И.П.Павлов лауреат Нобелевской премии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание

Есть в России места, которые навсегда останутся дороги нам, поскольку связаны с именами, составляющими славу и гордость русского народа. Одно из таких мест - небольшой деревянный дом с мезонином на улице Павлова в Рязани, на фасаде которого скромная мемориальная доска с надписью "Здесь родился и жил с 1849 по 1870 г. академик И.П. Павлов".

Содержание

1.Введение.
2.И.П.Павлов-гордость и духовная стать России:
а) Жизнь и научная деятельность Ивана Петровича Павлова
б) Воспоминания И.П. Павлова о своих "предках".
в) Учеба И. П. Павлова.
г) Три ветви физиологии
д) Завещание И.П.Павлова молодежи
3. Заключение.
4.Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КСЕ реферат И.П.Павлов.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Впервые Павлов сообщил об условных рефлексах на четырнадцатом Международном медицинском  конгрессе в Мадриде.

В течение долгих лет Иван Петрович вместе с многочисленными  сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. Было установлено, что эти процессы находятся в тесной и неразрывной связи, способны концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по Павлову, вся анализаторная и синтезирующая деятельность коры больших полушарий. Этими представлениями была создана физиологическая основа для изучения деятельности органов чувств, которое до Павлова было построено в основном на субъективном методе исследования.[5]

Глубокое проникновение  в динамику корковых процессов позволило  Ивану Петровичу показать, что  в основе явлений сна и гипноза  лежит процесс внутреннего торможения по коре мозга и спустившийся в подкорковые образования.

Подробные исследования спящих людей показали, что сон - циклическое явление. Обычный восьмичасовой  сон состоит из 4-5 циклов, закономерно  сменяющих друг друга. Каждый цикл включает в себя две фазы: фазу медленного и фазу быстрого сна. Сразу после засыпания развивается медленный сон. Он характеризуется урежением дыхания, пульса, расслаблением мышц. Чрез 1-1,5 часа медленный сон постепенно сменяется быстрым, который длится 10-15 минут. Затем начинается новый цикл медленного сна. Эти наблюдения легли в основу работ Павлова о сне и гипнозе, и послужили средством формирования и изучения "экспериментальных неврозов".

Исследование  условных рефлексов, вырабатываемых на раздражение рецепторов различных органов, позволило изучить все функции организма в их зависимости от деятельности коры мозга при самых разнообразных условиях жизни организма. Исследование формирования условных рефлексов, происходящего на глазах экспериментатора, позволило также по - новому осветить вопрос о механизме рефлекторной деятельности.

Безусловные рефлексы хотя и являются врожденными, однако, некоторые постоянно повторяющиеся  и биологически для данного вида наиболее важные условные рефлексы могут  при определенных условиях наследственно закрепляться и переходить, в конце концов, также в безусловные рефлексы. При исследовании условных рефлексов было установлено, что особи одного вида могут различаться по типу нервной системы. Тип нервной системы, в определенной мере отражая свойства, приобретаемые по наследству, в то же время складывается и под влиянием условий жизни особи. Воспитывая, например, разных щенков одного помета в различных условиях, исследователи наблюдали изменение типа нервной системы. Было доказано, что эти изменения определяются влиянием факторов внешней среды.

Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека по сравнению с животными, он выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой - общей  у человека и животных, и воспринимающей непосредственное воздействие, сигналы внешней среды, и второй - свойственной только человеку, речевой системе. Слова, по мнению Павлова, - это как бы сигналы сигналов. В своих представлениях о второй сигнальной системе он рассматривал реакции на слова, слышимые, видимые (читаемые) и произносимые, как результат выработки особых условных рефлексов. Эти условные рефлексы второй сигнальной системы возникают при произнесении слов на основе раздражений рецепторов органов речи - мускулатуры губ, щек, гортани.[6]

Павловское  физиологическое учение - явилось  для того времени выдающейся научной, революционной работой. Все явления в организме павловское учение трактует как постоянно изменяющиеся и развивающиеся, все процессы рассматриваются им в их взаимосвязи; организм изучается как часть природы, находящаяся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Возникновение качественно новых явлений в организме понимается как результат развития, накапливания качественных изменений. Научные достижения Павлова оказали революционное влияние на представления того времени об организме человека. Они на практике показали, что границ познания не существует. Значение исследований Ивана Петровича трудно переоценить, так как его учение об условных рефлексах совершило настоящий переворот в физиологии того времени и остается актуальным и сейчас, на его исследованиях в области пищеварения основаны практически все современные методы лечения, его работы по изучению кровообращения также очень значительны.

Февральскую революцию 1917 года Павлов приветствовал восторженно, но Октябрьскую встретил с тяжелым  чувством, считая, что Россия погибла. И опасения его начали быстро оправдываться. Научная работа сворачивалась. Не хватало подопытных животных, препаратов, научных инструментов. Неоднократно в квартиру Ивана Петровича являлись чекисты. Шесть золотых медалей, полученных ученым за свои труды, они конфисковали. Его Нобелевская премия, положенная в банк, была национализирована. Павлову советовали уехать за границу, но он отказался: на семидесятом году жизни трудно было бросить лаборатории, оставить сотрудников и учеников. Однако положение в Петрограде все ухудшалось...Терпению Павлова пришел конец. В июне 1920 года он обратился в Наркомпрос и Совнарком с просьбой разрешить ему уехать из России. Иван Петрович откровенно говорил, что не приемлет тот "социальный опыт", который проводят большевики и который, по его мнению, "ничего не даст, кроме политической и культурной гибели".Разрешения покинуть Россию Иван Петрович не получил, а в январе 1921 года Совнарком принял постановление об улучшении условий жизни и работы академика Павлова. Ему и его жене предоставлялся спецпаек. Больше вопроса об эмиграции Иван Петрович не поднимал, и все же строптивый академик еще не раз причинял беспокойство властям. В 20-е годы ему разрешили съездить за границу. Он побывал в Финляндии, Франции и Англии.

Иван Петрович, в самом деле был обеспечен всем. В 1934 году правительство наградило его автомобилем. Ученый стал ездить на шикарном "Линкольне" и все чаще говорить языком, ранее для него совершенно не свойственным. В 1935 годы , за год до смерти, он сказал советскому послу в Англии: "Пожалуй вы , большевики, своего добьетесь . Я раньше в этом сомневался, но сейчас уверен - вы выиграете. Ах, как хотелось бы еще пожить!".

И. П. Павлов завещал  молодежи своей страны последовательность, скромность и страсть к науке.

В своем письме к молодежи он пишет: "Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научно работы я никогда не могу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в пополнении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не могло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши"теории" - пустые потуги. Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайны их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе - это  скромность. Никогда не думайте, что  вы уже все знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите веру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, делает атмосфера. Мы все впряжены в  одно общее дело, и каждый двигает  его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь - что "мое", а что "твое", но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье - это  страсть. Помните, что наука требует  от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует  наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях".

Многому можно  поучиться у этого замечательного ученого.

Он пишет:

«Я всегда был  приверженцем, любителем физической работы. И я на собственном примере  знаю, до какой степени она хорошо действует. Я много раз помню  разные тяжелые жизненные положения и могу сказать с полной убежденностью, до какой степени меня выручала физическая работа там, когда я умственно и нервно совершенно терялся. И я думаю, что один из приемов, чтобы выйти из тяжелого нервного состояния, - это есть утверждение в жизнь физической работы. К сожалению, в русской жизни совершенно не сознано, что судьба жизни страшно зависит от маленьких житейских правил. У нас занимаются теперь очень много спортом, но я боюсь, что это обычная мода, что это не войдет в необходимое правило русской жизни. Вторая причина - это потеря интереса к жизни. Что это действительно приложимо к нашей жизни, видно из массы ежедневных газетных заметок о самоубийствах. Сплошь и рядом в них встречается фраза "разочаровался в жизни".

О его заслугах и достижениях можно говорить очень долго, ведь трудно найти человека сделавшего для физиологии и медицины столько же, сколько сделал Иван Петрович Павлов. Он считал физиологию и медицину неотделимыми друг от друга науками. Под его влиянием формировались крупные школы терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии. Я думаю, что учение Павлова на сегодня остается одним из самых актуальных разработок в области физиологии и медицины и на основе его теории будет сделало еще не один шаг вперед в области биологии и медицины. И поэтому никак нельзя забывать, что именно он был первым лауреатом Нобелевской премии и в этом году исполняется 160 лет со дня рождения Ивана Петровича Павлова. И обязательно необходимо чтить память о нем и гордиться тем, что мы живем в стране таких замечательных ученых как И.П. Павлов. Я рад, что в Рязани свято помнят своих земляков. Ярким примером того является воздвигнутый в центре города памятник И.П.Павлову, его именем названы рязанский медицинский институт и одна из улиц города, открыт мемориальный музей усадьба академика И.П.Павлова, на зданиях школы-гимназии №2 (бывшее духовное училище), музея ВДВ (бывшая духовная семинария) установлены мемориальные доски.

Список используемой литературы:

1.Асратян Э.А.  Иван Петрович Павлов. - М., 1974

2. Воронин С.  А.Жизнеописание И.П. Павлова.  Советский писатель - Л., 1984

3. Сапарина Е.В.  Последняя тайна жизни. Молодая  гвардия - М., 1983

4. Чечнева А.В.  На родине академика И.П. Павлова.  Московский рабочий - М., 1982

 

 

[1] Воронин С. Жизнеописание Ивана Петровича Павлова. Советский писатель, 1984, стр. 27

[2] Воронин С. Жизнеописание Ивана Петровича Павлова. Советский писатель, 1984, стр. 28

[3] А.В. Чечнева На родине академика И.П. Павлова.- Московский рабочий. М., 1982, стр. 9.

[4] Сапарина Е.В. Последняя тайна жизни. Молодая гвардия. - М., 1983, с. 72.

[5] Воронин С.А. Жизнеописание И.П.Павлова.Советский писатель- Л., 1984, с. 57.

6 Сапарина Е.В.Последняя  тайна жизни. Молодая гвардия.-М.,1984,с9


Информация о работе И.П.Павлов лауреат Нобелевской премии