История возникновения календаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:35, реферат

Описание

Одним из сложнейших вопросов, на который даже современная наука не может дать однозначного ответа, является определение понятия «время». Лучшие умы с глубокой древности бились над ним, и характерно в этом отношении мнение Августина Блаженного, констатировавшего, что он понимает сущность времени до тех пор, пока его не спрашивают об этом. Действительно, время – эта одна из основных характеристик реальности.

Содержание

Введение
Календари каменного века
Развитие календарных единиц
Сутки
Неделя
Месяц
Год
История нашего календаря
Календарь древних римлян
Реформа Юлия Цезаря
Реформа папы Григория XIII
Заключение
Список используемой литературы:

Работа состоит из  1 файл

Реферат по КСЕ История возникновения календаря Р2.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Традиция связывать название месяца с явлениями природы или хозяйственной деятельностью человека довольно часто встречается в календарях мира, но не менее часто можно проследить связь с религиозными представлениями. Так, большинство месяцев у древних египтян были посвящены богам. Тот –  бог Луны, мудрости и счета, а также первый месяц в календаре; месяц Атир посвящался богине Хатор; Пайни – «празднику долины», а Месори – «рождению Солнца».

Один из вариантов египетского календаря был создан на территории Ирана в первой половине первого тысячелетия до н.э. Названия месяцев тоже восходили к именам богов. Первый из них (Фервердин) – это месяц Фравашей (душ всего сущего); третий (Хордад) – месяц божества целостности, здоровья; четвертый (Тир) посвящался Сириусу; шестой (Шехривер) – богу-покровителю металлов; седьмой (Мехр) – богу света и неба; восьмой (Абан) – богу вод; девятый (Азер) – богу огня; десятый (Дей) – верховному богу-творцу Ахурамазде; одиннадцатый (Бехмен) – божеству доброй мысли и двенадцатый (Эсфепд) – богине святого смирения, богине Земли.

Своеобразен современный арабский календарь. Название месяцев в нем представляют собой смешение наблюдений за природой и религиозных предписаний. Год начинается месяцем Мухаррам («запретный», «священный» - в Мухарраме запрещались войны). Следующий месяц – Сафар («желтый» - будто бы из-за моровой язвы, выбиравшей этот месяц для своих набегов, от которой желтело лицо). Месяцы Раби первый и Раби второй напоминали о весенних цветах и о росе («раби» - весна). Два месяца Джумада («джамада» - застывать) приходились на зимний период. Раджаб – «безопасный» («ирджабу» – воздерживаться от войн и набегов). Шаабан – от «ташааба – разветвляться (в этом месяце рекомендовалось совершать набеги). Рамадан («рамида» – быть жгучим) – жаркий месяц. В месяц Шаввал («шаля» – поднимать, переносить) арабы поднимались со стоянки. В месяц Зу-л-Каада полагалось оставаться дома («каада» и означает: сидеть, оставаться дома). В месяце Зу-л-Хиджа доисламские арабы совершали  паломничество в Мекку («хаджж» - паломничество).

О происхождении современных названий месяцев григорианского календаря будет рассказано в следующей главе, посвященной истории календаря древних римлян.

Годом называется промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

В глубокой древности выделению отрезка времени «год» предшествовало выделение сезонов, например, сухого и дождливого времени у аборигенов Австралии, или зимы и лета, которые сначала считались каждое за самостоятельную единицу. Так, у индейцев Северной Америки был как год зимний, так и год летний. У отдельных племен, как, например, тунгусского племени удэ, имеются два начала года – одно осенью, другое весной.  В Океании также существует понятие полугодий. Следы счета по полугодиям прослеживаются у эвенков. Так, на вопрос «Который тебе год?» двадцатипятилетний эвенк ответит: «Пятьдесят», а на вопрос «Сколько тебе лет?» он же ответит: «Двадцать пять», так как они считают только летние годы. Такой год, основанный на сезонных явлениях, а не на астрономических наблюдениях, называется годом естественным. Он дробиться на разные части. Например, у китайцев были 24 атмосферные перемены, то есть каждый из четырех сезонов делился еще на 6 частей.                                                                                                                                                                                                                          

Усложнение форм хозяйства начинает требовать и новых, более точных методов времяисчисления и времяобозначения. На этих ступенях развития на помощь приходят астрономические наблюдения. Накопление их началось значительно раньше, еще во время господства примитивных форм времяобозначения. Астрономические наблюдения вначале проводились не в целях обозначения времени, а по различным другим поводам, например, отысканием пути. Наблюдения были достаточно точны, так как примитивные народы, тесно связанные с природными явлениями, очень внимательно следили за небесным сводом. И сейчас некоторые племена, живущие в Австралии, наблюдают за сменой времен года по положению звезд. Южные тунгусы, определяя месяцы, следят и за сезонными явлениями, и за положением Большой Медведицы. Но вот создается лунный год, который, по сути, является лунноестественным. Мерой длительности года и месяца является изменение Луны. 

Этим календарем пользуются арабы, турки, персы, индусы и другие народы, исповедующие ислам. Используя этот календарь и зная дату какого-либо события, можно сказать, в какой фазе была в этот день Луна, но определить, было ли это летом или зимой, без дополнительных расчетов нельзя. Год по лунному календарю составляет всегда 354,367 суток, поэтому начало года каждый раз отступает назад на 11-12 дней, пока через 33 года не возвращается к начальной дате.

Лунный календарь из-за своей неточности совершенно не пригоден для хозяйственной деятельности человека, постепенно назрела необходимость придерживаться продолжительности года, близкой к земледельческому циклу. Одним из первых государств, в котором около III тыс. до н.э. при счете времени удалось сочетать смену фаз Луны и времен года, был Древний Вавилон. Изобретенный там лунно-солнечный календарь послужил прообразом при разработке календарных систем у многих других народов Передней Азии.

Древневавилонский календарный год состоял из 12 месяцев, названия которых был в основном связаны с особенностями быта. В названии месяца «Нисану» имеется корень, значение которого – «двигаться», «шагать»; «Айру» значит «яркий», «светлый», «Абу» - «враждебный» (из-за солнечной жары); «Ташриту» – «начало»; «Тебету» – «мутный»; «Шабату» – «разрушение» (дождями и ливнями); «Адару» – «пасмурный». Сам же месяц начинался в тот вечер, когда впервые вскоре после захода Солнца на небе был виден новый серп Луны, то есть продолжительность месяца была в прямой зависимости от изменения фаз естественного спутника Земли. Новшеством по сравнению с лунным календарем стала вставка дополнительного 13-го месяца, которая не позволяла «гулять» началу года по сезонам и при этом не приводила к рассогласованию с фазами Луны. В Древнем Вавилоне эта вставка проводилась по распоряжению властей, а позднее была  продумана система вставки дополнительного месяца.

Одним из важнейших достижений египетской культуры стал солнечный календарь. Главная особенность последнего состоит в том, что он не зависит от изменения фаз луны, а в основе его лежит движение Солнца относительно звезд. Одной из главных задач календаря в Древнем Египте было предсказание момента разлива Нила, важного для сельского хозяйства, поэтому неточные лунные и лунно-солнечные календари для этого были совершенно не пригодны. Разлив Нила совпадал по времени с первым восходом Сириуса после 70-суточного периода его невидимости – это позволило оценить промежуток времени между ежегодными разливами и установить длину года, равной  365,25 суток – это значение примерно составляет периоду обращения Земли вокруг Солнца. Это обеспечивало древнеегипетскому календарю необходимую точность для сельскохозяйственных работ, хотя было достигнуто отказом от привязки к фазам Луны. Развитие календаря строителей пирамид имело большое значение, так как григорианская календарная система, широко используемая сейчас в мире, своими корнями уходи в Древний Египет и является в какой-то мере усовершенствованным вариантом древнеегипетской.

К условностям в счете времени можно отнести установление начала года. Когда-то в древних государствах Ближнего Востока год начинался со дня осеннего или весеннего равноденствия. Европа же очень долгое время не могла прийти к согласию.

Счет дней в году от праздника «рождества Христова» (от 25 декабря) велся в Риме с IV в. н.э., во Франции – с VIII и до конца X в., в Германии – с IX в., причем в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 г.

Начало года с 1 марта, использовавшееся уже вычислителями даты христианской пасхи, постепенно распространилось на многие страны Европы; с VI в. оно использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.

Весьма популярным был в Европе благовещенский стиль (от «воплощения Господа» - с 25 марта), который к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта, после того как год с тем же обозначением был начат в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе обозначение года также менялось 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во Флоренции.

Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 г., во Франции – в IX-X вв., но во второй половине XI в. здесь он был заменен пасхальным (начало года – с «предпасахальной» недели), и этот стиль стал постепенно стал господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции еще долгое время сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии. В южной части Италии еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1 сентября.

Впервые начало года было соотнесено с 1-м января реформой Юлия Цезаря в 45 г. до н.э., однако общепризнанной мировой традицией это стало нескоро. Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской империи с XIII-XIV вв., в Испании с 1556 г., в Дании и Швеции – с 1559 г., во Франции – с 1563 г., в Нидерландах – с 1575 г., в Шотландии – с 1600 г., в Германии -  с 1691 г., в Венеции  - с 1797 г. В документах папской канцелярии начало года совмещено с 1 января начиная с 1691 г.

Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторыми отклонениями. Там год начинался 1 сентября, на Руси же по древней традиции началом года считали весну и юлианский год начинали 1 марта. Затем в 1492 г. Московский церковный собор перенес начало года на 1 сентября. Через 208 лет Петр I, следуя европейской традиции, своим указом постановил праздновать Новый год 1 января, а заодно и ввел новое летосчисление: в указе от 19 декабря предписывалось после 31 декабря 7208 года от сотворения мира считать 1 января 1700 г. от рождества христова. В ознаменование этого исторического события в Москве в ночь на 1 января было организовано большое празднество с иллюминацией, колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком.

 

История нашего календаря

Календарь древних римлян. Сегодня все народы мира пользуются календарем, практически унаследованным от древних римлян, а само слово «календарь» произошло от латинских слов «caleo» - провозглашать и «calendarium» - долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначально варианте можно сказать, что хуже было некуда.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами: первый, второй, третий и т.д. Год начинался с весны – периода, близкого к весеннему равноденствию. Позже первые четыре месяцы были переименованы. Самый первый месяц года был назван мартиусом (martius) – в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus –«согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus). Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер) имели каждый по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня.

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца – одиннадцатый и двенадцатый. Первый из этих месяцев – януариус – был назван в честь двуликого бога Януса, который считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа, всякого начинания. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. Еще же добавленный месяца – фебрариус – был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит  от слова februare – «очищать», и связано с обрядом очищения.

Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней, и в связи с добавлением дополнительно 51 дня пришлось менять длину месяцев: от тех 6 месяцев, каждый из которых раньше состоял из 30 дней (априлис, юниус, секстилис, септембер, новембер, децембер) отняли по одному дню. Это позволило образовать два последних месяца с количеством дней: януариус – 29, фебрариус – 28.

Таким образом, год, содержащий 355 дней, делился на 12 месяцев. Такова была общая структура римского календаря в середине I в. до н.э. Он представлял собой весьма сложную и неудобную систему счисления времени. Установленная продолжительность  года в 355 дней очень близко подходила к продолжительности лунного года, состоящего из 12 лунных месяцев. Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.

Большие сложности вызывало также то, что римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. С каждым годом календарные  числа все менее соответствовали явлениями природы. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы, и, чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом  римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 24 и 24 февраля «вклинивали» попеременно 22 или 23 дня.  В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis). Само слов «мерцедоний» происходит от «merces edis» - «плата за труд»: это был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Информация о работе История возникновения календаря