Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:11, курсовая работа
Депрессивный регион - регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране.
Актуальность и значимость темы является то, что в нашей стране большинство регионов являются проблемными или депрессивными. А главным направлением региональной политики является поддержка и нахождения путей выхода депрессивных регионов.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении депрессивного района, какая помощь оказывается такому району и кто оказывает эту помощь.
ВВЕДЕНИЕ
Создание
стабильного общества и развитие
экономики государства
Депрессивный регион - регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране.
Актуальность и значимость темы является то, что в нашей стране большинство регионов являются проблемными или депрессивными. А главным направлением региональной политики является поддержка и нахождения путей выхода депрессивных регионов.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении депрессивного района, какая помощь оказывается такому району и кто оказывает эту помощь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Глава1Теоретические
основы положения депрессивных регионов
1.1. Проблемный район как особый тип территорий
Необходимость целенаправленной; государственной региональной политики в настоящее время никем не оспаривается. Более того, в правительственных Постановлениях неоднократно указывалось на необходимость поддержки проблемных регионов1, оказавшихся в наиболее сложной социально-экономической ситуации.
Так, в утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 03.06.1996 «Основных положениях формирования региональной политики в Российской Федерации» и в Распоряжении Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) «О программе социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы)» в числе основных целей государственной политики прямо поименовано «выравнивание условий социально-экономического развития регионов».
Однако проблема стабилизации ситуации в кризисных районах трудноразрешима в силу наличия ряда причин.
Во-первых, до 1992 года в Советском Союзе на официальном уровне фактически не существовало проблемных или депрессивных регионов. Существовали «отдельные трудности», но они рассматривались как предмет для централизованного решения в очередной пятилетке. Поэтому сама проблема возникновения проблемных районов в ходе реформы оказалась абсолютно неожиданной. Не было ни теоретических, ни методических, ни практических заделов для ее решения.
Во-вторых, ни в Советском Союзе (что естественно), ни в Российской Федерации не было разработано единой программы модернизации проблемных регионов, которые как раз и обусловливают всю остроту территориальной дифференциации. Проект концепции программы помощи подобным территориям был разработан2, но попытка построить программу для депрессивных районов Российской Федерации, как известно, окончилась неудачей вне зависимости от причин.
В-третьих, несмотря на появившийся в последнее время в отечественной литературе определенный интерес к выделению проблемных районов, анализ социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации не носит еще прикладного, рекомендательного характера, без чего построение конструктивных программ невозможно. Отсутствует позитивный опыт разработки программ и механизмов поддержки проблемных территорий.
В-четвертых,
в официальных
Проблемными, или кризисными ареалами обычно называют территории, развитие которых требует гоударственного вмешательства. Эти территории дифференцируют или по отраслевому (сельскохозяйственные, промышленные, индустриально-аграрные) или по «генетическому» принципу, учитывающему динамику изменения экономических показателей3.
С нашей точки зрения последний подход более логичен. Используя его, выделяют депрессивные и отсталые (слаборазвитые относительно других) районы.
Депрессивными считаются районы, охваченные структурным кризисом, которые некогда развивались и укрепляли национальную экономику, а затем стали кризисными, уступив свое лидерство другим районам. Именно утрата ведущих позиций, структурный кризис экономики и связанные с этим трудности обозначают депрессивное состояние территории. Депрессивные районы образуют основную массу регионов, проблемность которых генерирована механизмами экономической реформы. Отсталые районы являются таковыми традиционно в силу причин структурного и/или географического характера.
Отсталость является долговременной характеристикой, подразумевает структурное и, в большинстве случаев, традиционное отставание в развито и по сравнению с более развитыми регионами. Депрессия - более динамичное явление, указывающее на недостатки в экономической деятельности недавнего прошлого. Поэтому с точки зрения региональной политики, наиболее действенным способом преодоления чрезмерной территориальной дифференциации может явиться воздействие, прежде всего, на депрессивные регионы.
Правда, при длительном пребывании в депрессивном качестве и в результате накопления структурных диспропорций, регион из числа депрессивных, может переместиться в группу «отсталых территорий» (возможно и обратное перемещение).
Реализация государственной региональной политики подразумевает принципиально важный момент — федеральная помощь должна поступать лишь реально наиболее кризисным (проблемным) в стране регионам. На большее в настоящее время средств нет. К сожалению, в современной России не существует общепринятых представлений о типах регионов по результатам осуществляемой в них региональной экономической политики, что официально признается и в Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, подготовленной Министерством регионального развития РФ4.
Одна из причин отсутствия четкой типологии проблемных регионов — широта рассматриваемого вопроса (необходимость учета экономико-географических различий, выполнение анализа не только статистических данных, но и регионального законодательства и сообщений местных СМИ).
В силу обширности проблематики, любое исследование по оценке межрегиональных различий вынуждено ограничиваться теми или иными рамками.
Опыт ранее выполненных исследований показывает, что сформировалось несколько методических подходов к учету подобных рамочных ограничений:
Исследование, результаты которого представлены в данной работе, опирается на 3-й тип рамочных ограничений. Другими словами, авторы, рассматривая особенности типологии российских регионов, ориентируются на анализ рядов доступных статистических региональных показателей, в необходимых случаях дополняя количественные построения качественным анализом.
Диагноз эффективности государственной региональной политики по отдельным территориям достаточно сложен. Соблазн использовать максимальное количество показателей для проведения подобной диагностики регионов велик, но не продуктивен. Очевидно, что никакой (даже самый современный) инструментарий не позволит автоматически вынести окончательный диагноз относительно «прогрессивности» или «отсталости» отдельных территорий. Это связано, прежде всего, с невозможностью объективно учесть, оценить и сопоставить все условия регионального развития в единстве и взаимозависимости. Поэтому трудно точно сказать — является ли регион уже проблемным или положение еще терпимо.
Мы отдаем себе отчет, что субъекты Федерации как объекты государственной региональной политики территориально велики и внутренне неоднородны. При ориентации на субъекты Федерации высока вероятность концентрации помощи в благополучных их ареалах и ее нецелевого использования. Ограниченность средств также требует концентрации федеральной помощи и территориальной селекции.
Представляется, что отбор проблемных территорий следует организовать в два этапа. На первом — выбор проблемных субъектов РФ, а затем выделение внутри них ареалов проблемности. Но в любом случае начинать следует с формирования перечня (карты) проблемных территорий (субъектов РФ).
Работа по выделению проблемных субъектов Федерации может и должна быть разделена на две основные части: формальную и экспертную. В ходе формального анализа с помощью количественных показателей развития, используемых статистикой, из всего множества субъектов Федерации выделяются районы, находящиеся или приближающиеся к критическому состоянию. Именно критический уровень состояния региональных экономик улавливается на формальной стадии и подразумевает объективные оценки социально-экономических аспектов развития субъектов Федерации. В ходе экспертной стадии анализа полученные оценки уточняются.
Практика сочетания точных количественных и экспертных методов при принятии окончательных решений широко распространена во многих странах, при этом состав показателей «проблемности» региона не является раз и навсегда определенным.
Показатели, использующиеся в качестве критерия при выделении проблемных районов, отражают две группы факторов: качество жизни населения и уровень развития хозяйства в регионе.
Существует
два возможных подхода к
Первый подход предполагает выделение достаточно ограниченного числа региональных показателей и сопоставление их состояния с «пороговыми» значениями. Если при этом значение показателя в регионе хуже «порогового», то это расценивается как сигнал, указывающий на возможность возникновения проблемной ситуации в регионе. Если все отобранные показатели «менее благоприятны», то этот регион квалифицируется как проблемный. Подход позволяет в зависимости от состояния сравнительных критериев выделять различные типы проблемности ситуации в регионах.
Второй подход предполагает конструирование расчетного совокупною показателя, предполагающего значительное агрегирование информации, и ранжирование регионов по количественным значениям полученного агрегата. Так, разработчики Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ до 2015 года», в ходе отбора регионов использовали синтетический показатель усредненной балльной оценки разницы рангов, что позволило проранжировать регионы, но сделало полученные результаты зачастую трудно объяснимыми.
В данной работе при построении методики оценки проблемности экономической ситуации в субъектах РФ использовался первый подход. Предполагалось, что экономическая ситуация в субъекте Федерации признается проблемной, если в ходе анализа фиксируется превышение пороговых значений по таким важнейшим статистическим индикаторам, как: