Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:59, реферат
С циклическими процессами мы встречаемся на различных уровнях развития материи, начиная космическими и кончая социальными процессами. Данные науки свидетельствует о том, что ритм и периодичность управляют Вселенной, живыми организмами, социальными явлениями. Ритм как бы «запрограммирован» сущностью движения, без которого бесконечный мир просто не может существовать, он выступает в качестве основного закона природы и общества.
Введение………………………………………………………………….3
1 Космические циклы……………………………………………………5
2 Влияние космоса на общественную жизнь…………………………..8
3 Цикличность эволюции. Человек как космическое существо…….12
Заключение……………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………….27
Всегда считалось, что из прошлого можно извлекать уроки для будущего, ибо в основе эволюции общества лежит вполне определенная ритмичность. Эта ритмичность оказывала помощь в предвидении тенденций развития общественной системы или ее подсистем. Например, исследование исторических колебаний в развитии экономики привело к открытию в ней законов циклов, которые используются в процессе планирования будущего. Однако мы живем в эпоху, не имеющую исторического прецедента, в эпоху невиданных раньше изменений и открытий. Поэтому весьма опасно экстраполировать тенденции прошлого на будущее, ибо механизмы саморегуляции общественной системы оказались неэффективными.
3 Цикличность эволюции. Человек как космическое существо
Прежняя механическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности и энтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им новый принцип, лежащий в их основе, - порядок через флуктуацию. Дальнейшие исследования показали, что этому принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания революционных процессов во всех областях – от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.
На основании этих наблюдений
появилась возможность
По теории британского
биолога Р. Шелдрейка, изложенной в
его книге «Новая наука жизни»
(1981 г.), форма, развитие и поведение
организмов определяются «морфогенетическими
полями», которые в настоящее
время еще не могут быть измерены
физикой, но эти поля создаются формой
связи через пространство и время
и обладают кумулятивными свойствами.
Если у достаточного числа представителей
вида развились какие-то организменные
свойства или особые формы поведения,
это автоматически передается другим
особям, даже если между ними нет
обычных форм контакта. Какой бы
неправдоподобной и абсурдной ни
казалась эта теория механически
ориентированному уму, она проверяема,
и уже сейчас, на своем раннем
этапе, она подтверждается экспериментами
на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне
осознает, что его теория имеет
далеко идущие приложения в психологии,
и сам говорит о ее связи
с юнговской концепцией коллективного
безсознательного. К. Юнг еще в 30-40-е
годы ХХ века пришел к выводу, что
в психике человека помимо сознания
и индивидуального
Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. «Коллективное бессознательное – предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения». Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с Космосом и Вселенной.
Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой совокупность архетипов. Архетипы – «психические первообразы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом», - это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, «это та хтоническая часть души, через которую душа связана с природой, миром, космосом».
Архетипы, с одной стороны
обуславливают
Таким образом, Юнг положил начало трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.
Идеи трансперсональной психологии получили дальнейшее развитие в исследованиях Ассаджиоли, С. Гроффа, Ч. Тойча, К. Уилбера.
Концепция и практический опыт психотерапевтической работы доктора Ч.Тойча подтверждают, что жизнь и проблемы людей во многом предопределяются обстоятельствами судьбы их предков (родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и т. п.), «генетическим кодом». Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенный к определенным болезням, но так же и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Выявив и осознав неблагоприятный «семейный генетический код», человек может избежать участи «жертвы кода», силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий «перестроить свой генетический код», эволюционировать, совершенствовать себя, свою жизнь, судьбу.
Рассматривая мысль человека
как мощную силу, как энергетическую
волну, а разум – как
Ч. Тойч показал, что человек свои проблемы, свой стресс может проявлять тремя способами:
- внутричеловеческий, когда
человек проявляет, выражает
- межчеловеческий, когда
проблема, стресс вытесняется у
человека-репрессора на
- генетический, когда потомкам
посредством генетического
Трансперсональная психология подчеркивает, что человек взаимосвязан не только с предками, потомками, другими людьми и всем человечеством, но и со всем миром, биосферой, космосом, Вселенной. Эти положения созвучны идеям Вернадского о биосфере и ноосфере.
Конкретным проявлением ноосферы в нашем повседневном мире являются многочисленные парапсихологические явления, связанные с так называемым информационным полем. Термин этот появился недавно и заменил старое понятие Всемирного разума. Во все времена услугами этого разума пользовались люди с самым развитым интеллектуальным мышлением.
Информационное поле содержит информацию обо всем во Вселенной и способна зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоящем и будущем. Ведь не располагая такой информацией, нельзя оказывать направленное воздействие на развитие в будущем. Более того, можно предположить, что это не только информационное поле и огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум. Ведь непрерывно должна идти переработка огромного количества информации и выработка оптимальных решений.
Ученые предполагают, что информация о каждом предмете, об объектах живых и неживых имеется во всех точках Вселенной одновременно. Она не передается из одного пункта в другой каким-либо способом, с какой-либо ограниченной скоростью, она просто существует везде и всегда. И задача только в получении, считывании информации. Это и есть информационное поле Вселенной. Академик М. А. Марков так охарактеризовал информационное поле: «…Информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще и регулятором в судьбах людей и человечества». В. Н. Пушкин пишет: «Необходимо еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике». Голографическая природа Вселенной, в том числе и биополя человека и его мозга, означает, что информация обо всем содержится одновременно везде и в полном объеме. Вывод из этого звучит достаточно необычно: в каждом из нас содержится информация абсолютно обо всем, что происходит и происходило во Вселенной – в полном объеме. Это звучит необычно, потому что эту информацию мы хотя и содержим, но ею не располагаем, не осознаем ее, но можем ее использовать. Значит, голографическое строение Вселенной, в том числе и нас самих, неизбежно приводит к тому, что информационное поле Вселенной находится в каждом из нас. Если говорить на языке ранее применяемых терминов, то Бог находится в каждом из нас.
Современные психологи, представители трансперсональной психологии в ходе многолетних практических экспериментов создали модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции человека.
Огромную известность
из многих представителей трансперсональной
психологии получил Станислав Грофф
своим исследованиями измененных состояний
сознания. Сначала с помощью
Глубокое исследование индивидуального
бессознательного становится эмпирическим
путешествием по всей Вселенной, в ходе
которого сознание человека выступает
за обычные пределы и преодолевает
ограничение времени и
Трансперсональные явления
включают в себя не только преодоление
временных барьеров. К ним так
же относится опыт слияния с другим
человеком в состоянии
Важной категорией трансперсонального
опыта с трансценденцией