Концепция детерминизма в классическом естествознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание

Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой науки является установление «законов» окружающего мира. Одно из основных сочинений Платона, ученика Аристотеля, называлось «Физика».

Содержание

Введение 3
1. Концепция детерминизма в классическом естествознании 5
1. Триумф небесной механики и становление
концепции детерминизма 8
2. Механика Ньютона как динамическая теория: основные
идеи, структура, методология 15
3. Детерминизм как фундамент классического мировоззрения 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.docx

— 58.14 Кб (Скачать документ)

     Очень образно об этом сказал сам Лаплас: «Ум, которому были бы известны для какого–либо момента времени все силы, одушевляющие природу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел Вселенной наравне с движением атомов. И будущее, также как и прошедшее предстало бы перед его взором».

     Однако, эта программа – сведение всех природных явлений к механическому движению под действием сил – оказалась не реализованной, прежде всего, из–за проблем с описанием световых, электрических и магнитных явлений. Во второй половине XIX века стало ясно, что материальный мир не сводится только к механическим перемещениям вещества. Еще одной формой существования материи было признано электромагнитное поле, наиболее полную теорию которого создал Дж.К. Максвелл.

     После этого, в конце XIX в., большинство  ученых считало, что создание полной и окончательной естественнонаучной картины мира практически завершено. Все явления природы, в соответствии с этой картиной мира, являются следствием электромагнитных и гравитационных взаимодействий между зарядами и  массами, которые приводят к однозначному, полностью определенному начальными условиями поведению тел (концепция  детерминизма). Критериями истинности в такой картине мира являются, с одной стороны, эксперимент («практика – критерий истины»), а с другой стороны – однозначный логический вывод (с XVII века, как правило, математический) из более общих посылок (дедукция). Отметим здесь также, что одним из главных методологических принципов классического естествознания являлась независимость объективных процессов в природе от субъекта познания, отделенность объекта от средств познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     После изучения материала, можно сделать  следующие выводы. Детерминизм был основой стиля мышления от древних греков до ХХ века, да и сейчас не забыт. Название произошло от латинского determino – определяю. Это философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений природы. Из однозначного характера связей вытекает их равноценность: любая рассматриваемая связь в равной мере признается необходимой. Детерминизм требует существования некоторых первоэлементов, число которых крайне мало, и из которых построен весь мир.

     Из–за несомненных и впечатляющих успехов классической физики схема жесткой детерминации была в известной мере абсолютизирована. В XVIII веке философская концепция, выразившая это, получила название лапласовского, или классического детерминизма и длительное время выступала как обоснование экспансии механики в новые области исследований.

     Триумф  ньютоновской механики, самым впечатляющим моментом которого было детерминистское  описание движения небесных тел солнечной  системы, позволило Лапласу (1749–1827) предположить, что подобное описание может быть распространено на самый широкий круг явлений, или вообще на все явления. Его приверженность к детерминизму, как это ни парадоксально звучит, позволила ему получить фундаментальные достижения в области теории вероятностей и ее приложений. Именно в работе «Опыт философии теории вероятности» он развил принципы механического детерминизма.

     Общими  структурными элементами механики Ньютона  можно считать следующие три  элемента: совокупность физических величин (наблюдаемых), с помощью которых  описываются объекты данной теории; характеристика состояний системы; уравнения движения, описывающие эволюцию состояния.

     Центральным элементом фундаментальной динамической теории является понятие состояния. Главное и определяющее при формировании понятия состояния заключается в следующем: начальное состояние однозначно определяет конечное состояние в зависимости от взаимодействий внутри системы, а также в зависимости от внешних воздействий на систему. Система не обязательно должна быть замкнутой. Необходимо лишь, чтобы было точно известно, как внешние воздействия меняются с течением времени. Уравнения движения позволяют рассчитать конечное состояние системы по известному начальному.

     Если  состояние системы фиксировано, то в любой фундаментальной теории, так же как и в классической механике, можно определить все физические величины, представляющие интерес в данной теории.

     Начало  первого – классического – периода в истории науки обычно связывают с именем И. Ньютона. Велик вклад Ньютона и в математику, и в оптику, однако, фундаментом классического естествознания стала созданная им механика, которая не только навела порядок в огромном эмпирическом материале, накопленном многими поколениями ученых, но и дала в руки людей мощный инструмент однозначного предсказания будущего в широкой области объектов и явлений природы. Причины перемещения тел в пространстве, закономерности этих перемещений, способы их адекватного описания всегда были в центре внимания человека, так как непосредственно касались наиболее близкой религиозному сознанию области естествознания, а именно – движения небесных тел. Поиск закономерностей этих движений был для человека не столько связан с удовлетворением научной любознательности, сколько преследовал глубокую религиозно–философскую цель: познать смысл бытия.

     Одним из величайших достижений на этом поприще  стали эмпирические законы И.Кеплера, которые убедительно показали существование порядка в движении планет Солнечной системы. Решающий же шаг в понимании причин этого порядка был сделан И.Ньютоном. Созданная им классическая механика в чрезвычайно лаконичной форме обобщила весь предшествующий опыт человечества в изучении движений. Оказалось, что все многообразие перемещений макроскопических тел в пространстве может быть описано всего лишь двумя законами: законом инерции (F = ma) и законом всемирного тяготения (F = Gm1m2 / r2).

     К середине XIX века авторитет классической механики возрос настолько, что она  стала считаться эталоном научного подхода в естествознании. Широта охвата явлений природы, однозначная  определенность (детерминизм) выводов, характерные для механики Ньютона, были настолько убедительны, что  сформировалось своеобразное мировоззрение, в соответствии с которым механистический  подход следует применять ко всем явлениям природы, включая физиологические  и социальные, и что надо только определить начальные условия, чтобы  проследить эволюцию природы во всем ее многообразии.

     Одним из главных методологических принципов  классического естествознания являлась независимость объективных процессов в природе от субъекта познания, отделенность объекта от средств познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     
  1. Коллектив авторов под ред. Ахундова М.Д., Илларионова  С.В. «Ньютон и философские проблемы физики XX века». – М.: Наука, 1991.
  2. Гурский И.П. «Элементарная физика». – М.: Наука, 1984.
  3. Дорфман Я.Г. «Всемирная история физики с начала XIX до середины XX вв.». – М.: Прогресс, 1979.
  4. Карпенков С.Х. «Основные концепции естествознания». – М.: ЮНИТИ, 1998.
  5. Карнап Р «Философские основания физики». – М.: 1971.
  6. Кобзарев И.Ю. «Ньютон и его время». – М.: Знание, 1978.
  7. Лаплас П. «Опыт философии теории вероятностей». – М.: Наука 1968.
  8. Мякишев Г. «Динамические и статистические закономерности в физике». – М. 1973.
  9. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах. Под ред. ПрохороваА.М., 3 издание, М., Советская энциклопедия, 1970.
  10. «Философский энциклопедический словарь». – М.: Советская Энциклопедия, 1985.
  11. Рузавин Г. «Вероятность, причинность, детерминизм».// Философ. науки, 1972, № 5.

Информация о работе Концепция детерминизма в классическом естествознании