Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:00, реферат
Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни.
1. Исторический обзор бихевиоризма
1.1. Бихевиоризм Уотсона
1.2. Бихевиоризм Скиннера
1.3. Социобихевиоризм
2. Необихевиоризм Скиннера
3. Бихевиоризм и агрессия
4. О психологических экспериментах
5. Теория фрустрационной агрессивности
6. Вместо заключения: связь психологии и естественных наук
7. Указатель литературы.
Психология и естественные науки
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.
Теперь я могу вернуться к вопросу о месте психологии в системе наук и попытаться оценить ее связь с другими научными дисциплинами.
Связь психологии с естественными науками вполне очевидна. Наиболее явная связь – с биологическими науками. В античности душа понималась как некое жизненное начало или сущность живого, и Аристотель соотносил виды души с разрядами живых существ. Если рассматривать формирование собственно научной психологии, то здесь необходимо отметить несколько аспектов в отношениях психологии с биологическими дисциплинами.
Во-первых, это заимствование
некоторых общебиологических
Значительную роль в этом плане сыграла эволюционная теория Ч. Дарвина (который, кстати, и сам разрабатывал некоторые психологические проблемы).В первую очередь это касается идеи приспособления к меняющимся условиям среды, что дает ключ к пониманию эволюции форм психической жизни и их адаптивной роли. Идеи Дарвина оказали влияние на многих психологов – специалистов как в области психологии животных, так и психологии человека. Одна из принципиальных проблем психологии – проблем психологии – проблема развития психики в филогенезе - обсуждается, как правило, с апелляцией к Дарвину. Эта проблема разрабатывается одной из психологических дисциплин – эволюционной биопсихологией.
Многие авторы основывали рассуждения об онтогенетическом развитии психики на так называемом биогенетическом законе, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) есть сокращенное повторение филогенеза. Так, на этом принципе З. Фрейд основывал обозначение этапов индивидуального развития, находя их аналоги на различных уровнях животного мира. Основатель детской психологии американец Стенли Холл (1846-1924), по-своему его трактуя, выдвинул принцип рекапитуляции (в психическом развитии ребенок, согласно Холлу, повторяет этапы развития общества). Биогенетический закон неоднократно подвергался сомнению, но нас в данном случае интересует не его истинность, а факт влияния на психологию.
Ряд психологов строит свои концепции на основе принципов, почерпнутых из эмбриологии. Так, американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961) распространял принципы эмбрионального развития на развитие ребенка после рождения, находя сходство определенных выделенных им «циклов» и этапов нейромоторных и психических изменений.
Известный в эмбриологии
принцип эпигенетизма (согласно которому
в развитии эмбриона есть этапы появления
качественных новообразований –
в противовес принципу преформизма,
утверждающему, что организм изначально
дан как таковой и изменяется
лишь количественно) был использован
Э. Эриксоном в анализе
Одним из авторитетных направлений
современной биологии является этология
– наука о поведении животных,
рассматривающая соотношение
Проблема соотношения
врожденного и приобретенного –
одна из центральных в психологии,
в связи с чем для нее
важны и данные генетики, предоставляющие
материал относительно механизмов наследования
определенных задатков, предрасположенности
к психическим заболеваниям и
др. Пограничная с генетикой
«Биологическая аналогия» иногда заходит в психологию очень глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений (например, «социобиология» американского ученого Э. Уилсона) и как правило, в этих случаях вызывает критику со стороны психологов, хотя в некоторых отношениях и в определенных пределах ее правомерность признается.
Особенно выделю связь
психологии с физиологией, в частности
с физиологией высшей нервной
деятельности. Отмечу выдающуюся роль
для психологии работ И. П Павлова,
В. М. Бехтерева, а также А. А. Ухтомского
(1875 – 1942), разрабатывавшего идею доминанты
(временно господствующей рефлекторной
системы, придающей направленность
поведению) и выдвинувшего представление
о формировании «функционального органа»
(некоего единого
Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом – мозгом.
Среди биологических дисциплин
прикладного плана выделим
На стыке медицины и
психологии возникла медицинская психология,
разрабатывающая
Особо выделю основанную А. Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).
Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии развития.
Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.
Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом – связь менее непосредственная – но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и направлениях) то мировоззрение, которое определялось основными открытиями – или господствующими принципами – в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» - представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это – связи вполне явные; есть и более опосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений.
Связь психологии и химии
во многом аналогична, однако в ряде
случаев более определенна. Так,
существуют области, относительно которых
выдвигаются и химические, и физиологические,
и психологические теории (например,
механизмы памяти); химические процессы
рассматриваются при анализе
важных для психологии биологических
явлений; наконец существует психофармакология
– научно-практическая дисциплина,
изучающая закономерности воздействия
на психику лекарственных
Я очень кратко очертила связь психологии с естественными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной?
Во многих отношениях такое представление обосновано, и ряд психологических направлений (бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание.
Бихевиоризм существует до
настоящего времени; многие исследователи
и практики, в том числе в
педагогике, психотерапии ориентированы
на него, хотя среди наиболее популярных
зарубежных теорий он, сравнительно с
психоанализом и
Ссылки в тексте:
[1] Скиннер Б.Ф. Поведение культур, 1961(Американская академия искусства и наук);
[2] Скиннер Б.Ф. и Роджерс
К.Р. Вопросы о контроле
[3] Доллард Д. и др. Фрустрация и агрессия, 1939;
[4] Миллер Н.Е. Фрустрационно-
[5] Басс А.Х. Психология агрессии, 1961;
[6] Скиннер Б.Ф. Бихевиоризм 50-х, 1963.
Литература:
1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод /Авт. вст. ст. П.С. Гуревич. – М.: Республика, 1994.
2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
3. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета,1997.
4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под редакцией академика РАН М.Ф. Жукова.– Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭЛ», 1997.
5. Американская социологическая мысль: Тексты/ под редакцией В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ,1994.