Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, реферат
В изучении развития материи современной наукой сделаны такие серьезные шаги, что сейчас можно с полным правом говорить о превращении идеи развития, эволюции в норму научного мышления для целого ряда областей знания.
Термин "эволюция" имеет несколько значений, однако чаще всего он используется как синоним развития. Так, И.И.Шмальгаузен определяет эволюцию как закономерный процесс исторического развития организма. Иногда термин "эволюция" используют в более узком смысле, понимая ее как одну из форм развития, которая противопоставляется революции.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
УФИМСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ
И СЕРВИСА
Кафедра
физики
Эволюция
живой природы.
Реферат по дисциплине:
«Концепции современного
естествознания»
1.Что
лежит в основе
эволюции?
В изучении развития материи современной наукой сделаны такие серьезные шаги, что сейчас можно с полным правом говорить о превращении идеи развития, эволюции в норму научного мышления для целого ряда областей знания.
Термин
"эволюция" имеет несколько
значений, однако чаще всего он используется
как синоним развития. Так, И.И.Шмальгаузен
определяет эволюцию как закономерный
процесс исторического развития
организма. Иногда термин "эволюция"
используют в более узком смысле,
понимая ее как одну из форм развития,
которая противопоставляется
Эволюция
и революция рассматриваются
как взаимообусловленные
Эволюция
в широком смысле - представление
об изменениях в природе и в
обществе, их направленности, порядке,
закономерностях; определенное состояние
какой-либо системы рассматривается
как результат более или менее
длительных изменений ее предшествовавшего
состояния; в более узком смысле
- представление о медленном
Эволюционная
идея зародилась и развилась в XIX
в. в качестве оппозиции представлению
о неизменности мира, но своего апогея
она достигла в нашем столетии,
и ее принятие можно считать достижением
XX в.
Эволюционная
теория Ч. Дарвина.
Идея о происхождении видов путем естественного отбора возникла у Дарвина в 1838 г. В течение 20 лет он работал над ней. В 1856 по совету Лайеля он начал готовить свою работу к публикации. В 1858 г. молодой английский ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи «О тенденции разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа». Эта статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного отбора. Дарвин был готов отказаться от публикации своего труда, однако его друзья геолог Ч. Лайель и ботаник Г. Гукер, которые давно знали об идее Дарвина и знакомились с предварительными набросками его книги, убедили ученого, что обе работы должны быть опубликованы одновременно.
Книга
Дарвина «Происхождение видов путем
естественного отбора, или Сохранение
благоприятных рас в борьбе за
жизнь» вышла в 1859 г., и ее успех
превзошел все ожидания. Его идея
эволюции встретила страстную поддержку
одних ученых и жесткую критику
других. Этот и последующие труды
Дарвина «Изменения животных и растений
при одомашнивании», «Происхождение
человека и половой отбор», «Выражение
эмоций у человека и животных»
немедленно после выхода переводились
на многие языки.
Основные
принципы эволюционной
теории Ч. Дарвина.
Сущность дарвиновской концепции эволюции сводится к ряду логичных, проверяемых в эксперименте и подтвержденных огромным количеством фактических данных положений:
1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда.
2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии.
3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.
4. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно — в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции.
5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором.
6. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию.
На этих постулатах, безупречных с точки зрения логики и подкрепленных огромным количеством фактов, была создана современная теория эволюции.
Главная
заслуга Дарвина в том, что
он установил механизм эволюции, объясняющий
как многообразие живых существ,
так и их изумительную целесообразность,
приспособленность к условиям существования.
Этот механизм — постепенный
естественный отбор
случайных ненаправленных
наследственных изменений.
Синтетическая теория эволюции.
В середине XX века на основе теории Дарвина сформировалась синтетическая теория эволюции (сокращённо СТЭ). СТЭ является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. Основой для эволюции по СТЭ является динамика генетической структуры популяций. Основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор. Однако, наука не стоит на месте и, достигнутые передовыми теоретическими разработками современнейшие положения отличаются от первоначальных постулатов синтетической теории эволюции.
Синтетическая теория в её нынешнем виде образовалась в результате переосмысления ряда положений классического дарвинизма с позиций генетики начала XX века. Толчок к развитию синтетической теории дала гипотеза о рецессивности новых генов. Говоря языком генетики второй половины XX века, эта гипотеза предполагала, что в каждой воспроизводящейся группе организмов во время созревания гамет в результате ошибок при репликации ДНК постоянно возникают мутации — новые варианты генов.
2.Возрастает
ли степень упорядоченности
природы при делении
клетки?
Порядок природы (гармония) – это принципы и законы существования и взаимодействия всех объектов и систем, их свойства, связи, отношения и формы движения. Упорядоченность - характеристика структуры, обозначающая степень взаимной согласованности ее элементов.
Все биосистемы характеризуются высокой упорядоченностью, которая может поддерживаться только благодаря протекающим в них процессам.
Упорядоченность клетки проявляется в том, что для нее характерен определенный набор клеточных компонентов, а упорядоченность биогеоценоза - в том, что в его состав входят определенные функциональные группы организмов и связанная с ними неживая среда.
Основное
проявление жизни биологической
системы - процесс деления клетки,
происходящий в тот момент, когда
масса клетки удваивается. Деление
клетки приводит к снижению ее энтропии,
т.е. увеличению упорядоченности. Лишняя
энтропия сбрасывается в окружающую
среду. Действительно, увеличение энтропии
соответствует переходу системы из более
упорядоченного в менее упорядоченное
состояние. Такой переход сопровождается
уменьшением информации, содержащейся
в структуре системы. Беспорядок, неопределенность
можно трактовать как недостаток информации.
В свою очередь возрастание количества
информации уменьшает неопределенность.
Энтропия является мерой неупорядоченности
системы.
3.Как
у живых организмов
появляется цель
– внутренняя
причина их движения (деятельности)
и развития?
Мотивация
и мотивы
Процессы, свойства и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения человека. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с мотивацией и мотивами.
Термин
«мотивация» используется в современной
психологии в двух смыслах: 1) мотивация
– это система факторов, вызывающих
активность организма и определяющих
направленность поведения человека.
Сюда включаются такие образования,
как потребности, мотивы, цели, намерения,
стремления и др.; 2) мотивация - это
характеристика процесса, обеспечивающего
и поддерживающего
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае речь идет о психологических свойствах субъекта поведения (о его мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п.), а во втором – о внешних условиях и обстоятельствах его деятельности (о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
В отличие от мотивации, мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
В процессе образования мотива можно выделить несколько шагов:
- с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;
- осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;
- реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
Мы видим, таким образом, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребность же представляет собой первичный уровень активности живых существ, организующий и направляющий познавательные процессы и поведение. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в предметах материальной и духовной культуры, в общении. Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Потребность есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа жизни и условий жизнедеятельности, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и материальными, духовными, социальными. Для развития человека как индивида достаточно удовлетворить его физические и органические (биогенные) потребности, однако для нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Цель воспринимается человеком как образ желаемого будущего, ближайший ожидаемый результат его деятельности.