Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 10:11, реферат
Скважины, находящиеся в стадии строительства (бурения или испытания), могут быть временно законсервированы по ряду причин. Например, дальнейшее проведение буровых работ с ПБУ невозможно из-за наличия подвижных ледовых полей, вследствие замерзания акваторий, при волнении моря, превышающем допустимые значения. Консервация скважин может быть обусловлена экономической целесообразностью перевода ПБУ с одного района работ на другие площади шельфа, где возможно выполнение определенного объема работ по бурению с последующей консервацией ствола скважины.
Общие положения
На каждую скважину, пробуренную на шельфе арктических морей с плавучих буровых установок, составляется типовой проект по ее ликвидации. Этот проект служит основанием для разработки индивидуальных планов проведения изоляционно-ликвидационных
работ с учетом требований охраны недр и окружающей среда и составления сметной документации, связанной с проведением дополнит
тельных работ.
Индивидуальный план проведения изоляционно-ликвидационных работ по каждой скважине, подлежащей ликвидации, составляется и утверждается производственным объединением, согласовывается с гидрографической службой флота, рыбнадзором и бассейновой инспекцией Минводхоза.
При ликвидации скважин, расположенных на месторождениях, содержащих токсичные и агрессивные компоненты (сероводород и др.) или вскрывших напорные пласты, план проведения изоляционно-ликвидационных работ согласовывается также с военизированным отрядом по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов. Установка цементных мостов в ликвидируемых скважинах и их испытание должны производиться в присутствии представителя АВО.
При
ликвидации скважин, вскрывших
Осложнения и аварии, возникающие в процессе выполнения изоляционно-ликвидационных работ в скважинах, ликвидируются по специальным планам.
В
случаях появления выходов
Ответственность
за качественное выполнение изоляционно-ликвидационных
работ возлагается на руководство ПБУ,
за сохранность и периодичность обследования
устьев и стволов ликвидированных скважин
— на руководство производственного объединения.
Работы, выполняемые при ликвидации морских скважин.
Ликвидируемые скважины должны быть заполнены буровым раствором с удельным весом, позволяющим создать на забое давление, которое на 15 % выше пластового (при отсутствии поглощения).
При ликвидации скважины без спущенной эксплуатационной колонны в интервалах залегания слабых газонефтеводонасыщенных объектов должны быть установлены цементные мосты. Высота каждого моста должна быть равна мощности (высоте) пласта плюс 20 м выше кровли и ниже подошвы пласта. Цементный мост должен устанавливаться над кровлей верхнего объекта высотой не менее 50 м.
При
ликвидации скважины без спущенной
эксплуатационной колонны, в разрезе
которой отсутствуют
Если в разрезе скважины имеются газонефтеводонасыщенные объекты, частично или полностью перекрытые бурильным инструментом в результате аварии, то при установке цементного моста необходимо соблюдать следующие требования:
- при нахождении верхнего аварийного конца бурильного инструмента ниже газонефтеводонасыщенных объектов, опробование которых нецелесообразно, цементные мосты устанавливаются в соответствии с планом работ;
- при нахождении верхнего аварийного конца бурильного инструмента выше газонефтеводонасыщенных объектов и невозможности извлечения бурильных труб цементные мосты должны устанавливаться над аварийным концом бурильных труб высотой не менее 100 м и в башмаках последней обсадной колонны, связанной с устьем скважины, — не менее 50 м;
- при нахождении верхнего аварийного конца бурильных труб в последней обсадной колонне по возможности произвести отворот (отрыв) бурильного инструмента не менее чем на 50 м ниже башмака обсадной колонны и установить цементный мост высотой не менее 100 м (с входом в башмак обсадной колонны на высоту не менее 50 м).
При ликвидации скважины из-за деформации эксплуатационной колонны цементный мост должен устанавливаться в зоне деформации и выше ее не менее чем на 50 м или над зоной деформации высотой не менее 100 м.
При ликвидации скважины со спущенной эксплуатационной колонной, выполнившей свое назначение, в ней должен быть установлен цементный мост высотой не менее 50 м непосредственно над зоной фильтра последнего объекта с закачкой цементного.раствора под давлением в эту зону (при приемистости пласта).
При ликвидации скважин, имеющих в конструкций промежуточные или эксплуатационные колонны, спущенные отдельными
секциями, должны быть установлены цементные мосты в интервалах стыковки секций на 20—30 м ниже и выше мест стыковки.
При
ликвидации скважин, в конструкции
которых имеются спущенные
Во всех ликвидируемых скважинах ив последней обсадной колонне, связанной с устьем скважины, должен быть установлен цементный мост высотой не менее 50 м с расположением кровли цементного моста на 3—5 м ниже уровня дна моря.
Допускается
извлечение промежуточных и эксплуатационных
обсадных колонн из ликвидируемых скважин;
при этом над головкой оставшейся части
каждой извлекаемой обсадной колонны
должен быть установлен цементный мост
высотой не менее 50 м.
Порядок
оборудования устья
скважины.
При ликвидации скважин, пробуренных с ПБУ, необходимо обрезать все обсадные колонны ниже дна моря и заполнить устье скважины цементным раствором до уровня дна моря; при этом подвесные колонные головки и буровая плита поднимаются на борт ПБУ (рис. 25).
Снятие ПБУ с точки бурения без выполнения вышеизложенных требований запрещается.
После
снятия ПБУ с точки бурения
следует обследовать дно с
целью выявления навигационных
подводных опасностей. Один экземпляр
акта обследования должен быть передан
в соответствующую
После завершения работ по ликвидации скважины геологическая служба ПБУ должна составить "Справку о производстве ликвидационных работ на скважине", в которой необходимо указать:
— фактическое положение цементных мостов и результаты их испытаний;
— параметры жидкости, которой заполнен ствол скважины;
— расположение устья скважины и его оборудование;
— фактическую высоту части обсадной колонны, оставленной над уровнем дна моря;
— объем и состав незамерзающей жидкости в приустьевой части ствола скважины (в случае необходимости).
К
справке прилагается один экземпляр
акта обследования дна моря с целью
обнаружения навигационных