Топливно-энергетические ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:32, реферат

Описание

Суммарные общегеологические (прогнозные) запасы минерального топлива нашей планеты превышают 12,5 трлн. т., из них более 60% приходится на уголь, около 12% — на нефть и 15% - на природный газ, ос¬тальное — на сланцы, торф и прочие виды топлива.
Это сырье имеет осадочное органическое происхождение и размещено неравномерно по земному шару. Мировые геологические запасы минерального топлива оцениваются примерно в 14 трлн т, т.е. обеспеченность человечества минеральным топливом составляет порядка 150 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МИРА.……………..5
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………….18

Работа состоит из  1 файл

реферат Топливно-энергетические ресурсы.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

В условиях ограниченности собственной  ресурсной базы актуальными являются проблемы энергетической безопасности республики, дефицита финансовых средств  в энергетической отрасли, прекращения  государственных поставок мазута, полкой зависимости республики по топливообеспечению от основного поставщика — России.

Под энергетической безопасностью  подразумевается гарантия надежного  и бесперебойного энергоснабжения  страны в нормальных условиях и в  чрезвычайных ситуациях. Проблема обусловлена тем, что мы покупаем более 80 % топлива за границей (преимущественно в России) и частично закупаем у соседних стран электроэнергию. Такое положение не обеспечивает энергетической безопасности, без которой не может быть и независимости политической.

Необходимыми условиями достижения энергетической независимости и  безопасности государства является не только наличие резерва электрической  и тепловой мощности, запасов топлива, надежность оборудования и т.д., но и  соблюдение некоторых критериев. Первый — если энергетика страны основывается на импорте топлива, то закупки не должны осуществляться в одной стране. Второй — доля каждого вида топлива имеет свою предельную величину, энергетика не должна развиваться только на одном виде топлива.

Сейчас в Беларуси не соблюдается  первый критерий: практически все  топливо для энергосистемы завозится  из России. Мы вплотную подошли и  к нарушению второго критерия энергетической безопасности. Согласно ему, доля природного газа не должна превышать 60—65 %, так как электростанции на газе работают в режиме непрерывной доставки топлива, а отсутствие альтернативы требует больших и экономически неоправданных запасов резервного топлива (например, мазута) или строительства громадных газовых хранилищ.

Более того, в развитых странах  для обеспечения энергетической безопасности государства создается  резерв — избыток энергетических мощностей не менее 15 % по сравнению  с пиковой нагрузкой.

Перспективное развитие электроэнергетики  должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электро- и теплоэнергию, потребление которых, по расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, к 2015 г. достигнет 50—55 млрд. кВтч и 90 млн. Гкал соответственно. Для этого требуется наращивание их выпуска с учетом роста объемов производства продукции в условиях активизации энергосбережения. В настоящее время потребности республики в электроэнергии удовлетворяются на 77 % за счет выработки на собственных электростанциях и 23 % — за счет импорта. В то же время установленные мощности энергосистемы позволяют полностью удовлетворить внутренние потребности. Однако получается, что импортировать электроэнергию зачастую выгоднее, чем производить ее на собственных мощностях.

Стоимость одного кВтч белорусской  электроэнергии составляет 0,034 дол. США; средняя стоимость импортного кВтч электроэнергии — 0,029 дол. США. Одна из причин того, что Беларусь не увеличивает импорт электроэнергии, состоит в том, что не найдены схемы расчетов с импортерами. Возможности импорта из России к 2015 г. могут быть снижены в связи с ростом ее внутренних потребностей; к этому же времени будет исчерпан ресурс оборудования Игналинской АЭС (Литва). Таким образом, возможный в 2015 г. импорт электроэнергии из России, по оценкам специалистов, не превысит 5 млрд. кВтч в год. Но сегодня около 85 % энергопотребления обеспечивается за счет поставок энергоносителей из-за рубежа. В общем объеме импорта их доля в денежном выражении достигает 60 % и составляет порядка 1,5 млрд. дол. США — величина расходной статьи годового республиканского бюджета. Беларусь имеет уже хроническую задолженность за поставляемый природный газ, нефть, а также электроэнергию.

Для устойчивого и  надежного обеспечения республики электро- и теплоэнергией остальная  часть спроса на важнейший вид  энергии должна покрываться только за счет собственного производства. Это  обусловливает необходимость ввода  новых генерирующих мощностей и  технического перевооружения действующих на основе внедрения новейших парогазовых технологий с автоматизированными системами управления.

Использование данных технологий будет способствовать росту КПД  электростанций, повышению надежности энергообеспечения, экономии топлива. По предварительным расчетам, коэффициент опережения темпа роста объема продукции отрасли над темпом роста потребления топливно-энергетических ресурсов составит около 2 % ежегодно.

Ряд инвестиционных проектов по вводу мощностей на малых ТЭЦ, Минской ТЭЦ-5, первый блок которой был запущен в 1999 г., предусматривает реализацию прогрессивных технологий. Целесообразна также модернизация и техническое переоснащение существующих ТЭЦ на основе использования парогазовых циклов. Результатом реализации предлагаемых проектов станет увеличение генерирующих мощностей, что позволит произвести в 2015 г. 50 млрд. кВтч электроэнергии.

Реализация проектов внедрения парогазовых циклов на ряде действующих на территории республики электростанций поможет значительно сократить к 2015 г. импорт энергии из России.

За год Беларусь потребляет около 75 млн. Гкал тепловой энергии. Существенное повышение надежности и экономичности  теплоснабжения будет достигнуто при переходе на сооружение безканальных теплотрасс из изолированных трубопроводов, обеспечивающих потери тепла на уровне 2 % на протяжении всего срока службы.

В условиях ограниченности собственных энергоресурсов актуальным представляется расширение ресурсной  базы электроэнергетики. Увеличение доли природного газа в топливообеспечении генерирующих объектов с 69 до 89% позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в республике.

В настоящее время  за счет модернизации и реконструкции  энергообъектов на основе новейших технологий решается проблема замены физически  и морально устаревшего оборудования. На этой основе увеличение объемов демонтажа устаревшего оборудования на предприятиях отрасли позволит достичь снижения среднеотраслевого износа активной части основных промышленно-производственных фондов с 54,7 до 37 %. Это потребует значительных финансовых средств, основными источниками которых станут отраслевой инновационный фонд, собственные средства энергообъединений, накапливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли, и иностранные инвестиции. В результате реализации предложенных проектов ожидается значительное улучшение эффективности работы энергопредприятий.

Несмотря на неоднозначное  отношение к вопросу развития атомной энергетики и исходя из условия  ограниченности собственных топливных  ресурсов, обеспечения энергетической безопасности, а также оценки эколого-экономической эффективности, необходимо окончательно определиться с возможностью или невозможностью формирования в Беларуси атомной энергетики. Созданная распоряжением Совета Министров комиссия по оценке целесообразности развития в Республике Беларусь атомной энергетики признала, что в течение ближайших 10 лет нецелесообразно начинать строительство АЭС, но необходимо продолжить работы по подготовке к развитию атомной энергетики в Беларуси в будущем.

Топливная промышленность Беларуси представлена предприятиями по добыче и переработке нефти и торфа, среди которых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия.

          Объем добычи нефти в республике находится на уровне 1,8 млн. т в год, что покрывает внутренние потребности в нефтепродуктах на 12 %. Эксплуатационный фонд ПО "Беларуснефть" включает 544 скважины, ежегодные объемы бурения порядка 65 тыс. м обеспечивают прирост промышленных запасов нефти в объеме 500—510 тыс. т, что компенсирует добычу менее, чем наполовину. Совершенствование системы планирования финансово-хозяйственной деятельности позволило в 1997 г. сохранить себестоимость добычи одной тонны нефти на уровне 1996 г., а также снизить стоимость одного метра проходки при бурении на 12,6 %. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудноизвлекаемым, для их извлечения требуются новейшие технико-технологические средства.

Усложнение горно-геологических  условий (увеличение глубин залегания, сложное построение, незначительные размеры месторождения нефти) потребует  применения высокопроизводительного  нефтедобывающего оборудования, новых технологий воздействия на нефтяные пласты, автоматизации производственных процессов с целью улучшения условий труда и повышения производительности.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя нефтеперерабатывающими предприятиями суммарной мощностью около 40 млн. т переработки в год сырой нефти. В настоящее время ПО "Нафтан" располагает установками, мощность которых рассчитана на переработку до 9 млн. т нефти в год, АО "Мозырский НПЗ" — до 8 млн. т. Глубина переработки нефти находится на уровне 50 %. Низким остается технический уровень ряда производств, износ основных фондов составляет около 70 %. Качество вырабатываемых нефтепродуктов (по составу, уровню содержания примесей) в большинстве случаев не соответствует международным стандартам и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке.

По надежности оборудования, экологической безопасности, степени  автоматизации и компьютеризации  производственных процессов существует значительное отставание от современных  нефтеперерабатывающих заводов промышленно развитых стран.

Основными направлениями  организационно-технологической перестройки  нефтеперерабатывающей промышленности являются:

  • увеличение глубины переработки нефти до 80—85 %;
  • наращивание производства и экспорта высококачественных нефтепродуктов, соответствующих требованиям международных стандартов;
  • снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии;
  • вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.

Реконструкция предприятий  нефтеперерабатывающей промышленности будет осуществляться поэтапно с  учетом большой капиталоемкости  и ограниченности инвестиционных ресурсов. Производственным объединением "Нафтан" предусматривается строительство комплекса глубокой переработки, основанного на процессе гидрокрекинга, что даст возможность получать экологически безопасные дизтоплива.

Результатом мероприятий, направленных на повышение производственного  потенциала нефтеперерабатывающих предприятий, станет увеличение производства к 2015 г. автомобильных бензинов в 2,5 раза, дизельных топлив — в 1,7 раза при одновременном сокращении выпуска топочного мазута на 10,6 %. Более 40 % производимых нефтепродуктов предусматривается экспортировать, около 70 % экспорта придется на Российскую Федерацию.

           В настоящее время добыча и переработка торфа ведется 35 предприятиями. Основными видами продукции являются: торфяные брикеты, торф кусковой и сфагновой. В 1997 г. объемы их производства составили соответственно 11515,9 и 27 тыс. т. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий оцениваются в 142,5 млн. т, в том числе торфа, пригодного для брикетирования, — в 100 млн. т. Запасы торфа на отведенных предприятиям площадях оцениваются в 46,3 млн. т, в том числе пригодных для брикетирования — в 29 млн. т.

Основной проблемой  функционирования предприятий отрасли  остается постоянный недостаток финансовых средств, вызванный несвоевременным  и недостаточным по объему выделением бюджетных средств на покрытие разницы между оптовой и розничной ценами на брикет, поставляемый населению. Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет обеспечить необходимое обновление активной части основных фондов, износ которых в целом по отрасли вырос до 61 %. На предприятиях эксплуатируется 82 % полностью изношенного оборудования для добычи торфа, 85 % оборудования для подготовки и ремонта фрезерных полей, до 100 % сушилок, 41 % торфобрикетных прессов.

Повышение эффективности  использования исходного сырья в торфяной промышленности предполагается достичь за счет применения новых технологий с улучшенными экологическими характеристиками. Одним из путей обеспечения населения и коммунально-бытовых предприятий местным топливом на основе торфа может быть развитие добычи кускового торфа. Предусматривается разработка прогрессивной технологии и оборудования для его добычи, что позволит вовлечь в разработку новые сырьевые ресурсы на месторождениях, ранее непригодных для его целей, увеличить коэффициент использования залежи при разработке до 0,7—0,8 и вовлечь в разработку малые месторождения. Кроме того, экскаваторный способ добычи кускового торфа позволит значительно улучшить качество готовой продукции, снизить затраты на ее производство.

Имеющиеся на сырьевых базах предприятий запасы торфа позволяют обеспечить производства брикетов на уровне 1600 тыс. т в период до 2005г. с дальнейшим снижением объемов производства до 800 тыс. т. Частичное выбытие мощностей по производству брикетов будет компенсироваться за счет увеличения добычи кускового торфа, объемы добычи которого составят в перспективе 200 тыс. т. В целях повышения уровня самообеспечения твердым топливом предусмотрено к 2001 г. прекращение экспорта торфяных брикетов. К 2015 г. за счет производства торфяной продукции спрос на твердое топливо будет удовлетворяться на 20—23 % .

Частично сократить  поставки топлива из-за рубежа позволит расширение использования местных  топливных ресурсов Республики Беларусь, таких как нефть, попутный газ, бурые  угли, торф, древесина, отходы животноводства. Для Беларуси наиболее реальным источником замещения некоторой части импортируемого топлива может стать древесина и древесные отходы: по примеру скандинавских стран в ближайшие годы можно увеличить применение древесины в качестве топлива в 1,5—2 раза. Но расчеты показывают, что намеченные меры по энергосбережению, максимальному использованию местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии смогут увеличить обеспеченность собственным топливом лишь до 38—39 %.

Информация о работе Топливно-энергетические ресурсы