Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:40, реферат
Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.
Введение………………………………………………………………….…...…2
1. Биоэтика: понятие и истоки.……………………………….………….…..... 2
2.Взгляды биологов на биоэтику………………………………………...…......3
3. Основной постулат биоэтики……………………………………………...…4
4. Модели биоэтики………………………………………………………….…..6
5. Принципы биоэтики…………………………………………………….........11
6. Биоэтика в наши дни………………………………………………………....13
Заключение………………………..……………………………………….….....14
Список литературы………………………………………………………………16
МОСКОВСКИЙ
ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
Реферат по курсу «концепция современного естествознания»
на тему:
«Биоэтика
или Этика жизни»
Выполнила: Г.Агалакова, гр.436
2011г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Биоэтика: понятие и
истоки.……………………………….………….…....
2.Взгляды биологов
на биоэтику………………………………………...…
3. Основной постулат биоэтики……………………………………………...…4
4. Модели биоэтики………………………………………
5. Принципы биоэтики…………………………………
6. Биоэтика в
наши дни……………………………………………………….
Заключение………………………..………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.
Формирование биоэтики
Биоэтика
как исследовательское
В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать работу «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Эгоизм первичен в жизни животных. Эта фаза в эволюции человека подчинена законам естественного отбора, действие которых в последующем ослабляется, в соответствии с этим уменьшается и жизненное значение эгоизма и увеличивается роль людей, для которых характерны любовь к жизни и природе в целом. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей, которые «поступают так, как поступил бы заботливый хозяин жизни: ничего для себя и все — для окружающего. И так как они поступают так не в силу взятого на себя принципа, а в силу своего всеобъемлющего интереса к жизни, их удовлетворение постоянно». Они — «носители объединенной, спаянной в одно целое любви ко всему и живому и неживому». Л. В. Крушинский назвал работу Д. П. Филатова «удачной попыткой обобщить собственное мировоззрение о морали и этике с проблемами эволюции этических основ психики человека». Обращает на себя внимание то, что Д. П. Филатов, сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралистической, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни. По словам Филатова, «такая норма поведения не предусмотрена ни одной из религий. Она шире и глубже, чем того требует мораль любой религии». Новая мораль, которую возвещает Д. П. Филатов, «сильна тем, что органически слита с природой человека, так, что, вытекая из одного источника с его природой, действует как целое и не несет в себе никаких противоречий».
В
это же самое время В. И. Вернадский
разрабатывает учение о переходе
биосферы в ноосферу, т. е. сферу, созданную
человеческим разумом, воплощенным
в науке и технике. Учение Вернадского
о ноосфере, развернутое в «Философских
мыслях натуралиста», конечно, далеко
выходит за пределы этики. Однако из размышлений
Вернадского о превращении науки в силу,
планетарную по масштабу своего воздействия,
нельзя исключить и этическую компоненту.
Эта компонента обнаруживается не только
в том, что Вернадский еще, по-видимому,
в конце XIX в. задумывает работу по этике,
подчеркивая значение наук о поведении
для обоснования этики и критикуя религиозные
представления о нормах морали. Для него
уже в это время несомненно, что этические
принципы независимы от религиозных учений,
что нельзя относить этику к области религии.
В 1952 г. советский биолог А. А. Любищев написал статью «Основной постулат этики», которая была опубликована лишь недавно, в 1990 г. Обращает на себя внимание уже то, что этика мыслится Любищевым как некая теоретическая система, которая зиждется на основном постулате. Этот постулат, по мнению Любищева, «должен удовлетворять трем требованиям:
1) он должен быть универсальным;
2) он
должен быть научно
3) он
должен синтезировать
И соответственно, этика, развиваемая А. А. Любищевым, мыслится как универсальная, научная и синтетическая. Итак, здесь также сохраняется ориентация на науку и подчеркивается не просто возможность, но и необходимость научного обоснования этики. Основной постулат этики заключается, по его мнению, в утверждении необходимости борьбы за торжество духа над материей. Этот постулат можно было бы трактовать как некое отрицание природно-материального начала ради утверждения духа. Однако для Любищева этот ход мысли не приемлем. Он в самой эволюции, в развитии жизни усматривает тот же самый процесс: «все развитие жизни есть непрерывная борьба духа с материей с все более обозначающейся победой духа. «Способствуя победе духа над материей, мы одновременно осуществляем лозунг: жить согласно истинному смыслу природы». Итак, присущее Любищеву стремление дать научное обоснование этики приводит к тому, что эволюция живого трактуется как борьба с материей, с косным и инертным началом, а этика, утверждающая торжество духа над материей, укореняется в эволюционном процессе — этические ценности совпадают с истинным смыслом природы.
Если
подвести итоги нашему рассмотрению
этических концепций, развитых в русской
мысли, то во всех их вариантах — от религиозных
до натуралистических — можно наблюдать
стремление преодолеть разрыв нравственности
и жизни, укоренить этику в жизни и вывести
из нравственных начал и право, и познание,
и даже религию. Жизнь, не только человеческая,
но и природная, оказывается этически
нагруженной, она уже включает в себя нравственные
характеристики, которые в полной мере
развертываются лишь в межличностных
отношениях. Важнейшей чертой этических
размышлений в России является стремление
понять единство факторов эволюционного
процесса и этических ценностей, осмыслить
жизнь во всей целостности ее проявлений,
в том числе и ее высших — нравственных
побуждений, ориентации, поступков. И это
оказалось возможный лишь потому, что
жизнь была понята как антиэнтропийный
процесс, как процесс, противостоящий
хаосу и неорганизованности, как процесс,
ответственный за увеличение организованности
природы и человеческой жизни. Эта мысль
по-разному выражалась русскими учеными
и философами. Жизнь — это борьба со смертью
и неорганизованностью природы, борьба
за утверждение ноосферы, за торжество
духа над материей,— все это разные формулировки
общего исходного принципа этики. И этот
общий принцип этики просветлен одним
умонастроением, пронизывающим все нравственные
поиски русских мыслителей,— любовью
к жизни. Именно это жизнечувствование
определяет этические размышления и религиозных
философов, и их оппонентов — представителей
натуралистической этики.
4. Модели биоэтики.
Модель коллегиального типа
В модели технического типа врач превращается в водопроводчика, лишенного каких-либо моральных качеств. В модели сакрального типа моральный авторитет врача оказывает такое влияние на пациента, что подавляет его свободу и достоинство. Пытаясь более адекватно определить отношение «врач — пациент», сохранив фундаментальные ценности и обязанности, некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели — к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач — это «друг» больного. Именно в модели коллегиального типа доверие играет решающую роль. Когда два человека или две группы людей действительно отстаивают общие цели, их доверие оправдано, и модель коллегиального типа адекватна. Таков солидарный способ взаимодействия соратников. Здесь налицо равенство и в достоинстве, и уважении, и в мире содействия, что не было присуще предыдущим моделям.
Однако социальный реализм вынуждает нас задать непростой вопрос: существует ли на деле какая-то реальная почва для взаимодействия, для общих целей и интересов, что и позволило бы использовать модель неуправляемого сообщества коллег в отношениях «врач — пациент»?
Какие-то признаки сообщества, движимого реальными общими интересами, возникли в радикальном движении в защиту здоровья и в бесплатных клиниках, но все же надо констатировать, что этнические, классовые, экономические и ценностные различия между людьми превращают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, в пустую мечту. Необходимо создать модель, в большей мере соответствующую условиям и допускающую равенство между пациентом и врачом в сфере морали, не принимая утопическую посылку коллегиальности.
Модель контрактного типа
Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, — это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трактовать скорее символически как традиционный религиозный или брачный обет. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидающейся взаимной выгоды. Но обязанности и выгода, даже если они выражены несколько туманно, имеют свои границы. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Ее предпосылкой служат доверие, даже когда видно, что полной взаимности интересов нет. Социальная поддержка связана с легитимизацией данного взаимодействия и обеспечивает его осуществление в случае нарушения договора. Однако считается, что в большинстве случаев принятые обязательства будут неукоснительно соблюдаться.
Лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или не заключается. Это означает, что необходимо провести более глубокое обсуждение моральных оснований, на которых зиждятся решения медицинских проблем до того или по мере того, как эти решения будут приниматься.