Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:53, контрольная работа
Концепция современного естествознания – новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который скорее всего, никогда сам не будет работать в ней? Дело в том, что наука – это не только собрание фактов об электричестве и т.п. Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.
Введение
1.Этап, называемый «научной революцией»
2.Возникновение научного эксперимента, как метода исследования
3.Революции в естествознании
Заключение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………...………
Введение
Концепция
современного естествознания – новый
предмет в системе высшего
образования. Насколько же нужно
знать современную науку
Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по «Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам… Дело в том, что наука – это не только собрание фактов об электричестве и т.п. Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.
Наука – это не только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподаваемая… как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного университетского образования, целью которого было бы готовить, по крайней мере, людей, которые могли бы отличить шарлатана от специалиста».
Итак,
естествознание — неотъемлемая и
важная часть духовной культуры человечества.
Знание его современных
Изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков – потому что именно там закладывались ее основы.
Историю
развития естествознания можно проследить
с VI в. до н.э.
Начиная с эпохи Коперника история естествознания
рассматривается в свете научных революций,
связанных с выявлением фундаментальных
принципов природы.
Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топтания на месте». Целью же данной работы является изучение основных этапов развития естествознания в ХVI-XIX. А для этого я поставила перед собой ряд задач:
1. Этап, называемый «научной революцией».
В
средневековое время в Европе читали,
главным образом, Библию, предавались
рыцарским турнирам, войнам, походам. Была
распространена куртуазная литература,
посвященная прекрасным дамам и рыцарской
любви.
Только единицы имели склонность к философии
и серьезной литературе времен античности.
Однако естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски алхимиков и влияние университетов, которые были чисто европейским порождением. Огромное число открытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конкретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, химические элементы.
С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были университеты в Болонье и Париже. Благодаря университетам возникло сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно считать фундаментом сословия интеллектуалов.
Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.
Первая дата соответствует публикации Н. Коперником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая — И. Ньютоном «Математические начала натуральной философии».
Все
началось с астрономической революции
Коперника, Тихо Браге,
Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию
Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую
около полутора тысяч лет.
В
течение этого периода
1.
Земля, по Копернику, — не
центр Вселенной, созданной
2.
Наука становится не
3.
Наиболее характерная черта
4.
Начиная с Галилея наука
Научная
революция порождает
Возникновение
нового метода исследования – научного
эксперимента оказало огромное влияние
на дальнейшее развитие науки.
Основной метод исследований Нового времени — научный эксперимент, который отличается от всех возможных наблюдений тем, что предварительно формулируется гипотеза, а все наблюдения и измерения направлены на ее подтверждение или опровержение.
Экспериментальный
метод начал готовить к разработке
еще Леонардо да
Винчи (1452-1519). Но Леонардо жил за сто лет
до этой эпохи, и у него не было соответствующих
технических возможностей и условий. Не
иразработана была также логическая структура
экспериментального метода. Эксперименту
Леонардо да Винчи недоставало строгости
определений и точности измерений, но
можно только восхищаться универсальностью
ума этого человека, которой восторгались
его современники и которая поражает сегодня
нас. С методологической точки зрения
Леонардо можно считать предшественником
Галилея. Помимо опыта он придавал исключительное
значение математике. «Лучше маленькая
точность, чем большая ложь», — утверждал
он.
Начало экспериментальному методу Нового времени положило изобретение двух важнейших инструментов: сложного микроскопа (ок. 1590 г.) и телескопа (ок. 1608 г.). Уже древние греки были знакомы с увеличительной силой линзовых стекол. Но сущность и микроскопа, и телескопа заключается в соединении нескольких увеличительных стекол. По-видимому, первоначально такое соединение произошло случайно, а не под влиянием какой-нибудь руководящей теоретической идеи. Первый микроскоп изобрел, по всей видимости, голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен, первую подзорную трубу — голландский оптик Франц Липперстей.
С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень. Были открыты (еще Галилеем) четыре наиболее крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом, звезд; было достоверно установлено, что туманности и галактики являются огромным скоплением звезд. Кроме того, были обнаружены темные пятна на Солнце, которые вызвали особые возражения и даже ярость руководителей католической церкви.
К середине XVII в. выдающийся астроном Гевелий изготовил первую карту Луны. Именно он впервые предложил принятые в настоящее время названия темных пятен Луны — океаны и моря. Гевелию удалось наблюдать девять больших комет, что положило начало их систематическому исследованию.
В конце века Тихо Браге усовершенствовал технику наблюдений и измерений астрономических явлений, достигнув предела возможностей использованного им оборудования. Он также ввел, как отмечалось выше, в практику наблюдения планет во время их движения по небу.
В Новое время, во многом благодаря экспериментальному методу, были объяснены многие довольно простые явления, над которыми человечество задумывалось в течение многих веков, а также были высказаны идеи, определившие научные поиски на века вперед.
В XVI-XVII вв. наблюдается бурный расцвет анатомических исследований. В 1543—1544 гг. А. Везалий опубликовал книгу «О строении человеческого тела», которая была прекрасно иллюстрирована и сразу же получила широкое распространение. Она считается первым скрупулезным описанием анатомии из всех известных человечеству. Но это было, если так можно выразиться, развитием статических представлений о человеческом теле.
У.
Гарвей (1578—1657) продвинул дело гораздо
дальше, начав развитие биологических
аспектов механистической философии.
Он заложил основы экспериментальной
физиологии и правильно понял основную
схему циркуляции крови в организме. Гарвей
воспринимал сердце как насос, вены и артерии
— как трубы. Кровь он рассматривал как
движущуюся под давлением жидкость, а
работу венозных клапанов уподоблял клапанам
механическим. В спорах со своими коллегами
Гарвей утверждал, что «никакого жизненного
духа» (эфирного тела) ни в каких частях
организма не обнаружено.
3. Революции в естествознании.
В истории естествознания процесс накопления знаний сменялся периодами научных революций, когда происходила ломка старых представлений и взамен их возникали новые теории.
Крупные научные революции связаны с такими достижения человеческой мысли, как:
Информация о работе История развития Концепций современного естествознания