Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:49, реферат
Нижний (ранний) палеолит оставил очень немного следов геологической деятельности человека: главным образом отдельные обработанные камни. Эти орудия служат источником информации - не всегда нами понимаемой - о трудовой деятельности, мышлении и образе жизни древнейших людей.
К концу нижнего палеолита изготовлялись каменные рубила, которые можно было использовать как топор, пилку, скребок.
Введение
Формирование самосознания человека
Донаучные представления о деятельности человека
Основы научного мировоззрения
Часть I
Геологическая деятельность человека
Наука о геологической деятельности человека
Что такое техногенез
Часть II
Изменение в строении земной коры
Влияние инженерно-строительной деятельности
Влияние горно-технической деятельности
Совместное влияние инженерно-строительной и горно-технической деятельности
Часть III
Управление техногенезом
Сила человека
Система человек-техника
Наука -- руководство к действию
Год Икс
Ограниченный техногенез
Принципы управления
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Содержание
Введение
Формирование самосознания человека
Донаучные представления о деятельности человека
Основы научного мировоззрения
Часть I
Геологическая деятельность человека
Наука о геологической деятельности человека
Что такое техногенез
Часть II
Изменение в строении земной коры
Влияние инженерно-строительной деятельности
Влияние горно-технической деятельности
Совместное влияние инженерно-
Часть III
Управление техногенезом
Сила человека
Система человек-техника
Наука -- руководство к действию
Год Икс
Ограниченный техногенез
Принципы управления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формирование самосознания человека
Нижний (ранний) палеолит оставил очень немного следов геологической деятельности человека: главным образом отдельные обработанные камни. Эти орудия служат источником информации - не всегда нами понимаемой - о трудовой деятельности, мышлении и образе жизни древнейших людей.
К концу нижнего палеолита изготовлялись каменные рубила, которые можно было использовать как топор, пилку, скребок.
Судя по остаткам костей животных
-- продуктов охоты -- существовала нередко
очень узкая специализация
Человек представлял себе заранее область деятельности, где найдет применение изготовляемое орудие, понимал пользу каменного орудия, его долговечность. Но мысль человека не уходила далее ближайших целей, связанных главным образом с добычей пищи
Неандерталец воздействовал (порой существенно) на видовой состав и численность животных. Он еще не производил сколько-нибудь заметных геологических преобразований, однако оценил смысл и пользу орудий труда и трудовых навыков.
Появление 30--40 тысячелетий назад кроманьонского человека, анатомически подобного нам, связано с новым этапом развития цивилизации. Человеку пришла пора коснуться мыслью звезд и ощутить под ногами своими подземные глубины.
За видимыми явлениями мира человек стал воображать неявные образы, сущности, взаимосвязи.
Первобытный человек, ощущая свою зависимость от внешнего мира, понимал и свою способность активно вторгаться в этот мир, проявляя волю, умение, знания, духовную и физическую силу.
К эпохе позднего палеолита
относится первое из известных нам
отрицательных воздействий
Кроманьонский человек уподоблял объекты природы человеку (космос--мегачеловек), признавая за многими природными явлениями одухотворенное, волевое, разумное начало.
В неолите человек впервые
выступил как аддитивная геологическая
сила. Это выразилось прежде всего
в разнообразии и увеличении масштабов
воздействия на окружающую среду. Скотоводство,
земледелие, строительство крупных
поселений -- все это, хотя и локально,
однако существенно влияло на ландшафты,
формируя особые экосистемы, прямо
или косвенно связанные с деятельностью
человека. Неолитический человек
обрабатывал и перемещал
Человек создавал новые породы животных, новые сорта растений, новые строения, не встречаемые в природе. Он создавал новый техногенный мир в древнем мире. Человек ощущал неизбежные конфликты между своей деятельностью природой.
В период развитого первобытного общества магия считалась лучшим способом управления природными стихиями.
Неолитический человек, своей реальной деятельностью достигший огромных успехов в перестройке некоторых элементов окружающей среды, стал предполагать свою абсолютную власть над земными стихиями. В то время, как продолжался неуклонный технический прогресс, представления о власти над природой все чаще вступали в противоречие с фактами и вели к глубокому духовному кризису.
Донаучные представления о деятельности человека
Появление первых «классических» религий относится к III-I тысячелетиям до н.э.(Шумер, Вавилон, Древняя Индия, Иудея, Греция).Они систематизированы, признают высшую волю, господствующую над природой; а человеку со всеми его знаниями и техникой определяют достаточно скромное место в мире.
Характерно указание на тех, кто возвеличивает деятельность человека как причину, высшую цель природы или богов.
Осознание своего незнания -- вот, пожалуй, главный итог многовековой эволюции религиозного мировоззрения.
Генетически представления
людей о мире, безусловно, определялись
бытием. В истории цивилизаций
это положение значительно
На протяжении многих тысячелетий
технические возможности
Греция стала фильтром, отделившим философию от религии, освободившим научную мысль из плена, в котором ее сознательно держали шумерские, вавилонские и египетские жрецы -- могучая бюрократическая каста, использовавшая знание как орудие в политической, экономической, военной борьбе, делавшая из знания некую «военную тайну» во имя упрочнения своего господства.
Гераклит писал о всемирном логосе, превосходящем и включающем в себя разум человеческий.
Развитие человеческого общества проходило, по Демокриту, путем естественной эволюции: «… сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой [вещи].[Так нужда научила всему] богато одаренное от природы живое существо, обладающее годными на все руками и сметливостью души».
Греческие демократические полисы классического периода расцвета античной философии не причиняли значительного ущерба окружающей природе вследствие своих небольших размеров, отсутствия у граждан стремления к роскоши, незначительного использования физической силы рабов. Позже, в период монархий, а особенно во времена Римской империи, положение резко изменилось. Вырубка и выкорчевка лесов, осушение болот и орошение засушливых земель, строительных дорог и мостов, акведуков, водопроводов, дворцов и храмов, терм и колизеев, добыча строительных материалов и руд -- одним словом, все формы реализации научно-технических достижений античности достигли расцвета, принимая гипертрофированные формы в Римской империи, основывавшей свое могущество на венной силе, дисциплине, порабощении народов и широком использовании рабского труда. Римское общество того времени можно назвать первым «обществом потребления». Кризис этого стал одновременно и кризисом природной среды, приведшим в запустение многие некогда цветущие районы.
Можно действительно доказать, что в мире господствуют силы добра, созидания, порядка. Ведь несмотря на все катастрофы в геологической истории, живые существа в целом усложнялись, осваивали планету, совершенствовали свои органы и организацию, обрели мозг. Все ужасы истории человечества отходят на второй план перед техническими и духовными достижениями людей.
Деятельность человечества
представилась в новом свете,
как естественный процесс, сходный
с деятельностью живых существ:
«Каких только наших способностей нельзя
найти в действиях животных! Существует
ли более благоустроенное общество
с более разнообразным
Основы научного мировоззрения
Успехи промышленности способствовали возрождению идей о подчинении природы человеку.
Более популярны были идеи о неуклонном научно-техническом прогрессе, благодаря которому увеличивается благосостояние людей, создаются предпосылки для будущих коренных социальных преобразований.
Ш. Монтескье стал разрабатывать концепцию тесной органической взаимосвязи природы и общества. С одной стороны, он подчеркивал зависимость человеческого общества от природных условий, считая, что географическая среда во многом формирует структуру общества. С другой -- указывал на разумные преобразования природы человеком: «Посредством труда и хороших законов люди сделали Землю более удобной для обитания. Реки протекают там, где были лишь озера и болота. Это благо, которое не создано природой, но ею поддерживается».
Связь человека с природой
анализировалась на основе частных
примеров истории отдельных государств
и народов; сопоставлялись вне конкретной
социальной обстановки общества, находящиеся
на различных ступенях развития, имеющие
различную классовую структуру
и т.д. В результате выводились будто
бы объективные закономерности процесса
взаимодействия человека и природы.
Деятельность человека рассматривалась
абстрактно, как деятельность вообще,
и это также было проявлением
узкого классового подхода, приводя
к постоянным подменам одних форм
человеческой деятельности другими, к
механическому перенесению
Наряду с техническим прогрессом активное взаимодействие человека и природы определяется наукой, которая превращается в этом смысле в непосредственную производительную силу общества: «…развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которой выступает развитие производительных сил человека…».
Марксизм особо выделяет обобщенный аспект проблемы взаимодействия общества с окружающей средой. Ставит и решает вопрос в масштабах всего человечества, осуществляющего обмен веществ с природой. Можно сказать, здесь раскрывается планетарная (геологическая) сущность человека как преобразователя окружающей среды и как потребителя природных ресурсов. Иначе и быть не может. Таковы требования биологической природы человека.
Рассматривая частные
аспекты деятельности человека, можно
было бы ограничиться планетарными масштабами
или масштабами отдельного организма.
Новизна марксистских взглядов на проблему
взаимодействия человека и природы
заключается именно в том, что
здесь вскрываются такие
Итак, «историю можно рассматривать
с двух сторон, ее можно разделить
на историю природы и историю
людей. Однако обе эти стороны
неразрывно связаны; до тех пор, пока
существуют люди, история природы
и история людей взаимно
Часть I
Геологическая деятельность человека
В рамках темы «Геологическая
деятельность человека» обратим
внимание на безусловное признание
марксизмом постоянного научно-
Следовательно, должны возрастать и масштабы воздействия человека на окружающую среду, масштабы ее преобразования и, учитывая обратную связь, влияние измененной среды на человека. Это гармоническое единство, достигаемое на основе науки при отсутствии антагонических противоречий внутри общества, будет означать, что люди подойдут к коммунизму, который «есть подлинное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком».
Наконец, особо отметим исключительно важное обобщение Ф. Энгельса, касающееся непосредственно геологической (планетарной) деятельности человека. Говоря о преобразовании природы, Энгельс выделил, помимо целенаправленных, полезных для человека изменений, непредвиденные вредные последствия. Он предостерегал человека от увлечения своей технической мощью и «победами» над природой: «Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».
Наука о геологической деятельности человека
До XIX века тема «человека
и природа» исследовалась почти
исключительно в рамках философии.
Не были систематизированы
С середины XIX века, со времени выхода работ Ч. Лайеля, Д. Пэджа, Ч Кингсли и, главное, обобщающей монографии Г. Марша «Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природы», стала разрабатываться проблема геологической деятельности человечества методами наук о Земле. Человечеству тем самым было определено место в ряду геологических сил как одному из явлений природы, хотя и очень своеобразному по своей внутренней структуре, движущим силам и т.д. Правда, Ч. Лайель, причисляя деятельность человечества к геологическим силам, сравнивал физические возможности людей с действием некоторых природных агентов (вулканов), отдавая абсолютное первенство последним. Тут сказался излишний «биологизм» в анализе проблемы. Речь шла о биологических возможностях человека как одного из видов животных, тогда как человека отличает именно применение орудий труда, то есть техническая деятельность. Поэтому уже во времена Лайеля можно было сопоставлять по масштабам результаты планетарной технической деятельности человека с действием других геологических сил.