Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:33, доклад
В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в не занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода "исторического отбора", который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет Заочный финансово-кредитный___________
Кафедра
______________________________
ДОКЛАД
по дисциплине Концепции современного естествознания
Тема Этика науки ___
Выполнил студент: Митрощук Н.Н.
Факультет Заочный финансово-кредитный
Специальность Бакалавр экономики
Курс 1 группа № ФБ-ЭФ102
Личное дело № 12220ФЛ30428
Преподаватель Подвойская Л. Т.
(Ф.И.О.)
Москва 2013
В науке, как и в любой области
человеческой деятельности, взаимоотношения
между теми, кто в не занят, и
действия каждого из них подчиняются
определенной системе этических
норм, определяющих, что допустимо,
что поощряется, а что считается
непозволительным и неприемлемым для
ученого в различных ситуациях.
Эти нормы возникают и
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как "не укради", "не лги", приспособленные к особенностям научной деятельности. Скажем. как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение 9фальсификация) данных эксперимента, и т.д.
Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди ни является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами.
В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знаниям. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе экспериментально обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-либо другому.
Нормы научной этики редко
В качестве примера можно привести исследования английского социолога науки Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.
Первая из них - универсализм - убеждение в том, что изучаемое наукой природное явление повсюду протекает одинаково, и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги.
Вторая ценность - общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не праве монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и вносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
Третья ценность - бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводится исследование.
Четвертая ценность - организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работы его коллег, не освобождается от ответственности, т.к. он сам не проверил точность используемых данных. Из этого следует, что в науке нельзя слепо доверять авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельности необходимо как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, в случае, если будет обнаружена их ошибочность.
Предпринятый Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой критике. При этом очевидно, что наличие такого рода норм очень важно для существования и развития науки. Однако нередки случаи нарушения этих норм. Тот, кто их нарушает, рискует оказаться вне науки, потерять уважение и доверие своих коллег, которые будут игнорировать полученные им результаты. А между тем признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результат ее используется для получения новых знаний.
Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведение научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия вокруг научного сообщества, сколько взаимоотношения науки и ученого сообщества. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.
Вывод: Главным объектом дискуссий остается вопрос о том, ответственны ли, и если да, то в какой мере, наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса.
На пути к научному открытию ученый должен здраво оценивать последствия своего исследования. Необходимо, чтобы потенциальный риск от полученных новых научных знаний не превышал величину возможных положительных последствий научного открытия.