Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:59, контрольная работа
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука. Причина такого положения, разумеется, коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали о
Введение: Возникновение науки……………………………………3
1. Путь к классической науке……………………………………….4
2. Классический период в истории естествознания………………6
Заключение…………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………...
Тема: Классический период в истории естествознания.
План:
Введение: Возникновение науки……………………………………3
1. Путь к классической науке……………………………………….4
2. Классический период в истории естествознания………………6
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение.
Возникновение науки.
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука. Причина такого положения, разумеется, коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования собственно науки.
Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.
Социальным
стимулом развития науки стало растущее
капиталистическое
Отныне основной задачей познания стало не "опутывание противника аргументацией", а изучение - на основе реальных фактов - самой природы, объективной действительности.
Тем самым, в отличие от традиционной философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов.
В
общественной жизни стали формироваться
новая мировоззренческая
Процесс становления науки, начавшийся в Древней Греции, оказался весьма длительным и продолжался вплоть до XVI - XVII веков, когда наука окончательно сформировалась как самостоятельная духовная деятельность и как социальный институт. Эпоха средневековья оставила заметный след в этом процессе, прежде всего, благодаря укреплению традиций христианства.
Христианская религия стала "колыбелью" современной науки по нескольким причинам. Во-первых, в христианском учении Бог концентрирует в себе все, что является трансцендентным, сверхъестественным. При этом природа считается познаваемой, доступной объективному анализу. Для сравнения вспомним, что в других религиозных учениях божественное неотделимо от природы, а значит, природа является принципиально непознаваемой. Во-вторых, христианство является монотеистической религией, которая только и может позволить вере превратиться в систему постоянных природных законов, так как в политеистических религиях подобное истолкование природы невозможно из-за "вмешательства" со стороны враждующих друг с другом богов. Наконец, в-третьих, в мире нет другой монотеистической религии, догматика которой с такой решительностью отдавала бы человеку центральное место, "разрешая" ему познавать окружающий мир, заключая его в рамки эмпирических и теоретических законов, т.е. как бы заново "творить" природу. Можно сказать, что в познавательном аспекте произошла подмена Бога человеком.
Такой взгляд на природу, который сложился к началу XVII века, во многом объясняет ее бедственное положение в настоящее время. В частности, считалось, что внечеловеческая природа совершенно лишена субъективности: растения и животные суть "машины", не имеющие внутреннего мира, души. В результате, во-первых, были преодолены все этические сомнения по поводу возможности проведения опытов над животными: если животное есть "машина", то вивисекция (вскрытие живого организма) ничем не отличается от разборки часов. Во-вторых, отсутствие во внечеловеческой природе остатков душевной жизни сделало возможным подчинение качества количеству, долгое время являвшееся основным признаком науки. Другими словами, научный статус признавался только за выводами, выраженными в числовой, количественной форме. Считалось, что все изменения в природе, даже связанные с резкими переходами между состояниями объектов, на самом деле сводятся к непрерывным количественным изменениям каких-то параметров. В природе невозможно рождение нового качества! Наконец, в-третьих, лишенная субъективности, природа детелеологизируется.
Закрепление
самостоятельного статуса науки
произошло в XVI-XVII в.в. и было связано
с деятельностью целой плеяды
великих ученых. Именно к этому времени
математика становится универсальным
языком науки, базисом аналитических исследований
(Р. Декарт), а центральное место начинают
занимать методологии, основанные на опытном
установлении отношений между фактами
и дальнейшем их обобщении индуктивными
методами (Ф. Бэкон). Исходным пунктом формирующейся
классической науки стала гелиоцентрическая
система мира (Н. Коперник). Фундаментальное
переосмысление проблемы движения и его
описания позволило Г. Галилею показать
эффективность применения идеализированных
понятий (равномерное прямолинейное движение,
материальная точка и т.д.), непосредственно
не встречающихся в природе, но служащих
целям создания на их основе аксиом движения.
Принцип относительности Галилея, преобразования
Галилея, принцип инерции и другие понятия
непосредственно вошли в механику Ньютона,
с которой и началось классическое естествознание.
Наконец, нельзя не отметить важность
создания огромного объема экспериментальной
информации, накопленной к XVII веку, особенно
в области астрономии, а также предварительной
эмпирической обработки этой информации
(Тихо Браге, И. Кеплер).
Начало первого - классического - периода в истории науки обычно связывают с именем И. Ньютона. Велик вклад Ньютона и в математику, и в оптику, однако, фундаментом классического естествознания стала созданная им механика, которая не только навела порядок в огромном эмпирическом материале, накопленном многими поколениями ученых, но и дала в руки людей мощный инструмент однозначного предсказания будущего в широкой области объектов и явлений природы. Причины перемещения тел в пространстве, закономерности этих перемещений, способы их адекватного описания всегда были в центре внимания человека, так как непосредственно касались наиболее близкой религиозному сознанию области естествознания, а именно - движения небесных тел. Поиск закономерностей этих движений был для человека не столько связан с удовлетворением научной любознательности, сколько преследовал глубокую религиозно-философскую цель: познать смысл бытия. Поэтому такое значение во все времена уделялось астрономическим наблюдениям, тщательной фиксации мельчайших подробностей в поведении небесных тел, интерпретации повторяющихся событий.
Одним из величайших достижений на этом поприще стали эмпирические законы И. Кеплера1, которые убедительно показали существование порядка в движении планет Солнечной системы. Решающий же шаг в понимании причин этого порядка был сделан И. Ньютоном. Созданная им классическая механика в чрезвычайно лаконичной форме обобщила весь предшествующий опыт человечества в изучении движений. Оказалось, что все многообразие перемещений макроскопических тел в пространстве может быть описано всего лишь двумя законами: законом инерции (F = ma) и законом всемирного тяготения (F = Gm1m2 / r2). И не только законы Кеплера, относящиеся к Солнечной системе, оказались следствием законов Ньютона, но и все наблюдаемые человеком в естественных условиях перемещения тел стали доступными аналитическому расчету. Точность, с которой такие расчеты позволяли делать предсказания, удовлетворяли любые запросы. Сильнейшее впечатление на людей произвело обнаружение в 1846 году ранее неизвестной планеты Нептун, положение которой было рассчитано заранее на основании уравнений Ньютона (Адамс и Леверье).
К середине XIX века авторитет классической механики возрос настолько, что она стала считаться эталоном научного подхода в естествознании. Широта охвата явлений природы, однозначная определенность (детерминизм) выводов, характерные для механики Ньютона, были настолько убедительны, что сформировалось своеобразное мировоззрение, в соответствии с которым механистический подход следует применять ко всем явлениям природы, включая физиологические и социальные, и что надо только определить начальные условия, чтобы проследить эволюцию природы во всем ее многообразии. Это мировоззрение часто называют "детерминизмом Лапласа", в память о великом французском ученом П-С. Лапласе, внесшем большой вклад в небесную механику, физику и математику.
Очень образно об этом сказал сам Лаплас: "Ум, которому были бы известны для какого-либо момента времени все силы, одушевляющие природу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел Вселенной наравне с движением атомов. И будущее, также как и прошедшее предстало бы перед его взором".
Однако, эта программа - сведение всех природных явлений к механическому движению под действием сил - оказалась не реализованной, прежде всего, из-за проблем с описанием световых, электрических и магнитных явлений. Во второй половине XIX века стало ясно, что материальный мир не сводится только к механическим перемещениям вещества. Еще одной формой существования материи было признано электромагнитное поле, наиболее полную теорию которого создал Дж.К. Максвелл.
После
этого, в конце XIX в., большинство
ученых считало, что создание полной
и окончательной естественнонаучной картины
мира практически завершено. Все явления
природы, в соответствии с этой картиной
мира, являются следствием электромагнитных
и гравитационных взаимодействий между
зарядами и массами, которые приводят
к однозначному, полностью определенному
начальными условиями поведению тел (концепция
детерминизма). Критериями истинности
в такой картине мира являются, с одной
стороны, эксперимент ("практика - критерий
истины"), а с другой стороны - однозначный
логический вывод (с XVII века, как правило,
математический) из более общих посылок
(дедукция). Отметим здесь также, что одним
из главных методологических принципов
классического естествознания являлась
независимость объективных процессов
в природе от субъекта познания, отделенность
объекта от средств познания.
Заключение.
Итак,
историческое развитие человечества постоянно
сопровождалось развитием науки. Ученые,
внесшие свой вклад в развитие науки, были
яркими личностями – они сочетали в себе
профессиональные качества в своей области
с высокой культурой духа. Новые теории
строились на основе не только строгого
разума, но и высокой степени интуиции.
С тех пор прошло уже много времени.
Современная наука быстро прогрессирует
и научные открытия совершаются на наших
глазах. Современное естествознание
представляет собой сложную, разветвленную
систему множества наук. Ведущими науками
XX в. по праву можно считать физику, биологию,
науки о космосе, прикладную математику
(неразрывно связанную с вычислительной
техникой и компьютеризацией), кибернетику,
синергетику. Но не только последние научные
данные можно считать современными, а
все те, которые входят в толщу современной
науки, образуя ее краеугольные камни,
поскольку наука не состоит из отдельных,
мало связанных между собой теорий, а представляет
собой во многом единое целое, состоящее
из разновременных по своему происхождению
частей.
Список
литературы.
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.
Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного
естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.
Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 1998.
Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.
Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Информация о работе Классический период в истории естествознания