Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:18, реферат
Целью моей работы является ознакомить публику с предметом изучения физиологии, рассказать об истории развития этой науки и дать понятия о современных тенденциях физиологии.
В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
- выделить основные этапы развития физиологии;
- изучить методы физиологических исследований;
- выявить главные разделы физиологии;
- проанализировть связь данной научной дисциплины с другими науками.
Введение------------------------------------------------------------------------------------------3
Основная часть
§ 1. Исходные предпосылки решения проблемы
1.1. История вопроса
1.1.1. Предмет изучения физиологии--------------------------------------4
1.1.2. История физиологии-----------------------------------------------4
1.2. Современное состояние проблемы
1.2.1. Физиология как учебная дисциплина. Её задачи-------------7
1.2.2. Разделы физиологии------------------------------------------------9
1.2.3. Современные тенденции и задачи физиологии--------------10
1.3. Методологические проблемы
1.3 1. Методы современной физиологии------------------------------11
§ 2. Мужчина и Женщина. Физиологические различия. Интересные факты-----13
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------14
Список литературы-----------------------------------------------------------------------------15
Физиология
висцеральных органов в истории
науки занимает весьма заметное место
со времени возникновения
Богат XX век успехами в области физиологии дыхания, особенно его регуляции. За работы в этой области К. Гейманс (1892—1968) получил Нобелевскую премию в 1939 г., а О. Г. Варбургу (1883—1970) за открытие ферментативного механизма клеточного дыхания была присуждена Нобелевская премия в 1931 г.
Физиологией пищеварения в разное время занимались выдающиеся физиологи Европы и Америки (К. Людвиг, К. Бернар, Р. Геденгайн, Э. Старлинг и др.), но «пересоздал физиологию пищеварения» (так сказано в дипломе Нобелевского лауреата 1904 г.) И. П. Павлов. Внутриклеточному пищеварению были посвящены работы еще одного Нобелевского лауреата — И. И. Мечникова (1845—1916).
XX
век богат открытиями в
Отечественным
физиологам принадлежит приоритет
в создании искусственного сердца (А.
А. Брюхоненко), записи ЭЭГ (В. В. Правдич-Неминский),
создании таких важных и новых
направлений в науке, как космическая
физиология, физиология труда, физиология
спорта, исследовании физиологических
механизмов адаптации, регуляции механизмов
реализации многих физиологических
функций. Эти и многие другие исследования
имеют первостепенное значение для
медицины.
Идея о преподавании физиологии как предмета, завершающего и интегрирующего общебиологическую подготовку будущего врача и предваряющего начало его клинической подготовки, не нова.
В качестве первой задачи нормальной физиологии как учебной дисциплины в системе высшего медицинского образования следует, видимо, рассматривать обучение будущих врачей пониманию механизма функционирования каждого органа. При этом особое внимание следует уделить взаимодействию каждого органа и систем в зависимости от меняющейся ситуации в организме и вне него. Познание будущими врачами функции органов является непременным условием, основой понимания патогенеза нарушений и путей их коррекции. Вылечить — это, в конечном счете, восстановить нарушенную функцию.
Иными словами, у будущего врача должны быть заложены основы функционального мышления, являющегося фундаментом врачебного мышления, базой его профессионального творчества.
В
связи с новым уровнем развития
медицины, ее оснащенности диагностической
аппаратурой особое значение приобретает
знание принципов получения
Стремительно
меняющиеся условия жизни ставят
человека перед необходимостью постоянно
адаптироваться к ним, а также
выявили неготовность врача оценить
возможности адаптации и
Согласно
И. П. Павлову: задача физиологии состоит
в том, чтобы понять работу человеческого
организма, определить значение каждой
его части, понять, как эти части связаны
и как они взаимодействуют и как от их
взаимодействия получается валовой результат
- общая работа организма.
Физиология объединяет ряд отдельных, в значительной мере самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин.
общая
Общая физиология изучает процессы, общие для организмов различных видов, общие закономерности реакции организма на воздействие внешней среды. В общей физиологии, в свою очередь, выделяют:
Частная физиология исследует процессы жизнедеятельности у отдельных групп или видов животных (например, у сельскохозяйственных животных, птиц, насекомых), в т.ч. у человека, а также особенности тканей и систем (например, мышечной, нервной), органов (например, печени, почек), закономерности их объединения в функциональные системы организма. Например, разделом физиологии, который изучает функции нервной системы, процессы обработки информации в нервной ткани, а также механизмы, лежащие в основе поведения животных и человека, является нейрофизиология.
Прикладная физиология изучает общие и частные закономерности деятельности живых организмов, и прежде всего человека, в соответствии со специальными задачами.
К прикладной физиологии относят:
нормальная физиология
Нормальная физиология преимущественно исследует закономерности функций здорового организма в его взаимодействии со средой, механизмы устойчивости и адаптации функций к действию разнообразных факторов.
Патологическая
физиология изучает измененные функции
больного организма, процессы компенсации,
адаптации отдельных функций при различных
заболеваниях, механизмы выздоровления
и реабилитации. На основе патологической
физиологии развилась клиническая
физиология, изучающая возникновение
и течение функциональных отправлений
(кровообращения, пищеварения и др) при
различных болезнях.
Одна из основных задач современной физиологии – выяснение механизмов психической деятельности животных и человека с целью разработки действенных мероприятий против нервно-психических болезней. Решению этих вопросов способствуют исследования функциональных различий правого и левого полушарий мозга, выяснение тончайших нейронных механизмов условного рефлекса, изучение функций мозга у человека посредством вживленных электродов, искусственного моделирования психопатологических синдромов у животных.
Изучение
различных уровней центральной
нервной системы позволит выяснить
их роль в формировании и регуляции
эмоциональных состояний. Дальнейшее
изучение проблем восприятия, передачи
и переработки информации различными
сенсорными системами позволит понять
механизмы формирования и восприятия
речи, распознавания зрительных образов,
звуковых, тактильных и др. сигналов.
Активно развивается физиология
движений, компенсаторных механизмов
восстановления двигательных функций
при различных поражениях опорно-двигательного
аппарата, а также нервной системы.
Исследования дыхания, кровообращения,
пищеварения, водно-солевого обмена, терморегуляции
и деятельности желёз внутренней
секреции позволяют понять физиологические
механизмы висцеральных функций. В
связи с созданием
В
связи с научно-техническим
1.3 1. Методы современной физиологии
Метод наблюдения. Самый древний, зародился в Др. Греции, был хорошо развит в Египте, на Др. Востоке, в Тибете, в Китае. Суть этого метода заключается в длительном наблюдении изменений функций и состояний организма, фиксирование этих наблюдений и по возможности сопоставление визуальных наблюдений с изменениями организма после вскрытия. Гиппократ к наблюдаемым признакам относил характер поведения. Благодаря своим тщательным наблюдениям им было сформулировано учение о темпераменте, согласно которому все человечество по особенностям поведения делится на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Метод наблюдения широко используется в физиологии (особенно в психофизиологии).
Метод эксперимента. Физиологический эксперимент в отличие от простого наблюдения - это целенаправленное вмешательство в текущее отправление организма, рассчитанное на выяснение природы и свойств его функций, их взаимосвязей с другими функциями и с факторами внешней среды. Эксперимент подразделяют на 2 вида: острый (вивисекция) и хронический. Физиологический эксперимент позволяет ответить на вопросы: что происходит в организме и как происходит.
Пересадка различных органов. Подсадка и удаление органов или различных участков мозга (экстирпация). Экстирпация различных участков головного мозга и коры головного мозга выявляют функции этих отделов. Например, при удалении мозжечка было выявлено его участи в регуляции движения, в поддержании позы, статокинетических рефлексов.