Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:46, контрольная работа
Описание
Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных потоков знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками, о природе и науке об обществе и человеке.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ..3 1 СВЕТ, ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ И ПОСТУЛАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ..4 Корпускулярно-волновой дуализм света ..4 Корпускулярная теория света ..4 Волновая теория света ..5 1.2 Теория электромагнитного поля ..7 1.3 Специальная теория относительности. ..8 1.3.1 Основные постулаты СТО ..9 2 ЭМОЦИИ И ТВОРЧЕСТВО. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 10 2.1 Эмоции и творчество 10 2.2 Работоспособность 14 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
+ Скорость передачи электромагнитных
колебаний равна скорости света
(с). Из этого следовала принципиальная
тождественность электромагнитных
и оптических явлений. Оказалось,
что они различаются только
частотой колебаний электромагнитного
поля.
Экспериментальное подтверждение
теории Максвелла в 1888 г. в опытах Г. Герца,
обнаружившего существование электромагнитных
волн, произвело большое впечатление на
физиков. И с этого времени теория Максвелла
получает признание подавляющего большинства
ученых. Возникает идея использовать электромагнитные
волны для установления беспроводной
связи на дальние расстояния, разработка
которой привела к изобретению радио (А.С.
Попов, 1896) и созданию радиотехники. Но
тем не менее еще долгое время теория Максвелла
представлялась физикам лишь совокупностью
математических уравнений, конкретный
физический смысл которых был совершенно
непонятным. Физики того времени говорили:
«Теория Максвелла — это уравнения Максвелла».
Специальная теория
относительности.
В специальной теории относительности
размеры тел и промежутки времени теряют
абсолютный характер, какой им приписывался
классической физикой, и приобретают статус
относительных величин, зависящих от выбора
системы отсчета, с помощью которой проводилось
их измерение. Они приобретают такой же
смысл, какой имеют уже известные относительные
величины, например скорость, траектория
и т.п. Таким образом, Эйнштейн делает вывод
о необходимости изменения пространственно-временных
представлений, выработанных классической
физикой.
Кроме формул преобразований
координат и времени Эйнштейн получает
также релятивистскую формулу сложения
скоростей, показывает, что масса тела
также является относительной величиной,
зависящей от скорости, а между массой
тела и его полной энергией существует
определенное соотношение. Он формулирует
следующий закон: «масса тела есть мера
содержащейся в нем энергии» в соотношении
Е = mс2.
СТО подтверждена и проверена
на обширном материале, многими фактами
и экспериментами (например, замедление
времени наблюдается при распадах элементарных
частиц в космических лучах или в ускорителях
высоких энергий) и лежит в основе теоретических
описаний всех процессов, протекающих
с релятивистскими скоростями.
Создание СТО было качественно
новым шагом в развитии физического познания.
От классической механики СТО отличается
тем, что в физическое описание релятивистских
явлений органически входит наблюдатель
со средствами наблюдения. Описание физических
процессов в СТО существенно связано с
выбором системы координат. Физическая
теория описывает не физический процесс
сам по себе, а результат взаимодействия
физического процесса со средствами исследования.
Обращая на это внимание, Эйнштейн в уже
упомянутой статье «К электродинамике
движущихся тел» пишет: «Суждения всякой
теории касаются соотношений между твердыми
телами (координатными системами), часами
и электромагнитными процессами». В СТО
через осознание того, что нельзя дать
описание физического процесса самого
по себе, можно только дать его описание
по отношению к определенной системе отсчета,
впервые в истории физики непосредственно
проявились активность субъекта познания,
неотрывное взаимодействие субъекта и
объекта познания.
Основные постулаты
специальной теории относительности.
Основными постулатами Специальной
теории относительности, разработанной
Эйнштейном, являются:
1. В любых инерциальных
системах отсчета все физические
явления (механические, оптические, тепловые
и т. п.) протекают одинаково;
2. Скорость распространения
света в вакууме не зависит
от движения источника света
и одинакова во всех направлениях.
ЭМОЦИИ И ТВОРЧЕСТВО.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Эмоции и творчество
Творчество - это целеустремленная
деятельность человека к познанию того,
что еще не открыто, и результатом которой
является создание новых материальных
и духовных ценностей. Творчество предполагает
наличие у личности способностей, знаний,
умений, благодаря которым создается продукт,
отличающийся новизной, оригинальностью
или уникальностью.
Личность формируется и проявляется
во взаимоотношении с окружающей средой.
Особое значение в этой отражательной
и познавательной деятельности, регулировании
ее поведения занимают эмоции.
Это тот внутренний механизм,
при участии которого внешние раздражители
превращаются в мотивы; создаются оптимальные
условия для приспособления организма
к окружающей среде и нормального функционирования
организма, направленного на познание
среды и ее творческое преобразование.
Эмоции добавляют разнообразие
в нашу жизнь, определяя степень активности
человека. От них во многом зависит наше
отношение к людям, событиям, оценкам собственных
действий, действий других людей и поступков.
Эмоции влияют на функции органов и тканей
организма, а, следовательно, влияют на
здоровье.
На характер эмоций влияют разные
факторы: музыка, мебель архитектура города,
состояние жилых помещений, предметы обихода,
одежда, окружающая нас природа, выполняемая
нами работа, различные моральные и материальные
факторы. Но особенно большое действие
на эмоциональную сферу оказывают люди,
среди которых мы живем, работаем, отдыхаем,
наши взаимоотношения с этими людьми,
умение активно корректировать состояние
собственных эмоций.
Эмоции - это реакции человека
или животных на воздействие внутренних
или внешних раздражителей, имеющие ярко
выраженную субъективную оценку и охватывающие
все виды чувственности и переживаний.
Эмоциями, или чувствами, называют психические
состояния, отражающие субъективное отношение
индивида к окружающей среде в зависимости
от возраста и внешних воздействий.
Биологически целесообразная
функция эмоций заключается в оценке происходящего
вокруг - это так называемый ориентировочный
инстинкт эмоций. Сигнальный характер
эмоций животного и человека позволяет
оценить уровень энергетического потенциала
(например, появление усталости, которая,
однако, может исчезнуть под влиянием
страха или ярости), и осознать угрозу
организму (так, реакция боли может свидетельствовать
о развивающемся воспалительном процессе).
В процессе эволюции эмоции
возникли как средство, позволяющее живым
существам определять биологическую значимость
состояний организма и внешних воздействий.
Эмоции по своему происхождению представляют
форму видового опыта: ориентируясь на
них, индивид совершает необходимые действия,
целесообразность которых остается для
него скрытой. Одним из путей к самопознанию
является изучение проблемы эмоций, к
которым тысячи лет проявляли интерес
представители самых различных профессий.
Высший продукт развития эмоций
человека - это устойчивые чувства к предметам,
отвечающим его высшим потребностям. Эмоциональный
опыт человека изменяется и обогащается
в процессе развития личности в результате
сопереживаний, возникающих в общении
с другими людьми, при восприятии произведений
искусства, под влиянием средств массовой
информации, в процессе творчества. Эмоции
выступают в роли регуляторов человеческого
общения, влияя на выбор параметров общения
и определяя его способы и средства.
Виды эмоций:
Эмоции характеризуются широким
спектром разнообразных форм и оттенков.
Радость и печаль, тревога и разочарование,
гнев и страх, тоска и удовольствие - все
это различные эмоциональные состояния.
По сути, у человека всегда имеются те
или иные эмоции.
Древние китайцы признавали
7 основных эмоций: радость, гнев, печаль,
веселье, любовь, ненависть и желание.
Эмоции принято делить на:
стенические, т.е. тонизирующие,
возбуждающие (радость, злость, гнев);
астенические, т.е. подавляющие
активность человека, тормозящие, расслабляющие
(тоска, тревога, благодушие).
И стенические и астенические
эмоции могут быть и положительными и
отрицательными в зависимости от того,
как оценивает их сам человек, под каким
знаком они воспринимаются его сознанием.
Положительные и отрицательные
эмоции - это такие разновидности эмоций,
которые оцениваются по признаку доставленного
удовольствия или неудовольствия.
Первые из них - радость, блаженство,
любовь, симпатия и т.п., способствуют как
правило, упрочению полезных навыков и
действий.
Вторые - к которым относятся
горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование,
испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность
и т.п., помогают уклониться от влияния
неблагоприятных факторов.
Эмоции делят на низшие и высшие:
Высшие эмоции:
На их основе происходит формирование
присущих лишь человеку социальных эмоций,
которые иногда еще называют интеллектуальными.
Они возникают в процессе познания личностью
окружающей действительности. Высшие
эмоции, в свою очередь, подразделяются
на: этические и эстетические.
Этические эмоции формируются
в процессе обучения и воспитания. Это
своего рода регуляторы поведения человека
в обществе. Среди эмоций можно выделить
- нравственные и моральные.
Если поведение не соответствует
общепризнанным канонам, у человека возникает
чувство неловкости или стыда. Интересно
отметить, что Гегель назвал стыд «зачаточным,
но резко выраженным гневом человека на
самого себя». Люди сплачиваются в коллективы
благодаря этическим эмоциям. К ним можно
отнести чувство долга, ответственности,
солидарности, патриотизма, товарищества,
дружбы, творческого вдохновения.
В круг эстетических эмоций,
входит присущая человеку возможность
оценивать возвышенное, прекрасное. Способность
различать оттенки трагического и комического
в происходящем; получать удовлетворение
от блестяще выполненного творческого
труда. Формирование чувств во многом
зависит от общественного сознания человека.
Оно порождает многообразие палитры человеческих
эмоций, позволяющее говорить об их безграничности.
Эмоции так же делятся:
Настроение - эмоциональное
состояние, которое обычно не бывает чрезмерно
ярким, но зато характеризуется относительной
устойчивостью. По существу оно является
фоновым эмоциональным состоянием. На
настроение могут влиять самые разнообразные
обстоятельства: погода, зубная боль, воспоминания,
содержание прочитанного письма, реплика
встреченного человека.
Страсть - сильное и глубокое,
достаточно длительное эмоциональное
состояние. Страсть подчиняет себе основную
направленность мыслей и поступков человека,
целью, которой является удовлетворение
совершенно определенных желаний.
Аффекты - обычно кратковременные,
но предельно яркие вспышки (восторг, гнев,
ярость, ужас), состояние эмоционального
возбуждения высшей степени. В состоянии
аффекта человек действует под влиянием,
главным образом, эмоций.
Таким образом, эмоции - это
свойственные каждому человеку психологические
реакции на хорошее и плохое, это тревоги
и радости, отчаяние и наслаждение.
Эмоции обеспечивают способность
к переживанию и сопереживанию, поддерживают
интерес к жизни, окружающему миру. Они
составляют часть нашей психической деятельности,
влияют на работоспособность человека.
Чем больше положительных эмоций, тем
выше производительность, а значит, и работоспособность
человека. Всеобщее стремление к поддержанию
у себя и окружающих положительного эмоционального
состояния - это залог здоровья, бодрости
и счастья.
Творчество - это целеустремленная
деятельность человека к познанию того,
что ещё не открыто, и результатом которой
является создание новых материальных
и духовных ценностей. Творчество предполагает
наличие у личности способностей, знаний,
умений, благодаря которым создается продукт,
отличающийся новизной, оригинальностью
или уникальностью. Изучение различных
свойств личности выявило важную роль
воображения, интуиции, умственной активности,
а также потребности личности в раскрытии
своих собственных возможностей.
Можно выделить два направления
в осмыслении творчества:
1. Творить может любой
человек, который имеет определенные
знания, владеющий приемами творчества,
располагающий определенными условиями,
обстановкой. Согласно этой точке
зрения, все люди рождены одинаковыми
и начинают различаться воспитанием
и т.п.
2. Человек творит неосознанно.
Он - гений от природы. Таким образом,
творчество - это создание на основе
того, что есть, того, чего еще
не было.
Развитие культуры всегда означает
творчество, новаторство. Однако если
новатор пытается раскрыть сущность застоя,
мракобесия, реакции в обществе, если ученый
пытается выступить с новыми теориями,
отрицающими старые, извечные догмы, он
подвергается опасности преследования
властными структурами. Преследовались
и осмеивались творцы нового в живописи,
музыке, литературе, архитектуре. Поэтому
творец нового должен быть не только «сообразившим»
или открывшим что-то новое, но и достаточно
сильным и гибким человеком.
С психологической точки зрения,
творец нового всегда обладает сильным
воображением, отличается гибкостью ума,
глубоким мышлением. Разносторонние потребности,
высшая критичность, большая сила воображения
позволяют ему преодолевать все препятствия
на пути реализации творчества.