Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:48, реферат
Ноосфера обладает удивительным свойством: оставаясь областью мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.
В. И. Вернадский писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Человек соединяет в себе два мира, две «сферы» - мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль человеческая неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе трудовой деятельности и сам, в свою очередь, управлял работой человеческого организма.
Введение 2
Основные положения учения о ноосфере. Единство биосферы и человека 3
Наука как основной фактор ноосферы 3
Задачи по созиданию ноосферы 3
Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 3
Заключение 3
Список литературы 3
Содержание
Введение 2
Основные положения учения о ноосфере. Единство биосферы и человека 3
Наука как основной фактор ноосферы 3
Задачи по созиданию ноосферы 3
Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 3
Заключение 3
Список
литературы 3
Ноосфера
обладает удивительным свойством: оставаясь
областью мысли, разума, она одновременно
активно участвует в
В. И. Вернадский писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Человек соединяет в себе два мира, две «сферы» - мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль человеческая неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе трудовой деятельности и сам, в свою очередь, управлял работой человеческого организма.
Разум подобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса...
Но
не вернее ли будет сказать о том,
что создания человека воплощают
не только его разум, но и чувства,
волю, умение, силу, сноровку? Одним
лишь напряжением ума невозможно
сдвинуть даже спичку. Разум выполняет
роль организатора, руководителя, провидца.
Он совершенно необходим, но недостаточен
для изменения материальных процессов.
И все-таки главная отличительная
черта человека - разум, бесконечно
увеличивающий возможности
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В своих работах В. И. Вернадский раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной
из ключевых идей, лежащих в основе
теории о ноосфере, является то, что
человек не является самодостаточным
живым существом, живущим отдельно
по своим законам, он сосуществует внутри
природы и является частью ее. Это
единство обусловлено, прежде всего, функциональной
неразрывностью окружающей среды и
человека. Человечество само по себе есть
природное явление и
Но
не только природа оказывает влияние
на человека, существует и обратная
связь. Причем она не поверхностная,
отражающая физическое влияние человека
на окружающую среду, она гораздо
глубже. Это доказывает тот факт,
что в последнее время заметно
активизировались планетарные геологические
силы. «...мы все больше и ярче видим
в действии окружающие нас геологические
силы. Это совпало, едва ли случайно,
с проникновением в научное сознание
убеждения о геологическом
Причем
вместе с расширением области
жительства человечество начинает представлять
все более сплоченную массу, так
как развивающие средства связи
- средства передачи мысли окутывают
весь земной шар. «Этот процесс - полного
заселения биосферы человеком - обусловлен
ходом истории научной мысли,
неразрывно связан со скоростью сношений,
с успехами техники передвижения,
с возможностью мгновенной передачи
мысли, ее одновременного обсуждения всюду
на планете». При этом человек впервые
реально понял, что он житель планеты
и может и должен мыслить и
действовать в новом аспекте,
не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств
или их союзов, но и в планетном
аспекте. Он, как и все живое, может
мыслить и действовать в
Результат
всех вышеперечисленных изменений
в биосфере планеты дал повод
французскому геологу Тейяр де Шардену
заключить, что биосфера в настоящий
момент быстро геологически переходит
в новое состояние - в ноосферу,
то есть такое состояние, в котором
человеческий разум и направляемая
им работа представляют собой новую
мощную геологическую силу. Это совпало,
видимо, не случайно, с тем моментом,
когда человек заселил всю
планету, все человечество экономически
объединилось в единое целое и
научная мысль всего
Таким образом:
1.
Человек, как он наблюдается
в природе, как и все живые
организмы, как всякое живое
вещество, есть определенная функция
биосферы, в определенном ее
2.
Человек во всех его
3.
Прорыв научной мысли
Ноосфера
- это биосфера, переработанная научной
мыслью, подготавливающейся всем прошлым
планеты, а не кратковременное и
переходящее геологическое
Многое
из того, о чем писал Вернадский,
становится достоянием сегодняшнего дня.
Современны и понятны нам его
мысли о целостности, неделимости
цивилизации, о единстве биосферы и
человечества. Переломный момент в
истории человечества, о чем сегодня
говорят ученые, политики, публицисты,
был увиден Вернадским. Он видел
неизбежность ноосферы, подготавливаемой
как эволюцией биосферы, так и
историческим развитием человечества.
С точки зрения ноосферного подхода
по-иному видятся и
В. И. Вернадский рассматривал науку как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества. Особое место Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества. Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету. Он обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Эти и многие другие его идеи о роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для нашего времени.
Как уже указывалось, Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука - создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным - живым содержанием является в ней научная работа живых людей...» Таким образом, наука - социальное всечеловеческое образование, в основе которого лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.
Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние - в ноосферу.
История всей научной мысли
- суть история создания в
Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько велико, что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность этого явления, потому что научно понять - значит поставить явление в рамки реальной космической реальности. Но то, что мы можем увидеть - это то, что наука перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли реально смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только через сотни лет. Появление разума и результата его деятельности - организация науки - важнейший факт в развитии планеты, возможно даже превышающий все, наблюдаемое до настоящего времени. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубину исследований, мощность проводимых преобразований. Это позволяет предвидеть научное движение, размаха которого в биосфере еще не было.
Но еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике науки. Здесь вследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали одновременное изменение самых основ нашего научного познания, понимания окружающего. Такими совершенно неожиданными и новыми основными следствиями новых областей научных фактов являются вскрывшиеся перед нами неоднородность Космоса, всей реальности и неоднородность нашего познания. Вернадский писал, что необходимо различать три реальности: 1) реальность в области жизни человека, то есть наблюдаемую реальность; 2) микроскопическую реальность атомных явлений, не наблюдаемую человеческим глазом; 3) реальность в глобальном космическом масштабе. «Различение трех реальностей имеет неоценимое значение как для понимания связи человечества с биосферой, так и для анализа закономерностей развития науки».
Информация о работе Основные учения В. И. Вернадского о "ноосфере"