Естественнонаучная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:10, контрольная работа

Описание

Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры.

Современная картина мира возникла в рамках естествознания, и поэтому называется естественнонаучной. Она является результатом синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех естественных наук в целом.

Содержание

Введение 3

Философская картина мира 3

Механистическая картина мира 5

Электромагнитная картина мира 6

Переход к современной картине мира 8

Томас Кун – развитие науки. 10

Заключение 13

Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

КСЕ 1.docx

— 44.83 Кб (Скачать документ)

Не менее важную роль в  формировании новой научной картины  мира играет теория самоорганизации (синергетика). Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, человек, сообщества людей). Особенно ее интересует согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы.

Довольно долго способными к самоорганизации считали только живые системы, а объекты неживой  природы, как полагали, если и эволюционируют, то лишь в сторону хаоса и беспорядка.

Современные концепции самоорганизации  позволяют разрешить противоречие между теорией биологической  эволюции и термодинамикой. Теперь эти теории не исключают, а предполагают друг друга, если классическую термодинамику  рассматривать как своего рода частный  случай более общей теории — термодинамики  неравновесных процессов. Впервые  возникает научно обоснованная возможность  преодолеть традиционный разрыв между  представлениями о живой и  неживой природе.

В свете идей и открытий новую актуальность обрела концепция  биосферы и ноосферы В. Вернадского. В ней жизнь предстает как  целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), заключенный  как особая составляющая в космическую  эволюцию. Осознание этой целостности  во многом определяет стратегию дальнейшего  развития человечества. Проблемы коэволюции человека и биосферы постепенно становятся доминирующими не только в современной науке и философии, но и в стратегии практической деятельности человека.

Специальные научные картины  мира со второй половины ХХ века значительно  снижают уровень своей автономности и превращаются в аспекты и  фрагменты целостной общенаучной  картины мира. Они соединяются  в блоки этой картины, характеризующие  неживую природу, органический мир  и социальную жизнь и реализуют (каждая в своей области) идеи универсального эволюционизма. [3]

Современная научная картина  мира основана не на стремлении к унификации всех областей знания, их редукции к  принципам одной какой-либо науки, а на единстве и многообразии разных наук. Известно, что специальные  картины мира, как и самостоятельные  научные дисциплины, существовали не всегда. Их не было в период становления  естествознания.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: МГУ, 1985.
  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник   для вузов. -— М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  3. Карташкин. Б А. Современные концепции естествознания, шесть лекций-бесед для студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки. -М.: ТОО "Люкс-арт", 1997.
  4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник       для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  5. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.
  6. Шкурко А.В. Социологические аспекты изучения научной картины мира. // Наука и повседневность, Вып.8.: Наука и национальная культура, – Нижний Новгород, 2006 (Электронный препринт)

 


Информация о работе Естественнонаучная картина мира