Автор работы: Лидия Белина, 04 Августа 2010 в 12:16, контрольная работа
В нашем динамично развивающемся мире роль естественных наук в обществе является едва ли не определяющей. Весь мир в целом и наша страна в частности стоит на пути инновационного развития. Усложняется техника, совершенствуются технологии, углубляются и расширяются фундаментальные знания, что, несомненно, оказывает влияние на все сферы жизни общества. Страна, не ставящая себе первоочередной задачей развитие указанных областей знаний, становится аутсайдером в мировом сообществе.
Развитие фундаментальной и прикладной науки позволяет глубже понять природу, вникнуть в ее закономерности, и обратить ее явления на пользу человеку. Не преувеличением будет отметить, что к этому человечество стремилось с зари своего существования.
Так, передовые страны осваивают космическое пространство, занимаются разработкой новых месторождений полезных ископаемых и способов наиболее эффективной их добычи, развивают технологии связи, медицинские технологии и др., осуществляют исследования ранее малодоступных мест Земного шара (например, Марианского желоба в Тихом океане) и за его пределами. Это далеко не полный перечень применения естественнонаучных знаний.
КОНТРОЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ
По
дисциплине _Концепции
современного естествознания________________
Вариант
(тема) Роль естественнонаучных
знаний в гармонии природы
и человека_
Выполнил(а) студент(ка)
Заочной формы обучения
специальности____________
специализации____________
______курса_______ группы_____________
№ студенческого билета
(зачетной книжки)____________________ ____________ _______________________
Проверил преподаватель
__________________
(ученая
степень, звание) (подпись)
Оглавление
В нашем динамично развивающемся мире роль естественных наук в обществе является едва ли не определяющей. Весь мир в целом и наша страна в частности стоит на пути инновационного развития. Усложняется техника, совершенствуются технологии, углубляются и расширяются фундаментальные знания, что, несомненно, оказывает влияние на все сферы жизни общества. Страна, не ставящая себе первоочередной задачей развитие указанных областей знаний, становится аутсайдером в мировом сообществе.
Развитие
Так, передовые страны
осваивают космическое
Между тем необходимо не забывать, что нередко человек, стараясь извлечь максимальную выгоду из окружающего его мира, забывает про его сохранность. Портится экология, загрязняются реки, моря, океаны, воздух, вырубаются леса – «легкие планеты», даже космос подвержен риску загрязнения. Человек является частью природы и ее гибель неминуемо приведет к гибели человечества.
Таким образом, в данной работе будут рассмотрены такие вопросы, как история возникновения и развития естественных наук, область их исследования, роль их в развитии человечества и в сохранении окружающего мира.
Для раскрытия вопроса роли естественных наук в гармонии природы и человека необходимо определиться с понятийным аппаратом.
Итак, естественные науки – это разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных явлений.1 Таким образом, к естествознанию относятся дисциплины, предметом исследования которых являются закономерности природы. В их числе можно назвать физику, астрономию, механику, биологию, химию. Необходимо, однако, помнить, что каждую из приведенных наук невозможно рассматривать в отдельности. Так, изучать химию не возможно без знания физических закономерностей и т.п.
В настоящее время естествознание представляет собой сотни дисциплин, решающих множество сложнейших проблем, усложненную научную терминологию, практически не поддающееся исчислению число концепций, теорий и гипотез, довольно сложных для понимания основной массе людей, постоянная дифференциация уже имеющихся отраслей знаний и возникновение новых.
В основе естествознания с древнейших времен лежит физика. Между тем, не представляется возможным охарактеризовать современное знание только как естественнонаучное или даже как только научное. К началу XXI века вследствие интеграционных процессов, возникших в науке благодаря развитию кибернетики, общей теории систем, синергетики, вследствие глобализации информационных процессов, прежде очевидные и чётко определяемые границы естествознания были размыты.2
Помимо этого, базисом естественных наук можно считать математику. Это связано с тем, что все естественные науки на современном этапе, так или иначе, используют математику для описания рассматриваемых явлений, что позволяет точно сформулировать закономерности природных явлений и выразить их в письменном виде, в частности, в виде гипотез и теорий. Современные технологии позволяют также, имея точные математические выкладки, проверить практически любую гипотезу и произвести, в случае необходимости, ее корректировку.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что естествознание, естественные науки, ставят себе целью всестороннее изучение природы.
Представляется целесообразным рассмотреть развитие, генезис естественных наук.
Итак, естествознание не всегда было научным. Выделение и оформление элементов науки происходит только в конце первого тысячелетия до н. э. Родиной европейской науки традиционно считается Древняя Греция.3
Из многих исторических источников известно, что древние восточные царства обладали существенными познаниями в астрономии, арифметике, геометрии, физике, медицине и других областях естественного знания. Однако нетрудно сделать вывод, что изучение природы человеком началось задолго до возникновения цивилизации в рамках бытовой, хозяйственной деятельности человека. Это касается изучения свойств предметов и материалов, закономерностей природных явлений, первичных медицинских знаний и многого другого.
Таким образом, данный этап развития естествознания можно назвать донаучным.
Развитие естественных знаний приводит к возникновению цивилизаций и определяет их развитие. В качестве аргументации можно привести переход от кочевого образа жизни к оседлому (развитие сельского хозяйства), появление орошения, усовершенствованных орудий труда. Примерно в этот период начинают развиваться элементы науки, однако до конца научными эти знания назвать все-таки нельзя. В данный период времени мировоззрение людей определялось религией. Таким образом, этот этап можно назвать преднаучным этапом развития естествознания. От науки ее отличают такие черты, как:
1. Жёсткая идеологическая зависимость;
2. Недостаточная инновационность исследований;
3. Неприемлемые для науки цели и способы их достижения, например, в алхимии и астрологии;
4. Пренебрежение опытными доказательствами выдвигаемых положений;
5. Отсутствие чётко разработанных и общепринятых процедур познания;
6. Методологическая неразработанность познавательной активности.
Хочется отметить, что на данном этапе можно различать античную преднауку, превратившуюся в научные знания и восточную преднауку, так наукой и не ставшей. В этом прослеживается определенная закономерность, связанная с историческими особенностями развития Древней Греции.
В своё время восточная преднаука не смогла преодолеть рубеж, отделяющий её от науки. Не смогла она этого сделать во многом из-за отсутствия относящихся к преднауке предпосылок психологического, экономического, социального, культурного характера. Ретроспективный взгляд на историю даёт возможность определить, почему соответствующие предпосылки не возникли на Востоке.
Древние
восточные царства представляли
собой централизованные государства,
в которых религиозная и
Изначально развитие естествознания ставилось под полный контроль государства. Этот тотальный контроль был крайне необходим, так как власть, основанная в виде пирамиды, устойчива, когда она монолитна. В таких условиях могли развиваться только те научные элементы в астрономии, геометрии, арифметике, которые можно было вписать в нормы существующих мировоззренческих и социокультурных отношений. Можно констатировать, что в таких обществах отсутствовали такие важные для выхода за пределы преднауки социокультурные импульсы, как разнообразие и свобода.
Одним из наиболее существенных процессов преднауки является замещение вещей, их свойств и отношений идеальными объектами. Появление языка - это первый и определяющий шаг в идеализации. Однако языки донаучного, преднаучного и научного естествознания отличаются кардинальным образом. Современные исследователи ещё сохранившихся в нашем мире первобытных коллективов констатируют «словопредметность», то есть предельную слитность слова и предмета, который им обозначается.4
Между тем, одного языка не достаточно для превращения преднауки в науку. На данном этапе происходит сопоставление слов и понятий.
На следующем этапе происходит систематизация полученных знаний и их дифференциация, вырисовываются отдельные науки – физика, химия, биология и др. Таким образом, появление научного естествознания в современном смысле этого слова можно датировать Новым временем, то есть XVII веком.5
Процесс
дифференциации наук, безусловно, основывался
на количественном и качественном росте
знания, а также на постепенном отказе
от теистического, то есть религиозного,
мировоззрения. Теоцентризм уступил место
антропоцентризму.6 В нём единство
структур знания заменяется их разобщённостью,
значимость системы знания замещается
значимостью человеческих потребностей,
адекватность отношений с природой - асимметрией
этих отношений.
Рассмотрев вопрос понятия, возникновения и развития естественных наук, представляется целесообразным рассмотреть принципы и методы естественнонаучного познания.
Итак, естественнонаучное познание – это творческий процесс. Творчество предполагает сотворение чего-то принципиально нового, открытие чего-либо, ранее неизвестного. История естественнонаучных открытий показывает, насколько велика в них роль творчества и эпизод случайности.
Тем не менее, что касается естественнонаучных знаний, то в них можно выделить как общие рациональные нормы, так и нормы рационального научного познания для каждой естественной науки в отдельности.
Представляется целесообразным выделить ряд общих принципов естественнонаучного познания:
1. Причинно-следственная связь между возникающими явлениями.
2. Критерий истины. Под критерием истины следует понимать возможность проверки пи помощи опытов, наблюдений, экспериментов.
3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории...) относительно и ограничено. Главное - установить границы соответствия знания действительности.
Для получения естественнонаучных знаний используются такие методы, как эмпирический метод, метод индукции, дедукции, синтеза и анализа полученных знаний.