Человек: организм и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:29, контрольная работа

Описание

Эволюционное учение - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Хотя единой и общепризнанной теории биологической эволюции до сих пор не создано, сам факт эволюции сомнению ученых не подвергается, так как имеется огромное число подтверждающих научных фактов и теорий.

Работа состоит из  1 файл

ксе №4.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Глазунова Анастасия, 2 курс, 1 группа

Контрольная работа по КСЕ № 4. 

Человек: организм и личность.

1.Эволюционное  учение - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Хотя единой и общепризнанной теории биологической эволюции до сих пор не создано, сам факт эволюции сомнению ученых не подвергается, так как имеется огромное число подтверждающих научных фактов и теорий.

Сопоставление свойств Мира с возможностью существования  жизни именуется антропным принципом  с середины XX века. В вольной формулировке он утверждает, что мир создан для того, чтобы в нем мог появиться человек. Этот принцип начал широко обсуждаться после выхода книги Б. Картера «Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии», который объяснил его следующим образом: «...то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей» или «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Другими словами, антропный принцип говорит о том, что свойства Вселенной приспособлены для возникновения разумной жизни, поскольку в ней присутствуем мы, наблюдатели, способные задаться вопросом о свойствах Вселенной. При других ее параметрах невозможны сложные структуры и существование разумных наблюдателей. ( Интернет-ресурс: www.ecosystema.ru)

2.

3. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.

В ДНК используется четыре нуклеотида — аденин (А), гуанин (G), цитозин (С), тимин (T), которые в русскоязычной литературе обозначаются буквами А, Г, Ц и Т. Эти буквы составляют алфавит генетического кода. В РНК используются те же нуклеотиды, за исключением тимина, который заменён похожим нуклеотидом — урацилом, который обозначается буквой U (У в русскоязычной литературе). В молекулах ДНК и РНК нуклеотиды выстраиваются в цепочки и, таким образом, получаются последовательности генетических букв. Для построения белков в природе используется 20 различных аминокислот. Каждый белок представляет собой цепочку или несколько цепочек аминокислот в строго определённой последовательности. Эта последовательность определяет строение белка, а следовательно все его биологические свойства. Набор аминокислот также универсален почти для всех живых организмов. Реализация генетической информации в живых клетках (то есть синтез белка, кодируемого геном) осуществляется при помощи двух матричных процессов: транскрипции (то есть синтеза мРНК на матрице ДНК) и трансляции генетического кода в аминокислотную последовательность (синтез полипептидной цепи на мРНК). Для кодирования 20 аминокислот, а также сигнала «стоп», означающего конец белковой последовательности, достаточно трёх последовательных нуклеотидов. Набор из трёх нуклеотидов называется триплетом. ( Интернет-ресурс: http://www.evolbiol.ru)

4.

5. Термин «Высшая нервная деятельность» введен И.П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность» (интересно отметить, что физиолог Павлов к психологической науке своего времени относился свысока и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов). Непосредственным предшественником Павлова в создании учения о ВНД был И.М. Сеченов, который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистические идеи о рефлекторной природе психической деятельности. Для того времени эта позиция была не просто новаторской, но даже рискованной. ( Интернет-ресурс: http://www.evolbiol.ru)

6. К высшим мозговым, или когнитивным (познавательным) функциям относятся наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. К этим функциям относятся: восприятие информации – обобщение и внимание; обработка и анализ информации, вынесение умозаключений, принятие решения – мышление; запоминание и хранение информации - память; обмен информацией - речь.(Интернет-ресурс: http://pro-psixology.ru)

7. Взаимодействие человека  с  обществом  обозначается понятием  "социализация". Общество с целью воспроизводства социальной системы,  сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные  и др.),  образцы ролевого поведения.  Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу,  личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.  Однако в силу своей природной активности личность  сохраняет и развивает тенденцию к автономии,  независимости,  свободе,  формированию собственной позиции,  неповторимой индивидуальности.  Следствием  действия  этой  тенденции является развитие и преобразование не только самой личности,  но и общества. В процессе социализации личность примеривает на себя  и  выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых  ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне  социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично,  без демонстративности и без самоуничижения. (Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие)

8.

9.Старение, начинаясь еще в среднем возрасте, продолжается до естественной смерти человека. Максимальная продолжительность жизни человека составляет около 115-120 лет (по мнению некоторых авторов — 150 лет). Для пожилого возраста характерным является активно развивающийся процесс адаптации организма к происходящим внутри его процессам старения. Изменения, происходящие в этот период, имеют много общих проявлений, характерных для типичной стрессреакции. В период старости скорость развития изменений замедляется, а механизмы регуляции функций организма становятся несколько более стабильными, чем в предыдущий период. Одни геронтологи считают, что старение запрограммировано генетически, другие — что оно является результатом постепенного накапливания повреждений в ходе жизнедеятельности организма. Скорее всего истина лежит где-то в промежутке, но, вероятно, ближе к первой точке зрения. Старение является частью развития общей программы становления, формирования организма, особенностей обмена веществ его. Но на эту программу наслаиваются различные факторы внешней среды, которые направлены, как правило, в одну сторону — на преждевременное развитие процесса старения. Типические возрастные изменения клеток Наиболее типичным изменением структуры различных органов, развивающимся при старении, является постепенное уменьшение клеточного состава их. При этом оставшиеся клетки вынуждены компенсировать недостающие, и в них можно обнаружить явления, характеризующие гипертрофию клеток в целом или их отдельных структурных элементов. В результате нарушается естественное соотношение работающих» и «резервных» единиц, что является одной из причин развития процессов гипертрофии. Но указанная ситуация существенно ухудшает адаптационные возможности данного органа и организма в целом. В то же время в условиях, когда организм находится в состоявши, близком к относительному покою, его системы могут функционировать достаточно успешной по основным показателям гомеостаза мало отличаться от более молодых. Старение возникает в различных мембранных структурах клетки. Существенные перестройки мембранных структур клеток затрагивают как липидные, так и белковые компоненты их. В мембранах нарушается соотношение различных липидных компонентов, что изменяет подвижность и активность рецепторов, ионных каналов и насосов, связанных с ними ферментов, вторичных посредников. Нарушающиеся с возрастом механизмы синтеза белковых компонентов, в свою очередь, влияют на функциональные свойства мембран и других структур клеток. Особую роль в процессах старения играют возрастные перестройки плазматической мембраны клеток, которые достаточно разнообразны и носят как общий, так и специфический характер, зависящий от функционального назначения клетки. При этом они не являются лишь «негативными», в них можно обнаружить и компенсаторно-адаптационные проявления. Изменения ионотранспортных систем, связанные с перестройкой плазматических мембран, отражаются на функции не только возбудимых клеток, но и невозбудимых (гепатоцитах, клетках эндокринных желез и др.). (Интернет-ресурс: http://medecinskayaencyclopedia.ru)

10. Благодаря  биосоциальной природе человека  адаптации его к условиям обитания  имеют отчасти биологическую, но главным образом социальную природу. В настоящее время преобладающее значение для освоения человеком новых сред обитания и создания лучших условий жизни в уже освоенных средах имеют социально-гигиенические мероприятия, результатом которых служит совершенствование средств и систем жизнеобеспечения, достижение состояния комфорта в местообитаниях людей. Адаптации создаются по отношению к факторам как природной, так и искусственной среды, поэтому они носят не только экологический, но и социально-экономический характер. Каждый человек представляет собой индивидуальность, поэтому экологические и социально-экономические адаптации дополняются психологическими. Индивидуальные и групповые адаптации человека в отличие от биологических адаптации растений и животных обеспечивают наряду с выживанием и воспроизведением потомства выполнение им социальных функций, важнейшей из которых является труд. Социально-гигиенические мероприятия, направленные на оптимизацию условий жизни и производственной деятельности, включают устройство жилищ и других помещений, конструкцию одежды, организацию питания и водоснабжения, рациональный режим труда и отдыха, сознательно направленную тренировку организма и многое другое. При этом исходят из принципа «разумного максимума» удобств, при котором поддерживается высокая работоспособность и сохраняется здоровье населения, но в то же время не допускаются изнеживание организма и чрезмерные экономические затраты. В основе адаптации человека лежат социально-экономические механизмы, однако важная роль принадлежит также состоянию естественных приспособительных и защитных механизмов, составляющих биологическое наследство людей. Достаточно демонстративно эта роль выявляется при переходе в местообитания с экстремальными условиями, которые проявляются благодаря наличию на заселяемой территории экологического фактора или комбинации факторов, оказывающих на здоровье человека выраженное неблагоприятное действие.(Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие)

Информация о работе Человек: организм и личность