Контрольная работа по дисциплине: "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 08:45, контрольная работа

Описание

Исторически биология развивалась как описательная наука о многообразных формах и видах растительного и животного царства. Поэтому важнейшее место в ней заняли методы анализа, систематизации и классификации огромного эмпирического материала, накопленного натуралистами
Рассмотрим основные уровни организации живого.

Содержание

1.1. Молекулярно-генетический уровень биологических структур
1.2. Онтогенетический уровень живых систем
1.3. Уровни организации живых систем
Глава II. Концепция эволюции в биологии 8
2.1. Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции
2. 2. Основные факторы и движущие силы эволюции
3.1. Синтетическая теория эволюции
Глава III. Концепция системного метода 13
3.1. Специфика системного метода исследования
3.2.Метод и перспективы системного исследования
3.3. Системный метод и современное научное мировоззрение
Глава IV. Пищевая цепочка реки 19
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)


15

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Российский государственный гуманитарный университет

ФИЛИАЛ в Г. домодедово

 

Кафедра математических и

естественно- научных дисциплин

 

Домахина Елена Геннадьевна

Контрольная работа по дисциплине:

«КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

                                                                                                   студентка 1 курса з/о

                                                                        Группы ЮЗ-1У/3,5

  Зач. книжка № 027-260

 

                                                               Преподаватель:

                                                               Гуськова К.Н.

 

 

Домодедово 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава I. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем                                                                                                                                                          3

1.1.           Молекулярно-генетический уровень биологических структур

1.2.           Онтогенетический уровень живых систем

1.3.           Уровни организации живых систем

Глава II. Концепция эволюции в биологии                                                                      8

2.1. Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции

2. 2. Основные факторы и движущие силы эволюции

3.1. Синтетическая теория эволюции

Глава III. Концепция системного метода                                                                                    13

              3.1. Специфика системного метода исследования

              3.2.Метод и перспективы системного  исследования

              3.3. Системный метод и современное научное мировоззрение

Глава IV. Пищевая цепочка реки                                                                                                  19

Список использованной литературы                                                                                    21


Глава I. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем                                                                                                                                                         

Исторически биология развивалась как описательная наука о многообразных формах и видах растительного и животного царства. Поэтому важнейшее место в ней заняли методы анализа, систематизации и классификации огромного эмпирического материала, накопленного натуралистами

              Рассмотрим основные уровни организации живого.

1.1 Молекулярно-генетический уровень биологических структур
              Представление о структурных уровнях организации живых систем сформировалось под влиянием открытия клеточной теории строения живых тел. В середине прошлого века клетка рассматривалась как последняя единица живой материи, наподобие атома неорганических тел.

Ученые-экспериментаторы пытались конкретно выяснить, от каких именно структур зависят специфические свойства живых организмов, и поэтому продолжали исследовать их на уровне не только клетки, но также и клеточных структур. В первую очередь ученые исследовали структуру белков и выяснили, что они построены из 20 аминокислот, которые соединены длинными полипептидными связями, или цепями. Наряду с изучением структуры белка в последние полвека особенно интенсивно изучались механизмы наследственности и воспроизводства живых систем. Так естественно возникает вопрос: какие свойства или признаки характерны для живых систем? На этот вопрос ученые отвечали по-разному в различные исторические этапы развития естествознания в зависимости от достигнутого уровня исследований. Пока не существовало развитых методов биологического исследования и сколь-нибудь ясных теоретических концепций, сущность живого сводили к наличию некоей таинственной "жизненной силы", которая отличает живое от неживого. Однако, такое определение оставалось чисто отрицательным, ибо не раскрывало ни подлинной причины, ни механизма отличия живого от неживого, а все сводило к иррациональной, непознаваемой и потому таинственной способности живых организмов. На этом основании сторонников такого взгляда обычно называют виталистами.

Как изменились наши представления о живых системах в связи с переходом на новый, молекулярный уровень исследования?  Наиболее важным открытием на этом пути было выделение из состава ядра клетки богатого фосфором вещества, обладающего свойствами кислоты и названного впоследствии нуклеиновой кислотой. В дальнейшем удалось выявить углеводный компонент этих кислот, в одном из которых оказалась D-дезоксирибоза, а в другом - D-рибоза. Соответственно этому первый тип кислот стали называть дезоксирибонуклеиновыми кислотами, или сокращенно, ДНК, а второй тип - рибонуклеиновыми, или кратко, РНК кислотами. Потребовалось, однако, почти сто лет, прежде чем была расшифрована роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственности, участии в синтезе белка и обмене веществ.

Переход на молекулярный уровень исследования во многом изменил представления о механизме изменчивости. Согласно доминирующей точке зрения, основным источником изменений и последующего отбора являются мутации, возникающие на молекулярно-генетическом уровне. Однако кроме переноса свойств от одного организма к другому, существуют и другие механизмы изменчивости, важнейшим из которых являются "генетические рекомбинации". В одних случаях, называемых "классическими", они не приводят к увеличению генетической информации, что наблюдается главным образом у высших организмов. В других, "неклассических" случаях рекомбинация сопровождается увеличением информации генома клетки. При этом фрагменты хромосомы клетки-донора могут включаться в хромосому клетки-реципиента, а могут оставаться в латентном, скрытом, состоянии, но под влиянием внешних факторов они становятся активными и поэтому могут соединиться с клеткой-реципиентом.

Дальнейшее исследование "неклассических" форм генетических рекомбинаций привело к открытию целого ряда переносимых или "мигрирующих" генетических элементов. Важнейшими из них являются автономные генетические элементы, названные плазмидами, которые служат активными переносчиками генетической информации. На основе этих результатов некоторыми учеными высказано предположение, что "мигрирующие" генетические элементы вызывают более существенные изменения в геномах клеток, чем мутации.

1.2. Онтогенетический уровень живых систем

В настоящее время считают, что онтогенетический уровень охватывает все отдельные одноклеточные и многоклеточные живые организмы, а раньше чаше всего его рассматривали как включающий только многоклеточные организмы.

В зависимости от характера структуры и функционирования все клетки можно разделить на два класса:

        прокариоты - клетки, лишенные ядер;

        эукариоты, появившиеся позднее, - клетки, содержащие ядра.

Эту классификацию пришлось, однако, пересмотреть после открытия архебактерий, особенность которых состоит в том, что их клетки в чем-то сходны, с одной стороны, с прокариотами, а с другой - с эукариотами.

На этом основании в настоящее время различают три типа онтогенетического уровня организации живых систем, которые представляют собой три линии развития живого мира: 1) прокариоты, или эубактерии; 2) эукариоты и 3) архебактерий.

1.3. Уровни организации живых систем

Популяиионный уровень начинается с изучения взаимосвязи и взаимодействия между совокупностями особей одного вида, которые имеют единый генофонд и занимают единую территорию. Такие совокупности, или, скорее, системы живых организмов составляют определенную популяцию. Очевидно, что популяицонный уровень выходит за рамки отдельного организма и поэтому его называют надорганизменным уровнем организации.

Приведенное общее определение популяции дает возможность отличать организменный уровень живого от надорганизменного. Популяции представляют собой первый надорганизметый уровень организации живых существ, который хотя и тесно связан с их онтогенетическим и молекулярными уровнями, но качественно отличается от них по характеру взаимодействия составляющих элементов, ибо в этом взаимодействии они выступают как целостные общности организмов. По современным представлениям, именно популяции служат элементарными единицами эволюции.

Второй надорганизметый уровень организации живого составляют различные системы популяций, которые называют биоценозами. Они являются более обширными объединениями живых существ и в значительно большей мере зависят от небиологических, или абиотических, факторов развития.

Третий надорганизменный уровень организации содержит в качестве элементов разные биоценозы и в еще большей степени характеризуется зависимостью от многочисленных земных и абиотических условий своего существования (географических, климатических, гидрологических, атмосферных и т. п.).

Четвертый надорганизменный уровень организации возникает из объединения самых разнообразных биогеоценозов и теперь обычно называется биосферой.

Таким образом, в функционировании и развитии живой природы особенно наглядно и убедительно выступают ее целостность и системность, которые проявляются в существовании различных иерархических уровней ее организации.

 

 

 


Глава II. Концепция эволюции в биологии

Понятие эволюции употребляется в разных смыслах, но большей частью отождествляется с развитием. Под эволюцией подразумевался процесс длительных, постепенных, медленных изменений, которые в конечном итоге приводят к изменениям коренным, качественным, завершающимся возникновением новых материальных систем, структур, форм и видов. Именно такой смысл придается понятию эволюции в теории Дарвина и появившихся после него гипотезах и теориях.

2.1. Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции

Опираясь на огромный фактический материал и практику селекционной работы по выведению новых сортов растений и пород животных, Ч. Дарвин сформулировал основные принципы своей эволюционной теории.

Первый принцип постулирует, что изменчивость является неотъемлемым свойством живого. В природе нельзя обнаружить два совершенно одинаковых, тождественных организма. Ч. Дарвин различает два типа изменчивости. К первому, который называется "индивидуальной" или "неопределенной" изменчивостью, он относит ту, которая передается по наследству. Второй тип он характеризует как "определенную" или "групповую" изменчивость, поскольку ей подвержены те группы организмов, которые оказываются под воздействием определенного фактора внешней среды. В дальнейшем "неопределенные" изменения обычно стали называть мутациями, а "определенные"— модификациями.

Второй принцип теории Дарвина заключается в раскрытии внутреннего противоречия в развитии живой природы. Оно состоит в том, что, с одной стороны, все виды организмов имеют тенденцию к размножению в геометрической прогрессии, а с другой — выживает и достигает зрелости лишь небольшая часть потомства. В связи с этим часто различают внутривидовую и межвидовую борьбу.

Третий принцип обычно называют принципом естественного отбора. С его помощью удалось удовлетворительно объяснить, почему из громадного потомства живых организмов выживают и достигают зрелости лишь небольшое количество особей.

2. 2. Основные факторы и движущие силы эволюции

Современная теория органической эволюции отличается от дарвиновской по ряду важнейших пунктов:

- она ясно выделяет элементарную структуру, с которой начинается эволюция. В настоящее время такой структурой считается популяция, а не отдельная особь или вид, который включает в свой состав несколько популяций;

- в качестве элементарного явления или процесса эволюции современная теория рассматривает устойчивое изменение генотипа популяции;

- она шире и глубже истолковывает факторы и движущие силы эволюции, выделяя среди них факторы основные и неосновные.

Важнейшим фактором эволюци является мутационный процесс, который исходит из признания того неоспоримого теперь факта, что основную массу эволюционного материала составляют различные формы мутаций, т. е. изменений наследственных свойств организмов, возникающих естественным путем или вызванных искусственными средствами.

Мутации являются теми наследственными изменениями, которые либо отдельно, либо совместно определяют изменения свойств, признаков, особенностей или норм реакции организмов.

Вторым основным фактором эволюции служат популяционные волны, которые часто называют "волнами жизни". Они определяют количественные флуктуации, или отклонения, от среднего точения численности организмов в популяции, а также области ее расположения (ареала).

В качестве третьего основного фактора эволюции признается обособленность группы организмов.

В настоящее время установлено, что обособление и изоляция определенной группы организмов необходимы для того, чтобы она не могла скрещиваться с другими видами и тем самым передавать им и получать от них генетическую информацию.

Самое же главное заключается в том, что хотя все факторы эволюции, и являются необходимыми ее предпосылками, сами по себе ни в отдельности ни в совокупности они не могут объяснить механизм эволюционного процесса и его движущую силу. Такая сила заключается в действии естественного отбора, который является результатом взаимодействия популяции и окружающей их среды.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Концепции современного естествознания"