Концепция биоэтики

Автор работы: l**********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:40, контрольная работа

Описание

иоэтика – новая бурноразвивающаяся область знания – своим появлением обязана прогрессу биологии и медицины, сделавшему возможным многое из того, что еще совсем недавно трудно было вообразить.
Их достижения быстро превращаются в технологии, позволяющие бороться с тяжелейшими недугами, от которых страдает человечество, увеличивать продолжительность жизни, адаптироваться к экстремальным условиям обитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Понятие биоэтики, предпосылки ее зарождения……………………… 4
Основные принципы биоэтики…………………………………………. 6
Принцип гармонизации системы «человек-биосфера»…………… 6
Принцип благоговения жизни и этики……………………………... 8
Принцип жизни и этики…………………………………………….. 9
Православие и биоэтика………………………………………………...10
Этическое и биологическое в биоэтике………………………………..12
Современные проблемы биоэтики……………………………………..13
Международные и национальные комитеты по биоэтике……………15
Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Биосфера.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АНГАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МАРКЕТИНГА И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КСЕ 
 

ТЕМА №24 

 КОНЦЕПЦИЯ БИОЭТИКИ 
 
 
 
 

              
             
             
             
             

            ВЫПОЛНИЛ: студент группы БУАз 08-1

            МОРДОВИНА Т.А.

            ПРОВЕРИЛ: профессор, д.б н

                                       Дьякович  М.П.

            СДАНА: « » декабря 2008

            ОЦЕНКА:

            Зачетная  книжка № 085424  
             
             
             

Ангарск,2008 

Содержание 

  1. Введение…………………………………………………………………. 3
  2. Понятие биоэтики, предпосылки ее зарождения……………………… 4
  3. Основные принципы биоэтики…………………………………………. 6
    1. Принцип гармонизации системы «человек-биосфера»…………… 6
    2. Принцип благоговения жизни и этики……………………………... 8
    3. Принцип жизни и этики…………………………………………….. 9
  4. Православие и биоэтика………………………………………………...10
  5. Этическое и биологическое в биоэтике………………………………..12
  6. Современные проблемы биоэтики……………………………………..13
  7. Международные и национальные комитеты по биоэтике……………15
  8. Список литературы……………………………………………………...17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.
 

      Биоэтика  – новая бурноразвивающаяся область  знания – своим появлением обязана прогрессу биологии и медицины, сделавшему возможным многое из того, что еще совсем недавно трудно было вообразить.

      Их  достижения быстро превращаются в технологии, позволяющие бороться с тяжелейшими  недугами, от которых страдает человечество, увеличивать продолжительность жизни, адаптироваться к экстремальным условиям обитания.

   В то же время прогресс в области  науки и техники заставляет задуматься, поскольку новые технологии не всегда несут благо человеку. Можно сказать, что мир новых биомедицинских технологий требует от нас обращения к проблемам различия добра и зла. Технологии должны служить человеку, а не делать его своим заложником.

         Это не означает, что  нужно замедлить научно-технический  прогресс, потому что такой путь губителен для науки и человечества.

      Дух свободного от каких-либо ограничений  постижения истины, присущий научному творчеству, незаменим и в поисках  морально приемлемых решений непростых проблем, с которыми сталкивается человечество в мире высоких технологий. А поскольку они все чаще воздействуют на самые глубинные интимные стороны человеческого существования, перспективы их применения затрагивают всех.

      Биоэтика  ищет пути осмысления и решения этих проблем, чтобы перед лицом сегодняшних  научно-технических достижений были защищены права и достоинство человека, его здоровье и благополучие.

      Биоэтика  – это не только область знания, но и поле общественного диалога, который призван обеспечить согласование интересов науки с интересами человека.

      Биоэтика  представляет собой важную точку роста философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики и медицинской этики. Оно обусловлено усиливающимся вниманием к правам человека и создание новых медицинских технологий, которые порождают острые проблемы.

      Развитие  биоэтики в России может способствовать гуманизации биомедицины, этическому самосознанию профессионального сообщества медиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие биоэтики, предпосылки  ее зарождения.
 

     Успешное  развитие естествознания – прежде всего биологии и медицины – только за последние 50 лет позволило разработать новые биомедицинские технологии, которые успешно лечат ранее неизлечимые болезни.

     Достижения  биологии и медицины определили новые  направления поисков возможностей влияния на жизнь человека и тем самым обострили морально-этические проблемы, с которыми сталкивается врач при общении с пациентом, с одной стороны, и с обществом – с другой. В истории науки проблемы такого плана возникали всегда, но часто не получали однозначного решения, а в условиях различных культурных традиций предлагались и прямо противоположные варианты их решений.

     Возникновение новых морально-этических проблем, соответственно, потребовало новых  форм контроля со стороны общества за работой врачей и использованием ими достижений естествознания.

     Традиционная  медицинская этика, сформированная в рамках старых мировоззренческих  традиций, как религиозно-идеалистической, так и натуралистической, останавливалась  у порога Жизни и Смерти, над  которыми, как считалось, были властны только бог или непознанные законы природы. Человек не мог произвольно манипулировать своей биологической сущностью. Сегодня же человек все чаще отказывается считать себя пассивным материалом в руках высших сил и хочет быть полноправным творцом своей жизни и самого себя.

     В этих условиях и произошло возникновение  биоэтики – системы новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов этих исследований; изменение традиционных норм морали и этических принципов под влиянием НТР.

     Есть  и другое определение – биоэтика – это междисциплинарное научное направление, рассматривающее отношение к живой природе в свете нравственных ценностей и этической проблемы, встающие на современном этапе развития естествознания.

     И первое, и второе определение говорит  нам о том, что весь круг вопросов, касающихся этических аспектов отношения к живым существам, может быть назван биоэтикой.

     Термин  «биоэтика» введен американским биологом В.Р. Поттером, который охарактеризовал ее, как «соединение биологического знания и человеческих ценностей», «науку о выживании», «научный гуманизм», «этическое руководство», «новую культуру».

       По определению К. Вокса, биоэтика  исследует новые проблемы, присущие технологическому прогрессу и осуществляет поиск нравственных ценностей, которые могли бы стать руководством для принятия решений в ситуациях, где происходит взаимодействие человека и технологии. Три вектора накладываются на любую конкретную ситуацию: Какие знания нам дает прошлое? Каких действий требует от нас совесть и здравый смысл в настоящем? Каковы будут последствия каждого поступка в будущем?

     Различные проблемы объединяются в биоэтике, так как они имеют очевидный  биологический компонент, определяющий процессы рождения и смерти живого существа. Но, несмотря на синтетический характер, биоэтика не превращается в биофизику. Конкретная наука абсолютна по содержанию, но относительна по ценности; этика как часть философии абсолютна по ценности, но относительна по содержанию. Положения этики полностью определяют жизнь человека, но не обязательны для всех; положения науки не полностью определяют жизнь человека, но обязательны для всех.

     Биоэтика  может быть естественной наукой, рассматривающей  конкретные принципы, действующие в самой природе. Но биоэтика также раздел этики, влияющий на человеческие ценности и нравственный выбор. Чтобы биоэтика смогла стать чем-то наподобие биофизики, необходимо, чтобы наука преодолела нравственную амбивалентность. Тогда ценности и факты будут составлять в ней единое целое. Предпосылкой такой науки является представление о природе как ценности. В такой науке из ценностей следовали бы факты, из фактов непосредственно вытекали бы ценности. Так случится, если, определить красоту как элемент, способствующий вживанию человека и биосферы.

     Основная  задача биоэтики – выработка системы нравственного регулирования научной деятельности биологов, медиков, представителей других дисциплин, вторгающихся в среду. Не реализуя полностью свою целостную духовно-душевную природу, человек не может понять мир. Если он использует только свой интеллект, его познание неполноценно.

     Итак, биоэтика ценна в трех смыслах.

     Одно  из ее направлений имеет объективное  значение: анализ этических дилемм, которые влечет за собой развитие новых научных направлений, и он будет совершенствоваться в любом случае.

     Второе  имеет отношение к набору вариантов  нравственного выбора ученых.

       Наконец, биоэтика может рассматриваться  как модель науки будущего, соединяющей  нравственность и объективное знание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  принципы биоэтики.
 
    1. Принцип гармонизации системы  «человек – биосфера».
 

     «Биосфера» в понимании австрийского геолога Э. Зюсса – это совокупность всех живых организмов, живая оболочка Земли.

     Биосфера  возникла примерно 3,5 млрд. лет назад.

     В процессе становления и развития современных форм цивилизации, человек, по выражению В.И. Вернадского, становится силой «планетарного масштаба». Производственно-хозяйственная и  социокультурная деятельность человечества оказывает существенное и все более негативное воздействие на биосферу.

     К началу 70-х гг. было сформулировано представление на уровне мирового сообщества, в соответствии с которым человечество во взаимоотношениях с биосферой  приближается к опасной черте, переход которой чреват возможным неконтролируемым деградационными изменениями биосферы.

     В течение «экологического десятилетия» (70-80-е гг.) собирались и анализировались  данные мировой статистики.

     Глобальный  характер экологической проблемы имеет  региональные особенности. Их специфика по-разному проявляется в развитых и развивающихся странах, а также в государствах с «промежуточной» экономикой.

     В развитых странах острота экологической  ситуации обусловила активность действий природоохранного характера. Все более  значительная часть экономического потенциала развитых стран направляется на решение экологических задач. В результате, несмотря на противоречия развития рыночных отношений, системы «человек – биосфера» в большинстве развитых стран постепенно стабилизируется.

     Напротив, в развивающихся странах «третьего  мира» экологическая ситуация ухудшается.

     Чтобы не нарушить биосферного равновесия, цивилизация должна соизмерять удовлетворение своих потребностей с учетом динамики естественных экосистем.

     Развитые  страны имеют для этого социально-экономические и технические возможности, однако развивающиеся страны «переходного» типа таких возможностей пока не имеют.

     Развитые  рыночные отношения позволяют достаточно эффективно сочетать экономические  и экологические стереотипы развития. При этом экономические механизмы рационального природопользования и охраны природы базируются на соответствующей юридической основе – экологическом праве.

Информация о работе Концепция биоэтики