Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:15, реферат
Описание
Жизнь как особое, очень сложное явление природы, оказывает на окружающий мир самое разнообразное воздействие. Существуя в виде различных проявлений, жизнь («живая природа») не только производит продукты своей жизнедеятельности, но и коренным образом преображает природу. В естествознании изучение жизни как целостного феномена в его тесной связи с окружающей приро-дой получило название учения о биосфере.
Содержание
Биосфера. Ноосфера. Человек 3 o Биосфера 3 o Человек и биосфера 5 o Система: природа -- биосфера -- человек 7 Влияние природы на человека. Географическая среда 7 Окружающая среда, ее компоненты 10 Влияние человека на природу. Техносфера 11 Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 13 Взаимосвязь космоса и живой природы 15 Противоречия в системе: природа-биосфера-человек 21 Список использованной литературы 26
«Окружающая среда» -- более широкое понятие, чем географическая. Оно включает в себя, помимо по-верхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружаю-щей среды выделяют две важнейшие составляющие: естествен-ную и искусственную среды обитания.
Естественная среда обитания включает в себя неживую и живую части природы -- геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным обра-зом. Однако в ходе эволюции человек постепенно все больше осваивает естественную среду обитания. Первоначально это было лишь простое потребление естественных богатств (диких плодов, растений и животных). Затем человек начал использо-вать и естественные источники средств жизни (полезные иско-паемые, энергетические источники), преобразуя их в хо-де своей практической деятельности.
Для человека положительные моменты освоения и преобра-зования природных источников как составных частей естест-венной среды обитания неоспоримы. В результате этой дея-тельности человек смог не только выжить как биологический вид, но и приобрести то, что принципиально отличает его от других живых существ -- способность производить орудия тру-да, создавать и накапливать материальную и духовную культу-ру, целенаправленно преобразовывать окружающую среду.
Однако человек в ходе эволюции не остановился лишь на взятии у природы материала в непосредственном или преобразованном виде. Он перестал бы быть разумным существом, ес-ли бы не смог создать нечто свое, искусственное, чего не было до сих пор в природе. В результате им была создана искусственная среда обитания - все то, что специально сделано чело-веком: разнообразие предметов материальной и духовной куль-туры, преобразованные ландшафты, а также выведенные в ре-зультате селекции и одомашнивания растения и животные.
С развитием общества роль и значение для человека искус-ственной среды обитания непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе хоть на минуту человеческое общество без крупных городов, дорог, предприятий, домов, автомобилей, бытовой техники и т. д. Все это создано человеком и является творением его рук, результатом деятельности его разума.
Влияние человека на природу. Техносфера
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни так называемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превы-шает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу состав-ляющих системы природа--биосфера--человек.
Уровень воздействия человека на окружающую среду зави-сит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человече-ства. Однако с развитием общества, ростом его производитель-ных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX сто-летие -- век научно-технического прогресса. Связанный с каче-ственно новым взаимоотношением науки, техники и техноло-гии, он колоссально увеличил масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.
Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не только в прикладном, но и в глубоком теоретиче-ском осмыслении. Техника все менее остается только вспомога-тельной силой для человека. Все больше проявляется ее автоном-ность (автоматические линии, роботы, межпланетные станции, сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).
Понятие "совокупность техники и технических систем" лишь начинает обретать право на существование в науке. По анало-гии с живым веществом, лежащим в основе биосферы, мы мо-жем говорить о техновеществе как совокупности всех сущест-вующих технических устройств и систем (своеобразных техноценозов). В его состав, в частности, включают технические уст-ройства, добывающие полезные ископаемые и вырабатываю-щие энергию подобно зеленым растениям в биосфере. Выделя-ется также технический блок по переработке полученного сы-рья и производству средств производства. Далее идет техника, производящая средства потребления. Затем -- технические сис-темы по передаче, использованию и хранению средств инфор-мации. В особый блок выделяют автономные многофункцио-нальные системы (роботы, автоматические межпланетные станции и др.). В последнее время появляются также техносистемы по переработке и утилизации отходов, включенные в не-прерывный цикл безотходной технологии. Это своего рода «технические санитары», действующие подобно биологическим, природным подсистемам. Таким образом, структура техновещества (как совокупность отдельных технических устройств и целых подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит аналогич-ную организацию естественных природных живых систем.
Другой подход к пониманию структуры и роли техновеще-ства предлагает швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три крупнейшие отрасли: пер-вичная (добыча природных ресурсов), вторичная (обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства: наука, управление).
По силе своего воздействия на планету техновещество в ви-де системы техноценозов в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом. Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и послед-ствия их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу.
В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о реальном существовании но-вого ее состояния -- о техносфере. Понятие «техиосфера» вы-ражает совокупность технических устройств и систем вместе с об-ластью технической деятельности человека. Ее структура доста-точно сложна, так как включает в себя техногенное вещество,
технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры кос-мических полетов техносфера вышла далеко, за пределы био-сферы и охватывает уже околоземный космос.
Нет смысла современному человеку подробно говорить о роли и значении техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.
Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не отметить обостряющуюся сегодня проблему гума-низации техносферы. Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой це-ной. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации при-рода -- вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это является также следствием недостаточного взаимодействия естественных и общественных наук в осмыслении данной проблемы.
Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин "ноосфера" (гр. пооs -- разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.
Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия "ноосфера" другие понятия: "техносфера", "антропосфера", "психосфера", "социосфера" или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием "ноосфера" есть определенная разница.
Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его работах можно встре-тить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после де-тальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как об-ласть активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.
Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез есте-ственных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружаю-щего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразо-ванием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне тех-ники. Для этого достаточно понятия "техносферы". Речь вдет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель-ность человека будет основываться на строго научном и действи-тельно разумном понимании всех происходящих процессов и обя-зательно сочетаться с "интересами природы".
В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо-действия человека и природы, 9 пределах которой разумная чело-веческая деятельность становится главным определяющим факто-ром развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокуп-ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т. е. "в сферу разума, эво-люция которой подчиняется разуму и воле человека", путем по-степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.
У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче-нии о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива-ется, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность, за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим че-ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разу-мом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно био-сфера'преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.
В этом и заключаются непростой характер эволюции при-роды, биосферы, а также сложности появления ноосферы, оп-ределения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неод-нократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в дан-ное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.
Взаимосвязь космоса и живой природы
Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые различные про-цессы жизни на Земле.В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механиче-скую) в масштабах, определяющих существование биосферы На существенную роль космоса, в появлении жизни на Земле указывал шведский ученый. Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос жизни на Землю из космоса был возмо-жен в виде бактерий благодаря космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на Земле из кос-моса и В.И. Вернадский. Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например. Луны на морские приливы и отливы, солнечные за-тмения) люди подметили еще в древности. Однако многие дека связь космоса с Землей осмысливалась чаще на уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это было обусловлено ограниченными возможностями человека, на-учной базы и имевшегося инструментария. В XX столетие знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь пред-ставителей русского космизма -- А.Л. Чижевского, К.Э. Циол-ковского, Л.Н. Гумилева, В.И. Вернадского и др. Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось АЛ. Чижевскому. Об этом красноречиво сви-детельствуют названия его работ: "Физические факторы исто-рического процесса", "Земное эхо солнечных бурь" и т.п. Ученые давно обратили внимание на проявления активно-сти Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с электро-магнитными и другими колебаниями мирового пространства. А..Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследова-ния по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и его активности на био-логические и социальные процессы на Земле ("Физические факторы исторического процесса").
В" 1915г. 18-летний А-Л. Чижевский, самозабвенно изучав-ший астрономию, химию и физику, обратил внимание на син-хронность образования солнечных пятен и на одновременнука активизацию боевых действий на фронтах первой мировой войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил ему сделать данное исследование научным и убеди-тельным.
Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве существования космиче-ских ритмов и зависимости биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К..Э. Циолковский так оце-нил труд своего коллеги: "Молодой ученый пытается обнару-жить функциональную зависимость между поведением челове-чества и колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычис-лений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказы-ваются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа"'.