной зоне шкалы;  
• жидкость в системе охлаждения закипает;  
• практически постоянно работает электровентилятор радиатора;  
• плохо греет "печка".  
Порядок промывки:  
• открыть кран радиатора отопителя (если есть), чтобы в нем или в подводящих шлангах не осталась жидкость;  
• снять крышку расширительного бачка1, иначе ОЖ будет сливаться медленнее и неполностью;  
• слить “старую” жидкость. Как правило, на радиаторе и блоке цилиндров двигателя предусмотрены отверстия, закрытые резьбовыми пробками. Если они труднодоступны или есть опасения их “сорвать”, можно снять шланги с нижних патрубков радиатора. Когда двигатель горячий, сливать жидкость надо осторожно, чтобы не обжечься;  
• ввернуть пробки сливных отверстий или закрепить снятый шланг;  
• залить в систему моющую жидкость. Чтобы воздух из каналов успевал выходить и не образовались воздушные пробки, лить нужно тонкой струйкой. Кроме того, в верхней точке системы полезно отсоединить какой-либо шланг, например подогрева карбюратора или дроссельного патрубка (на впрысковом двигателе). Когда из него покажется жидкость, нужно быстро вернуть его на место;  
• для дополнительного удаления воздуха “прокачать” шланги, подходящие к радиатору от двигателя, несколько раз посжимав их;  
• пустить двигатель, если пузыри воздуха не выходят в расширительный бачок (или горловину радиатора), закрыть его пробку, прогреть мотор до рабочей температуры (чтобы открылся клапан термостата2, а жидкость циркулировала по всей системе) и дать ему поработать 20-60 мин. Чем грязнее была слитая ОЖ или дольше эксплуатировали мотор “на воде”, тем больше времени нужно для промывки системы;  
• заглушить мотор, слить промывочную жидкость, промыть систему водой и залить свежий антифриз. При этом действовать, как при первоначальном заполнении системы.

Диагностика неисправностей системы охлаждения двигателя

Диагностика системы охлаждения позволяет выяснить причину неисправности  данной системы. Основная неисправность - повышенная температура двигателя, указатель температуры находится  в красном диапазоне шкалы, что  указывает на перегрев двигателя. Основные причины перегрева двигателя:  
• Недостаточное количество жидкости в системе  
• Перегрузка двигателя  
• Слабое натяжение ремня вентилятора  
• Недостаточная производительность водяного насоса  
• Неисправность термостата  
• Засорение трубок  
• Закрыты жалюзи радиатора вследствие заедания троса управления жалюзи или оси створок  
• Большое отложение накипи в системе охлаждения  
Основные способы устранения в зависимости от причины: долить охлаждающую жидкость до нормы, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, произвести ремонт водяного насоса, проверить термостат (при необходимости заменить), промыть радиатор сильной струей воды при засорении трубок, при наличии накипи в системе охлаждения произвести химическую чистку, очистить от ржавчины и смазать графитной смазкой жалюзи радиатора.  
Иная неисправность - не сливается охлаждающая жидкость из сливного отверстия рубашки блока цилиндра. Причина - скопление накипи и продуктов коррозии в зоне сливного отверстия. Основной способ устранения - прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом сливное отверстие.  
Повышенный расход охлаждающей жидкости может указывать на неисправность клапана пробки радиатора, повреждение прокладки пробки радиатора, повреждение радиатора, утечку через соединения в системе охлаждения двигателя и в системе отопления. В зависимости от повреждения устраняется и основная причина неисправности.  
Следующей неисправностью в системе охлаждения двигателя может быть переохлаждение двигателя, что происходит по двум причинам:  
1. вследствие неисправности термостата  
2. заедания привода жалюзи в открытом положении.  
В этих случаях необходимо заменить термостат либо смазать графитной смазкой привод жалюзи, предварительно очистив его от ржавчины.

http://www.infocar-avto.ru/services23.shtml


Информация о работе Система охлаждения двигателя