Естественнонаучный метод психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Но и надежды Фрейда, и первого поколения его учеников на то, что со временем их учение получит прочное естественнонаучное основание, не оправдались. Открытия последних десятилетий, идет ли речь об этологии, нейрофизиологии, когнитивной психологии, этнологии или социологии явно не стыкуются с доктринальными принципами Фрейда. Попытки соединить психоанализ с академической психологией предпринимались неоднократно, начиная с "эгопсихологии" 30-х г.г. не прекращаются они и поныне, хотя успехи пока незаметны.

Содержание

Введение
4
Глава 1
1.Зарождение психоанализа. Зигмунд Фрейд и его теория
5
2.Развитие психоанализа Фрейда
8
3.Шесть принципов классического психоанализа
10
4 Развитие психоанализа в России
12
5.Теория психоанализа
15
Глава 2
Характеристика естественнонаучной и гуманитарной методологий
18
Естественнонаучная парадигма в применении к науке «Психология»
19
Заключение
21
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;

рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка.

Данные причины аналогичны специфическим характеристикам гуманитарного познания, т.к. человек выступает как духовная ценность, а не только как «объект исследования». Основной целью психологии является понимание другого человека, объяснение определенного духовного или культурного феномена, придание смысла. Рефлексивный характер психологического знания проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта познания; направленность психологии предполагает не просто понимание, а активный диалог исследователя и исследуемого объекта.

Таким образом, применение требований естественнонаучного стандарта в психологии является ограниченным. По мнению многочисленных авторов, даже психологический эксперимент, не говоря уже обо всем комплексе психологического знания, должен строиться по гуманитарным канонам.


Заключение

 

Психоанализ является разработанным Фрейдом методом лечения психических заболеваний, который также включает в себя комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества в целом.

Несмотря на то, что многие последователи теории психоанализа стараются подчеркнуть научный (в особенности нефилософский) статус психоанализа, учение Фрейда с начала своего появления стремилось к обобщениям философского характера, что повлекло за собой установку на создание своеобразной философии человека. Развитие и становление психоанализа связано с поиском философской мысли выхода из тупика, в который ее ввел, с одной стороны, позитивизм, ориентированный на естественнонаучное знание, а с другой стороны, - иррационализм, основанный на интуитивных догадках и внутриличностное постижение бытия.

Организационно психоанализ начал оформляться в 1902 году с образования маленького кружка единомышленников, который затем перерос в Венское психоаналитическое общество. Итогом триумфального шествия психоанализа и его огромной популярности стало его распространение во многих странах Западной Европы и Америки.

Психоанализ от просто психологии отличается тем, что при помощи этого метода исследуется не только внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Проблемы онтологии смещаются в область психики. Психоаналитической реальностью является психическое, которое имеет свою природу и подчиняется особым законам и закономерностям развития, не всегда имеющим аналог в физическом мире.

Существенными моментами теории психоанализа являются:

- исследование психически реального,

- выявление закономерностей функционирования человеческой психики,

- изучение внутренних коллизий и драм глубин человеческого существа.

В своих исследованиях психоаналитики опираются на гипотезу существования бессознательного пласта человеческой психики, в глубинах которой протекает особая жизнь, которая недостаточно изучена, но, не ставшая от этого менее значимой. Эта жизнь значительно отличается от процессов, происходящих в сфере сознания. В психоанализе исследуются не только взаимоотношения между сознательными и бессознательными процессами, но и содержательный план психического бессознательного.

Надо сказать, то, что естественнонаучный статус психоанализа остается под большим вопросом, это ни в коей мере не умаляет его вклад в развитие психологии, психиатрии, социологии, создание новых культурологических теорий и концепций. Терминами и понятиями психоанализа пользуются многие науки и научные деятели, что делает его ценной смежной дисциплиной, объединяющей в себе естественный и гуманитарный подходы и методы исследования.

 


Список литературы:

 

1.      Войнаровский М.О Фрейде и его теории // Открытия и гипотезы.- 2003.-№12. - С. 6-7, 11-12.

2.      М’ясоїд П.А. Загальна психологія.-К.: Вища школа, 2001. - 487 с.

3.      Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.-М.: Академия, 2001. - 512 с.

4.      Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. - К.: Либідь, 1998. - 989 с.

5.      Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ столетия. - М.: Академія, 1998.-416с.

6.      Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223.

7.      Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002. 256 с.

8.      Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001.

9.      Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.

10. Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55-83.

11. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.

12. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. 368 с.

13. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.

14. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.

15. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.

16. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.

17. Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 125-177.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

19. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.

20. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.

21. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.

2

 



Информация о работе Естественнонаучный метод психоанализа