Деонтология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 08:21, реферат

Описание

В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения.

Содержание

Введение 2
Деонтология социальной работы с пожилыми людьми 5
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

контрольная деонтология с.р..doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

      Сотрудничество  с коллегами в интересах дела, заинтересованность в успехе коллег, содействие повышению их профессионального  мастерства и авторитета, содействие служебному и личностному росту являются для социального работника важнейшими деонтологическими принципами.

      Социальный  работник должен согласовывать свои действия с действиями коллег, учиться  у них мастерству и обучать  менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива.

      Надо  помнить и о том, что выполнение профессионального долга невозможно без критического отношения к  отступлениям от профессиональной морали.

      4. “социальный работник – клиент”

      Ответственность социаьлного работника перед клиентом и его близкими.

      В силу своего профессионального долга  специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений  с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных взаимоотношений  не всегда зависит от социального  работника – играют роль и субъективные характеристики клиента. Во всяком случае, клиент знает, что, как бы ни относился он к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнять свой профессиональный долг (соцработник не выбирает клиента, тот же вправе требовать замены специалиста, если для этого есть основания). Поэтому, несмотря на то, что между социальным работником и клиентом существуют партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной, безусловно, является социальный работник.

      Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии наиболее полной самореализации личности клиента. Социальный работник обязан попытаться понять внутренний мир своего клиента и деликатно помочь человеку почувствовать уверенность в себе, раскрыть свой потенциал, увидеть возможности и перспективы позитивного изменения.

      Профессиональная  этика социальной работы не считает  безнравственным выполнение в отдельных  случаях своего долга без удовольствия и по внутреннемк принуждению. Социальная работа относится к тем видам деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением, болью. Далеко не все виды услуг отличаются эстетичностью – большей частью это неимоверно трудная работа. Как любой нормальный человек в определенных случаях социальный работник может почувствовать нежелание делать что-либо, брезгливость, отвращение. Однако, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник будет выполнять свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их клиенту. 
Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, привлечение к сотрудничеству на благо клиенту – важный аспект профессионального долга социального работника. Контакт должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом, а не только в экстремальных ситуациях. Вместе с тем следует помнить, что сотрудничество со стороны окружения клиента – желательное обстоятельство, но специалист не имеет права упрекать родных и близких клиента в равнодушии, делать категоричные заключения. Следует тактично пробудить интерес к совместным действиям, аргументировать важность их добровольного участия в судьбе клиента.

      Долг  социального работника перед  самим собой

      Творческое  выполнение социальным работником своих  профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование; поддержание своих профессиональных чести и достоинства; завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на действительных достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка – долг социального работника перед самим собой.

      Общеизвестно, что наиболее успешно справляются  с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.

            Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

            Социальному работнику нужно  особое внимание уделять своей  внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками.

            Особенно недоверчивы старики  к легкомысленным, поверхностным  людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

            При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.

            Старый человек должен стать  для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.

 

Заключение

      Социальная  работа в ее теперешнем понимании  и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л. В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как  совокупность этических норм профессионального  поведения работников социальных служб.

            В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т.д.

            Особенно остро деонтологические  проблемы встают при общении  с тяжело больными старыми  людьми, утратившими способность  к самообслуживанию.

 

Список  литературы

  1. Даннинг К. Развитие медико-социальной помощи в  здравоохранении. Материалы семинара. - М.,2001
  2. Дементьева Н.Ф.//В кн.: Вопросы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Сб. научных трудов.-М.,1990.-С.9-10, 48-49, 71.
  3. Здоровье и благополучие пожилых. Подходы к многоаспектной оценке. Г.Г. Филленбаум. ВОЗ.-Женева,1987.-С.5, 7.
  4. Здоровье пожилых. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. - Женева, 1992.-С.7, 10, 12-13, 77.
  5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения – М., Книжный мир, 1999
  6. Мед. реф. журн. Геронтология. -1990.-N5. -С. 24.
  7. Оверал Д.В. Развитие медико-социальной помощи в здравоохранении: Материалы семинара. - М., 2003
  8. Основы социальной работы // под отв. ред. Павленок П.Д. – М., Инфра-М, 1998
  9. Планирование и организация гериатрических служб: Доклад Научной группы ВОЗ. - Женева, 1977.-С.5-6.
  10. Реабилитация длительно болеющих и престарелых. Совещание Рабочей группы Европейского регионального бюро ВОЗ, февраль 1974: Отчет. - Копенгаген, 1974.-С.1, 3-4, 17-18, 26, 29, 32-40. 43-45.
  11. Ревуцкая З. Г., Деркач Н.В.//В кн.: Геронтология и Гериатрия. Ежегодник, 1969-1970.-Киев,1970.-С.381.
  12. Условия жизни и пожилой человек/Под ред. Чеботарева Д.Ф.-М.: "Медицина", 1978.-С.125, 128.

Информация о работе Деонтология социальной работы с пожилыми людьми