Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 04:45, реферат
Аварией называется непредвиденное прекращение углубления скважины, вызванное нарушением состояния буровой скважины или находящегося в ней бурового инструмента. При этом отличительным признаком аварии обычно является наличие оставленных в скважине деталей бурового снаряда или инструмента, для извлечения которых необходимы специальные работы.
Спецвопрос
Аварии и осложнения
при направленном бурении скважин
Аварией называется
непредвиденное прекращение углубления
скважины, вызванное нарушением состояния
буровой скважины или находящегося
в ней бурового инструмента. При
этом отличительным признаком аварии
обычно является наличие оставленных
в скважине деталей бурового снаряда
или инструмента, для извлечения
которых необходимы специальные
работы.
Осложнением называется
затруднение углубления скважины, вызванное
нарушением состояния буровой скважины.
При направленном бурении
скважин, отличающихся от обычных наличием
интервалов с различной интенсивностью
искривления, расположенных на разных
участках трассы, возникают аварии
и осложнения, которые связаны
с процессом искусственного искривления
и его последствиями, что требует
специальных методов по их устранению.
Аварии и осложнения
при направленном бурении можно
разделить на два вида:
а) аварии и осложнения
при искусственном искривлении;
б) аварии и осложнения
после искривления.
Учитывая явно выраженную
связь аварийности бурильных
труб с характеристикой кривизны
скважин, полученной в результате применения
отклоняющей техники, представляется
целесообразным совместно рассмотреть
эти вопросы.
Аварии
Аварии, возникающие
при бурении, можно разделить
на четыре группы:
· аварии с долотами
(отвинчивание долота при спуске инструмента
вследствие недостаточного его закрепления,
слом долота в результате перегрузки
и т.д.);
· аварии с бурильными
трубами и замками (слом трубы
по телу; срыв резьбы труб, замков и
переводников и т.д.);
· аварии с забойными
двигателями (отвинчивание; слом вала
или корпуса и т.д.);
· аварии с обсадными
колоннами (их смятие; разрушение резьбовых
соединений; падение отдельных секций
труб в скважину и т.д.).
Для ликвидации аварий
применяют специальные
Осложнения
Обвалы пород возникают
вследствие их неустойчивости (трещиноватости,
склонности разбухать под влиянием воды).
Характерными признаками обвалов являются:
1. значительное
повышение давления на выкиде
буровых насосов;
2. резкое повышение
вязкости промывочной жидкости;
3. вынос ею
большого количества обломков
обвалившихся пород и т.п.
Поглощение промывочной
жидкости – явление, при котором
жидкость, закачиваемая в скважину,
частично или полностью поглощается
пластом. Обычно это происходит при
прохождении пластов с большой
пористостью и проницаемостью, когда
пластовое давление оказывается
меньше давления столба промывочной
жидкости в скважине.
Интенсивность поглощения
может быть от слабой до катастрофической,
когда выход жидкости на поверхность
полностью прекращается.
Для предупреждения
поглощения применяют следующие
методы:
1. промывка облегченными
жидкостями;
2. ликвидация
поглощения закупоркой каналов,
3. повышение структурно-
Газо-, нефте- и водопроявления
имеют место при проводке скважин через
пласты с относительно высоким давлением,
превышающим давление промывочной жидкости.
Под действием напора воды происходит
ее перелив или фонтанирование, а под действием
напора нефти или газа - непрерывное фонтанирование
или периодические выбросы.
К мероприятиям, позволяющим
избежать газо-, нефте- и водопроявлений,
относятся:
1. правильный
выбор плотности промывочной
жидкости;
2. предотвращение
понижения ее уровня при
Прихваты бурильного
инструмента возникают по следующим
причинам:
1. образование
на стенках скважины толстой
и липкой корки, к которой
прилипает бурильный
2. заклинивание
бурильного инструмента в
Ликвидация прихватов
– сложная и трудоемкая операция.
Поэтому необходимо принимать все
возможные меры, чтобы их избежать.
Причины аварий
Технические причины
аварий
1. Неудовлетворительное
качество исходного материала
(механическая прочность,
2. Применение
изношенных технических
3. Усталость металла,
возникающая в процессе
4. Использование
технических средств, которые
не соответствуют в полной
мере своему назначению.
5. Низкие эргономические
показатели применяемых
Технологические причины
аварий
1. Неправильный
выбор и нарушение
2. Необоснованный
выбор вида промывочной
3. Несоответствие
параметров глинистого или,
4. Использование
тампонажных смесей и цементных растворов
низкого качества, особенно в условиях
нарушения целостности стенок скважины.
5. Неправильный
выбор области применения
6. Плохая подготовка
скважины к геофизическим и
гидрогеологическим
Организационные причины
аварий
1. Несвоевременное
проведение профилактических
2. Нечеткая разработка
и осуществление мероприятий
по предупреждению и
3. Отсутствие
на буровой необходимых
4. Нерегулярное
проведение планово-
5. Нарушения в
оформлении технической
6. Внезапное прекращение
подачи электрической энергии
без предупреждения буровой
7. Отсутствие
радиотелефонной связи с
8. Нарушения существующих
норм и правил предупреждения
аварий, особенно при бурении
направленных и глубоких
9. Недостаточная
теоретическая и практическая
подготовка рабочих,
10. Неточное выполнение
производственных инструкций
Кроме перечисленных
причин, существует ряд косвенных
факторов, влияющих на возникновение
аварий при бурении скважин. К
ним относятся: глубина и конструкция
скважин; оснащение буровых установок
контрольно-измерительными и регистрирующими
приборами; механизация и автоматизация
спускоподъемных операций; скорость
бурения; интенсивность искривления
скважины и др. Эти факторы в
отдельных случаях служат непосредственными
причинами аварий.
Основные виды аварий
и осложнений при направленном бурении
и пути их снижения
При искусственном
искривлении, как правило, возникают
аварии, связанные с отказами отклоняющей
техники: преждевременное отсоединение
клина при спуске в скважину, заклинивание,
прихват и обрыв снаряда при
отбурке от клина и расширении ствола,
обрыв несущих валов, поломка подшипниковых,
стабилизирующих и распорных узлов в отклонителях
непрерывного действия, поломка шарнирных
узлов в специальных гибких компоновках
и т. п. При этом наиболее сложной аварией
признана поломка шарнира. Ликвидация
таких аварий требует много времени [2].
Анализируя аварии
при искусственном искривлении,
можно выделить следующие причины
их возникновения [2]:
· недостаточный
уровень надежности применяемой
техники;