Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 08:15, реферат
Существование биосферы Земли как определенной природной системы выражается в первую очередь в круговороте энергии и веществ при участии всех живых организмов. Идея этого круговорота была изложена в книге немецкого натуралиста Я. Молешотта. А предложенное в 80-х годах XIX века, подразделение организмов по способам питания на три группы: автотрофные, гетеротрофные и миксотрофные, немецким физиологом В.Пфеффером (1845- 1920), было крупным научным обобщением, способствующим пониманию основных процессов обмена веществ в биосфере. Начало учения о биосфере обычно связывают с именем знаменитого французского натуралиста Ж.Б.Ламарка(1744-1829), который предложил термин "БИОЛОГИЯ"
1. Введение………………………………………………………………3 – 4
2. Концепция ноосферы В.И. Вернадского……………………………4 – 6
3. Мнения других авторов……………………………………………..6 – 8
4. Научный статус ноосферы………………………………………….9 – 12
5. Заключение………………………………………………………....13 – 14
6. Список литературы……………………………………………………...15
Причем эта система является по определению замкнутой (изолированной).
Неизбежным логическим следствием этой модели является взаимосвязанность всех процессов во Вселенной.
Ноосферная концепция проективной эволюции социоприродного Универсума оказалась не только созвучной вековым чаяниям человечества о гармоничной социальной жизнедеятельности людей в благоприятных природных условиях, но и позволила предвидеть, дать объяснение и предложить конкретные пути решения ряда современных практических проблем, подтвердив тем самым свой научный статус и эвристический потенциал. Особенно зримо это проявилось с обострением так называемых современных глобальных проблем.
Одними из первых, кто не только стали всерьез говорить о глобальных проблемах человечества, но и привлекли к ним общественное внимание, стали учёные и общественные деятели из так называемого Римского Клуба. Эта международная неправительственная организация была создана в 1968 г. по инициативе итальянского экономиста, предпринимателя и общественного деятеля Аурелио Печчеи (1908 – 1984 гг.). Римский клуб объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из более чем 50 стран мира. На ежегодных собраниях, симпозиумах, семинарах заслушиваются доклады, которые являются предметом обсуждения.
В 1992 г. прошла Конференция по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро. В конференции приняли участие главы и высокопоставленные должностные лица 179 правительств. К ним присоединились сотни официальных лиц из организаций системы ООН, представителей местных властей, деловых, научных, неправительственных и других кругов. В результате встречи в Рио было принято 5 документов:
1. Рио-де-жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей. Рио-де-жанейрские принципы включают следующие идеи: люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды, на благо нынешних и грядущих поколений.
2. Повестка дня на ХХI в. — исторический документ на 700 страницах, содержащий программу того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. Повестка дня на ХХI в. предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования. Всем отводится своя роль: правительству, деловым людям, профсоюзам, учёным, коренным народам, женщинам, молодёжи и детям. В Повестке дня на ХХI в. предусмотрено финансирование всех сторон и аспектов программы устойчивого развития. Всего на цели устойчивого развития предполагается затрачивать 565 млрд. долларов ежегодно.
3. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов.
4. Конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация концентрации газов, вызывающих парниковый эффект.
5. Конвенция о биологическом разнообразии требует, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.
По этим причинам более уместно говорить не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, когда человек уже сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться и обществу, и Природе. Способно ли будет наше общество поставить свое развитие в определенные рамки, подчинить его тем или иным условиям “экологического императива”, пойти на самоограничение в потреблении, в желаниях? Ответ на этот вопрос сможет дать только история. Таким образом, переход биосферы в ее новое состояние, которое мы называем теперь ноосферой, т. е. вступление человечества в новую эру своего развития, в эпоху ноосферы, обеспечение коэволюции человека и биосферы не могут произойти автоматически. Это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности.
В настоящее время благодаря развитию науки и информационных систем всё большее число людей информируются о грядущих изменениях глобального, а может и космического масштаба. В Москве существует Международная академия ноосферы. Она может служить платформой для концентрации исследований в области становления ноосферы.
Тему ноосферы я выбрал для реферата не случайно. Изучая естествознание, я стал понимать, что нельзя жить только сегодняшним днём, надо смотреть вперёд. Нужно создать все условия для того, чтобы наши дети и их дети смогли выжить на Земле, а возможно и перенести жизнь на другие планеты.
Естествознание главным образом помогает увидеть, как возникла жизнь, её развитие, и понять, что нужно для сохранения самого главного – нашего дома, биосферы.
Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.
Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом (“взрывом” ) науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.
Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. В нашей стране идеи ноосферы органично связаны с революционной перестройкой социалистического общества.
Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т.п. — все это и есть слагаемые ноосферы.
Сейчас термин «ноосфера» приобрел известную популярность. Из области философских исследований он перекочевал на страницы публицистических и пропагандистских изданий, его к месту и не к месту склоняют на радио и телевидении, его можно встретить даже в бульварных листках. Все это вызывает обоснованную тревогу: как бы этот термин, а вместе с ним и саму идею не постигла судьба понятия «экология», превратившегося в результате расхожего применения в многозначное, аморфное понятие с множеством предикатов, не имеющих никакого реального смысла и содержания.
Устремленность в будущее, таким образом, — характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.
1. В.И. Вернадский "Размышления натуралиста. - Научная мысль как планетное явление". М.,Наука,1977.
2. Сб. "Биосфера" ст. "Несколько слов о ноосфере" М.,Мысль,1967.
3. "В.И.Вернадский. Материалы к биографии" М., изд-во "Молодая гвардия",1988.
4. Зеркало недели. № 13 (234) Суббота, 3 - 9 Апреля 1999 г.
5. А.А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва 2006.
6. Баландин Р. К. Путь исканий (полемические заметки) .//Природа. 1988, №2. CD"Лекции по философии",ИДДК,2006г.
1