Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:27, курсовая работа
Траншейные роторные экскаваторы – это машины непрерывного действия, в которых все операции рабочего цикла (разработка грунта, транспортирование, разгрузка грунта) выполняются одновременно. Они предназначены для рытья траншей под кабели, нефтепроводы, трубопроводы канализаций и других коммуникаций.
В обычном исполнении экскаваторы отрывают в грунтах I-IV категорий траншеи прямоугольного профиля. Данные экскаваторы применяются как в летнее, так и в зимнее время.
1 Назначение роторных траншейных экскаваторов. Выбор прототипа. Общее устройство и описание работы
2 Описание кинематической, гидравлической схем роторного траншеекопателя
2.1 Кинематическая схема
2.2 Гидравлическая схема
3 Расчет основных параметров машины
3.1 Определение средней величины удельной работы копания
3.2 Определение требуемой мощности экскаватора и выбор двигателя
4 Расчет основных параметров рабочего оборудования
4.1 Определение основных параметров ротора
4.2 Определение основных параметров ковша
5 Проектирование схемы размещения резцов
6 Эксплуатационная производительность машины
7 Расчет рамы ротора
7.1 Определение расчетных нагрузок и подбор сечения рамы ротора
7.2 Проверка изгибной жесткости элемента
7.3 Проверка балки на прочность по эквивалентным напряжениям
7.4 Проверка на устойчивость опорной рамы
8 Разработка механизма подъема и опускания рамы ротора
8.1 Выбор гидроцилиндра механизма и подбор цепи
8.2 Расчет оси крепления механизма
Список использованных источников
Угловая скорость вращения ротора ωр , рад/с [2]:
, (15)
где ωр.кр.- критическая угловая скорость, при которой центробежная сила инерции, действующая на частицы в ковшах, находящихся в зоне разгрузки, уравновешивает их силу тяжести, рад/с [2]:
, (16)
где g – ускорение свободного падения, м/с2 (g=9,81 м/с2)
Окружная скорость ротора Vp , м/с [2]:
; (17)
4.2 Определение основных параметров ковша
Число ковшей на роторе Zk [2]:
; (18)
.
Вместимость ковша из условия обеспечения заданной производительности q, м3 [2]:
, (19)
где ПТ - техническая
kp - коэффициент разрыхления (kp =1,2);
kн - коэффициент наполнения (kн=0,7).
.
Размеры ковша определяем
из условия обеспечения
Ширина ковша bk,м [2]:
, (20)
где b - ширина траншеи, м (b=0,7м).
.
Длина ковшей lk , м [2]:
, (21)
где ak - шаг ковшей, м :
; (22)
;
lk=0,5·0,5=0,25 м.
Высоту ковша находим из зависимости [2]:
, (23)
где ka - коэффициент, учитывающий форму ковша (ka=0,7).
.
Число ссылок в минуту nc [2]:
(24)
.
Скорость рабочего хода, м/ч [2]:
, (25)
где Aпс - площадь поперечного сечения траншеи, м2:
.
Подача на ковш C0 , м [2]:
; (26)
Т.к. размеры ковшей и их вместимость не удовлетворяют по конструкции, необходимо уменьшить количество ковшей, тогда увеличатся вместимость и размеры ковшей.
5 Проектирование схемы размещения резцов
Проектирование схемы начинается с выбора лезвия резца bр. Для роторных траншеекопателей при Nе ≤ 80 кВт принимаем bр =25 мм.
Число групп режущих комплексов на рабочем органе при h ≤2,2 м принимаем U=2.
Определяем число режущих комплектов в группе, разрушающей грунт по ширине траншеи [2]:
(27)
где Zk - число ковшей на роторе (Zk=10)
.
Принимаем число резцов в режущем комплекте: χ=2.
Необходимое число линий резания [2]:
(28)
.
Находим расстояние между смежными траекториями резания [2]:
(29)
где b - ширина траншеи, м (b=0,7 м);
.
Подача на резец [2]:
(30)
где Сок - подача на режущий комплект, (Сок= С0 = 0,0025м – при пересчете при Zk=10);
Максимальная подача на резец [2]:
; (31)
где l - вылет резца, м;
Приняв Со max= Сор находим:
.
Рисунок 4 – Схема размещения резцов
6 Эксплуатационная
Эксплуатационная сменная производительность Пэ. см , м3/см [2]:
, (32)
где ПТ - техническая
tсм - продолжительность смены, ч (tсм =8,2 ч);
kв - коэффициент использования экскаватора по времени, (kв =0,75);
kг - коэффициент готовности экскаватора, (kг =0,75);
kц - коэффициент, учитывающий увеличение продолжительности рабочего цикла по сравнению с расчетной, (kц =0,75).
.
7 Расчет рамы ротора
Целью расчета рамы ротора является подбор пары швеллеров, на которых крепится металлоконструкция ротора.
Материал для
По рекомендациям принята сталь 09Г2С, в химический состав которой входят: углерода-0,09%, марганца -2%.
Расчет рамы произведен при рабочих нагрузках.
Силовой расчет заключается в определении всех нагрузок, действующих на раму, построении эпюр поперечных, продольных сил и изгибающих моментов и проверке прочности рамы.
7.1 Определение расчетных нагрузок и подбор сечения рамы ротора
За расчётное положение принимается такое сочетание условий и нагрузок, при которых ротор, встретившись в забое одним ковшом с непреодолимым препятствием, вывешивается вместе с рамой, конвейером и задней опорой на зубьях этого ковша; при этом от трансмиссии при срабатывании муфты предельного момента на ротор передаётся максимальный вращающий момент.
На рисунке 5 представлена расчётная схема рамы рабочего оборудования.
Рисунок 5 – Схема к расчету рамы рабочего оборудования
Вес ротора:
роторный траншейный экскаватор
, (33)
где mрот - масса рабочего ротора с транспортером, кг ( mрот=3156кг).
.
Определяем силу резания:
.
Для определения и необходимо построить векторный многоугольник.
Рисунок 6 – План сил
Из чертежа находим: ;
.
Далее необходимо определить
наиболее опасное сечение. Для этого
нужно построить эпюры
По наиболее нагруженному сечению ведём подбор поперечного сечения балки.
Прочность балки определяем из условия:
, (34)
где N – продольная сила в сечении, Н (N=-6,6 Н) [cм прил.А];
M - изгибающий момент в сечении, Н·м (М=2,2 Н·м) [cм прил.А];
А и W - площадь и момент сопротивления подбираемого швеллера;
“2” в знаменателе означает, что нагрузка приходится на 2 швеллера;
σm - предел текучести стали, МПа (для Сталь 09Г2С: σm=345 Мпа);
n0 - коэффициент запаса прочности (n0 =1,4).
Методом подбора выбраны 2 швеллера №22 со следующими характеристиками: A=26,7 см², W=192 см³.
.
44,9 МПа < 246,4 МПа - условие выполняется.
7.2 Проверка изгибной жесткости элемента
, (35)
где f - максимальный прогиб балки, м;
l - длина балки, (l=4,2 м);
-относительный прогиб (по справочнику = ).
Прогиб балки определяем по формуле:
f= , (36)
где М - изгибающий момент, (М=2,2·104 Н·м) [cм прил.А];
Е - модуль упругости, (для стали: Е = 2,1·1011 Па);
I - момент инерции швеллера, (IZ=21075487·10-12 м4) [cм прил.А].
Условие (35) выполняется, жесткость достаточна.
7.3 Проверка балки на прочность по эквивалентным напряжениям
Проверку ведем по III-ей теории эквивалентности:
, (37)
где σ - нормальные напряжения в балке, МПа;
τ - касательные напряжения при поперечном изгибе, МПа:
(38)
где Q – поперечная сила, (Q=1,8·104 Н) [cм прил.А] ;
IZ - осевой момент инерции сечения, ( IZ=21075487·10-12 м4);
b – ширина сечения, м;
SZсеч - статический момент площади, м³;
, (39)
где AО.Ч. - площадь отсеченной части, м²;
yc - координата центра тяжести отсеченной части, м.
Для расчета касательных напряжений строим таблицу.
Таблица 3 – Расчет касательных напряжений по точкам
№ |
b, мм |
|
τ, МПа |
1 |
82 |
0 |
0 |
2 |
82 |
8,2·0,95·10,525=82 см³ |
|
3 |
5,4 |
8,2·0,95·10,525=82 см³ |
|
4 |
5,4 |
82+0,54·10,05·5,025=109,3 см³ |
|
Наиболее опасное сечение находится в точке 3.
По формуле (37):
Рисунок 7 – Эпюры нормальных и касательных напряжений
7.4 Проверка на устойчивость опорной рамы
Необходимо произвести расчет опорной рамы ротора, к которой крепится колесо.
Рисунок 8 – Схема к расчету
Необходимо определить радиус инерции трубы 102х10:
, (40)
где Iz – полярный момент инерции:
;
А – площадь трубы:
.
.
Определяем гибкость трубы:
. (41)
.
Для проверки устойчивости должно соблюдаться условие:
, (42)
где - коэффициент, зависящий от гибкости ( =0,891).
;
4,27МПа 219,5МПа.
8 Разработка механизма подъема и опускания рамы ротора
8.1 Выбор гидроцилиндра механизма и подбор цепи
Гидроцилиндр выбираем, исходя из условия обеспечения силы требуемой для подъёма рабочего органа и хода поршня.
Цепная передача установлена с целью уменьшения хода поршня ГЦ (так как высота подъема ротора более трех метров). Для данной схемы кратность полиспаста uп= 2.
Гидроцилиндр выбираем по необходимому диаметру ,мм:
, (43)
где - сила, действующая на штоке гидроцилиндра, Н;
- номинальное давление в
- КПД гидроцилиндра ( ).
Сила на штоке будет складываться из действующих сил: веса рабочего оборудования и силы трения :
, (44)
Вес рабочего оборудования:
, (45)
где mро - масса рабочего оборудования (mро=3156 кг из прототипа).
Н.
Силу трения определим по формуле:
, (46)
где - коэффициент трения скольжения ползуна по направляющей ( =0,3).
Реакцию определяем по распечаткам выведенным из АРМ (Rв=14141Н).
Н.
Н.
Выбран гидроцилиндр ГЦО 4 - 80 x 40 x 1000 [3].
Цепь выбирается по разрывному усилию:
. (47)
. (48)
(49)
где - к.п.д. блока ( ).
.
.
.
Выбрана цепь 2ПР-44,45-344 ГОСТ 13568 – цепь приводная роликовая двухрядная.
8.2 Расчет оси крепления механизма
Рама ротора крепится к трактору с помощью двойного шарнира. Материал оси шарнира Сталь 40Х, после нормализации
с
.
Максимальное усилие в шарнире равно суммарной реакции в шарнире (месте крепления рамы ротора с экскаватором).
.
Диаметр оси шарнира определен из условия работы пальца на срез, м:
, (50)
где - число срезаемых плоскостей .
Преобразуя формулу (50), определяем из нее диаметр:
, (51)
Конструктивно принимаем диаметр оси по стандартному ряду
Список использованных источников
1.Экскаваторы непрерывного действия. Атлас конструкций. Л.Е. Подборский, З.Е.Гарбузов. М., 1964. 148с.
2. Экскаваторы одноковшовые
и многоковшовые: Учебное
3. Н.В. Мокин. Объемный гидропривод. Методические указания по выполнению курсовой работы. Новосибирск, 1999.40с