Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:43, контрольная работа
В настоящее время наука представляет собой не только средство в решении различных проблем человеческого существования, но и часть культуры, содержащую определенную совокупность знаний об окружающем мире. Как и культура в целом, наука обладает внутренней целостностью и характеризуется комплексно (невозможно изъять отдельные элементы без вреда научному знанию в целом).
Содержание
1. Вопрос 6. Функции современной науки. Отличие науки от других отраслей культуры (или других форм познания)………………………...3
2. Вопрос 68. Основная концепция микромира – корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц. Волновой характер движения микрочастиц. Гипотеза Л. Де Бройля (1924г.). Формула Л. Де Бройля. Волны Л. Де Бройля. Экспериментальное подтверждение гипотезы Л. Де Бройля. Отличие микрочастицы от волны и от макротела. Возможно ли распространение корпускулярно-волнового дуализма на макрообъекты?...............................................................................................8
3. Вопрос 135. Популяционно-видовой уровень организации живого. Основная элементарная структура этого уровня и его элементарное явление. Ввести понятие «популяция». Характеристика популяции. Вид и его характеристика. Системы популяций – биогеоценозы……………………………………………………………...15
4. Литература………………………………………………………………...21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский
государственный
в г. Советском
Кафедра
профессионально-
5
вариант
Выполнил:
студент группы Св-311 Ю
Глинский К. А.
Проверил: преподаватель
Крюкова Н.С.
Советский 2011
Содержание
6
вопрос. Функции современной
науки. Отличие науки
от других отраслей
культуры (или других
форм познания).
В
настоящее время наука
Комплексность науки всегда связана с ее системностью, в науке существуют несколько условных групп элементов:
1) определенные принципы, аксиоматические, фундаментальные понятия, а также выведенные из них знания;
2) экспериментальная база, математический аппарат, компьютерное обеспечение;
3) полученные результаты и их интерпретации, практические выводы, рекомендации, внедрения в практику.
Кроме этих элементов, для получения научных знаний необходима работа людей, осуществляющих научную деятельность. Сама же научная деятельность должна быть востребована: т. е. существует определенный запрос или предпосылки на получение объективной научной информации, техническое решение или теоретическую разработку. Например, различают фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные исследования направлены на познание всеобщих законов природы и жизни общества. В свою очередь, проведение фундаментальных исследований не предполагает создание каких-то приборов, устройств, необходимых для использования в практической деятельности, а способствует получению такой научной информации, которая вскрывает глобальные законы природы, изучение которых в дальнейшем может служить базой для прикладных исследований и конкретных технических решений.
Рассматривая структуру современной науки, можно отметить, что основной формой современного научного знания является научная теория, которая по вертикальной иерархии строения научного знания является его вершиной. Рассмотрим путь зарождения научной теории.
Возникновение научной теории происходит на базе парадигм (совокупности исходных данных, определяющих научное исследование и признанных на данном этапе развития науки). Парадигма включает в себя программы, типологии, классификации, представляющие базу для ее формирования. На совокупности этих элементов происходит создание научных положений, применяемых для построения научной теории.
Описание научной теории можно
осуществлять как с содержатель
Построение научной теории происходит через собственные и вспомогательные основания теории. Собственные основания теории представляют собой исходные термины и положения теории, которые по определенным правилам обуславливают все остальные ее элементы. Собственные основания теории не могут существовать в отрыве от самой теории. Вспомогательные основания теории служат для построения, обоснования теории, решения ее прикладных и теоретических задач. Среди последних выделяют несколько групп:
1)
семиотические основания (
2)
методологические основания (
3) логические основания (правила и законы логики, по которым из исходных терминов и предложений теории получаются производные при сохранении определенного изначального семиотического значения предложений);
4)
прототеоретические основания (
5)
философские основания (
Определяющими критериями науки являются наличие цели научного познания, рациональный характер науки, наличие экспериментального метода исследования, математизация, компьютеризация науки, связь с практикой.
Цель любого научного познания направлена на достижение истины, причем практическое научное приложение является вспомогательным. Это означает, что если наука будет направлена на изучение только практических целей, она перестает быть наукой в широком смысле этого слова.
Под рациональным характером науки понимают такое познание, которое находится в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности.
Любое научное исследование покоится на экспериментальных данных, которые могут быть получены как в этой науке, так и в других, с ней связанных.
Кроме
рассмотренных элементов наука
характеризуется также различны
Содержательный аспект науки определяет сферу знаний об основных частях бытия (природа, человек и общество, техника). Совокупность научных знаний о природе представляет естествознание. Знания об обществе и человеке представлены обществознанием, философией, психологией и т. д. Техническое направление в науке возникло на базе естественнонаучных знаний.
Структурный аспект науки означает разделение научных знаний на группы в зависимости от их предмета, характера, степени объяснения действительности и практического значения. В этом аспекте выделяют фактологические знания (набор систематизированных фактов объективной действительности), теоретические или фундаментальные знания (теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной действительности), технические знания (знания о практическом приложении фундаментальных знаний).
Логический аспект науки представляет собой мыслительную деятельность, высшую форму логического знания. В логическом аспекте осуществляется переход от чувственного познания к рациональному, теоретическому. Логический аспект науки пронизывает всю вертикаль научного познания (от получения эмпирических данных до создания научной теории).
Социальный аспект научного знания представляет его как общественное явление, коллективный процесс исследования и применения результатов этого исследования.
Рассмотренные аспекты
Непосредственно со структурой научного знания связываются его функции:
1) описательная (выявление существенных свойств и отношений действительности);
2) систематизирующая (определяет четкий порядок в классификации изучаемых явлений и процессов);
3) объяснительная (научно обоснованное изложение сущности изучаемого явления, объекта или процесса);
4) производственно-практическая (возможность внедрения полученных результатов в практику, а также получения экономического эффекта);
5) прогностическая (предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее);
6)
мировоззренческая (влияние полученных
наукой знаний на духовную культуру общества).
Наука и другие области культуры.
Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве - в форме художественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийного характера научного мышления диалектика общего, особенного и единичного в научном познании выступает иначе, чем в искусстве. В науке диалектическое единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое диалектическое единство выступает в форме такого образа, который сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления.
Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука - это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь надличное, объективное.
Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука есть продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге. В искусстве же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Но художественный вымысел допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, а не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола и субъективизма. Если художник выражает общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художественное произведение, а схематизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художественное произведение, а натуралистическая копия.