Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель в моей курсовой работе рассмотреть и проанализировать самые распространенные в наше время концепции происхождения человека. Для того чтобы подойти к указанной цели понадобится решить некоторые задачи.
Введение.............................................................................................3
Глава 1.Эволюция человека..........................................................5
1.1. Эволюционная антропология.................................................5
1.2.Представители предков человека...........................................6
Глава 2. Происхождение человека...............................................11
2.1.Антропологические концепции происхождения
человека............................................................................................11
2.2.Основные этапы антропогенеза.............................................17
Заключение.....................................................................................20
Список используемой литературы..............................................22
Таким образом, я рассмотрела эволюцию человека.
Из выше сказанного можно выделить самое главное:
В эволюции человека (Homo) различают три этапа:
1). Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп.
2). Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный – Homo sapiens).
3). Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцов и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Теперь перейдем к решению других важных вопросов в моей курсовой работе.
Глава 2. Происхождение человека
Впервые человек стал задумываться о своем происхождении очень давно, в доисторические времена. Каждое племя именно свой тотем – священное животное, от которого, как считалось, оно вело свой род. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошел от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости. Существуют различные точки зрения о происхождении человека, с которыми мы ознакомимся в этой главе.
2.1. Антропологические концепции происхождения человека
Вопросы о происхождении человека занимают центральное место в антропологии и определяют основные мировоззренческие подходы. В основе данных проблем лежат самые различные концепции.
В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила. Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны.
Сейчас в мире существуют две основные концепции происхождения человека на нашей планете Земля: первая – это от сотворения мира или религиозная, преподается в религиозных школах и считается главной и единственной, другой не должно быть, потому что ее нет; вторая – это так сказать научная, которая изучалась во всех школах бывшего Советского Союза, да и во всем мире, это согласно учению Чарльза Дарвина. Все эти догмы изучаются в общеобразовательных учебных заведениях.
Но за последнее время появились некоторые другие версии относительно нашего с вами происхождения, т.е. откуда появилась жизнь на Земле, откуда и как появился человек. Существует версия о современных цивилизациях, которые существуют и сейчас, в настоящее время, но только мы одни из них не замечаем, а другие просто не можем видеть. Есть и космические версии.
Противники эволюционных идей даже создали особое учение – креационизм, научно обосновывавшее акт божественного творения. В 19 веке креационизм составлял вполне серьезную научную оппозицию теориям эволюции. Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов, например, продолжает верить в то, что человек сотворен Богом, как сказано в Библии.
Согласно концепции божественного сотворения людей, люди произошли от богов. Так, в греческих мифах многие герои, родившиеся от связи Зевса или другого олимпийского бога с женскими богосуществами – наядами.
В мировых религиях человек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина – Ева. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых.
Концепция человека как продукта нематериальных сил предусматривает сотворение человека не Богом, а мировым разумом. Это решение объединяет ученых, которые не согласны с религиозной позицией и в то же время отрицают возникновение человека в ходе естественной эволюции. Появление генома человека, сложность которого оценивается числом 101000, требовало бы в эволюции живого случайного перебора вариантов, равного 10900 на одну особь. Эти числа нереальны. Отсюда Ж.Моно сделал вывод о том, что человек – явление уникальное, возникшее вопреки развитию природы.
Нематериальный характер сил, породивших человека, утверждает телеология. Еще Аристотель писал о целевых причинах, заложенных в живые организмы и устремляющих их развиваться к человеку. К этой точке зрения близка гипотеза номогенеза. Сторонники ее полагали, что целенаправленность как изначальное свойство ведет жизнь к человечеству.
Древняя натурфилософия рассматривала формирование человека естественным путем. Ее истоки связаны с мифами. Предки человеческих родов усматривались в тех или иных разновидностях растительного и животного мира. Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В качестве исходных существ человек получал рыбоподобных или конеподобных организмов. Были и мыслители, которые прямо выводили человека из неживой природы. Так, древнекитайский натуралист Ян Чжу полагал, что первые люди образовались из сочетания пяти стихий: воды, огня, земли, дерева и металла.
Впервые в истории науки близко к правильному пониманию проблемы происхождения человека подошел французский ученый-естествоиспытатель Ж.Б.Ламарк. Он считал, что когда-то наиболее развитое «четверорукое» перестало лазить по деревьям и приобрело привычку ходить на двух ногах. Ламарк высказал догадку о том, что человек мог произойти от такой наиболее совершенной обезьяны как шимпанзе.
Одним из естествоиспытателей, выступившим с гипотезой о происхождении человека от обезьяны, был молодой русский натуралист А.Каверзнев. В своей книги «О перерождении животных», написанной в 1775 году, он утверждал, что нужно отказаться от религиозных взглядов на сотворение мира и живых организмов, а рассматривать происхождение видов один от другого, так как между ними существует родство – близкое или далекое.
И все же большинство ученых в 18 веке придерживалось как называемой концепции «лестницы существ», высказанной еще Аристотелем. Согласно ей, ряд живых существ на Земле начинается с наиболее низко организованных и заканчивается венцом творения – человеком.
В науке с 19 века господствует вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Человек отличается от шимпанзе всего на 2,5 % , немногим больше – от гориллы, а от низших обезьян – более чем на 10%. Но все это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы – точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок – дриопитек.
Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал гипотезу, а в 1871 году в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» убедительно доказал, что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом божественного творения, как учит церковь. «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их», - писал Ч.Дарвин. Он собрал и обобщил огромный материал, накопленный до него наукой, он пришел к выводу, что человек, как и все другие живые существа, возник в результате чрезвычайно длительного и постепенного развития. Как и во всей живой природе, в этом процессе можно наблюдать изменчивость, наследственность, борьбу за существование, естественный отбор и приспособляемость к условиям окружающей среды.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития. [2] Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными.
Палеоантропологические исследования не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах. Мышление животных всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у человека есть то, что И.П.Павлов назвал второй сигнальной системой – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных. Третье фундаментальное отличие человека от животных – способность к труду. Конечно, все
животные что- то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности.
В последние годы по инициативе религиозной общественности широко развертывается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека и о том, как надо освещать эту проблему в процессе преподавания школьного курса биологии. 1-2 апреля 2006 года был проведен Всероссийский опрос ВЦИОМ. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в областях, краях и республиках России. Результат этого опроса можно отобразить в ниже указанной таблице (рис.1). При этом нужно учесть, что статистическая погрешность не превышает 3,4%. Как показало исследование, мнения россиян о том, какая из двух основных конкурирующих концепций соответствует истине, распределились поровну. За теорию Дарвина выступают 24% опрошенных, сторонников теории «божественного» происхождения человека столько же – 24%.
По инициативе религиозной общественности в стране развертывается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека. Какой из них, на Ваш взгляд, является наиболее верным? | ||||||
| Всего опрошен- ных
| Возраст, лет | ||||
18–24 | 25–34 | 35–44 | 45–59 | 60 и старше | ||
Человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции, теория Дарвина | 24 | 31 | 28 | 26 | 24 | 15 |
Человек был создан Богом, высшими силами | 24 | 23 | 20 | 22 | 26 | 28 |
Человек произошел от космических пришельцев | 5 | 3 | 7 | 4 | 4 | 5 |
Считаю, что современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос | 35 | 34 | 34 | 37 | 34 | 34 |
Другой | 0 | 0 | 1 | – | – | 0 |
Меня происхождение человека мало интересует | 7 | 7 | 6 | 7 | 6 | 9 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 2 | 4 | 4 | 6 | 9 |
Менее популярной является еще одна теория, согласно которой человек произошел и не в ходе эволюции, и не был создан Богом, а произошел от космических пришельцев. Эту версию поддерживают 5% россиян. Впрочем, более трети опрошенных россиян выразили скепсис в отношении всех перечисленных теорий происхождения человека. Согласно, по их мнению, современная наука пока не в
Рис.1.
состоянии ответить на вопрос о происхождении человеческого вида. Так считают 35% опрошенных. Интересно, что чем выше возраст респондентов, тем ниже среди них «рейтинг» дарвинской теории и, напротив, выше божественной. Если среди молодежи до 24 лет 31% готовы согласиться с существованием у человека предка в лице обезьяны, то у 60-летних этот показатель ниже 15%. Сомнения в верности теории Дарвина, по мнению большинства россиян, не должны стать причиной исключения этой теории из школьных учебников. 65% опрошенных либо безусловно (24%), либо частично (41%) не согласны с таким радикальным пересмотром школьного курса биологии. В меньшинстве остались 20% россиян, которые выступают против преподавания дарвинизма в школе. Таким образом, результаты исследования подтвердили, что взгляды россиян одинаково далеки и от клерикально-патриархального, и от либерально-рационалистического мировоззрения.
Таким образом, я проанализировала и рассмотрела концепции происхождения человека, главные из которых являются религиозная и теория Дарвина.
Теперь перейдем к решению последнего вопроса в моей курсовой работе.
2.2. Основные этапы антропогенеза
Огромное значение в развитии науки о происхождении человека имеют вопросы, подробно рассмотренные Энгельсом в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). В ней Энгельс убедительно раскрыл картину формирования человека под влиянием труда и наметил определенную последовательность в развитии существенных органов нашего тела.
Начальным этапом процесса выделения человека из животного мира Энгельс считает условие какой-то необычайно развитой породой человекообразных (антропоморфных) обезьян прямой походки. «Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку». При прямой походке рука освободилась для совершения трудовых операций.
Однако только у человека рука стала вполне свободной и могла совершенствоваться в ловкости, гибкости и мастерстве. С данного момента и началась ее бурная эволюция по пути все большего приспособления к трудовым операциям. Приобретенные человеком навыки и свойства передавались по наследству и закреплялись в последующих поколениях.