Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание

Наблюдение — описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом.

Содержание

1. НАБЛЮДЕНИЕ. ЭКСПЕРИМЕНТ 3
2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОЙ МАТЕРИИ 8
3. ПРАВИЛО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ДОСТОВЕРНОСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. 12
4. СИНЕРГЕТИКА. НОВЫЙ НАУЧНЫЙ МЕТОД 17
5. СТРОЕНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

контрольная ксе Але.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

    Сначала об элементах и компонентах биологических систем. В них выражена дискретная составляющая живого. Живые объекты„ системы в природе относительно обособлены друг от друга (особи, популяции, виды). Любая особь многоклеточного животного состоит из клеток, а любая клетка и одноклеточные существа - из определенных органелл. Органеллы образуются дискретными, обычно высокомолекулярными, органическими веществами. Среди живых систем нет двух одинаковых особей, популяций и видов.

    Вместе  с тем сложная организация  немыслима без целостности. Целостность  порождается структурой системы, типом связей между ее элементами. Биологические системы отличаются высоким уровнем целостности и самоорганизацией. Живые системы - открытые системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией со средой. Для них характерны     отрицательная      энтропия      (увеличение      упорядоченности), возрастающая в процессе органической эволюции, способность к самоорганизации материи.

    Всем  живым системам свойственны следующие  существенные черты: обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение, приспособляемость. Каждое из этих свойств порознь может встречаться и в неживой природе и поэтому само по себе не может рассматриваться как специфическое для живого. Однако все вместе они никогда не характеризуют объекты неживой природы и свойственны только миру живого, и в своем единстве являются критериями, отличающими живое от неживого.

      Живой организм - это множественная  система химических процессов,  в ходе которых происходит  постоянное разрушение молекулярных  органических структур и их воспроизводство. Современная молекулярная биология показала по разительное единство живой материи на всех уровнях ее развития - от простейшего микроорганизма до высшего млекопитающего. Выяснилось, что существует только два основных класса молекул, взаимодействие которых определяет то, что мы называем жизнью. Это - нуклеиновые кислоты и белки. Взятые вместе, они и образуют основу живого.

    Основой воспроизводства является синтез белков, который происходит в клетках  организма при помощи нуклеиновых кислот-ДНК и РНК (рибонуклеиновая кислота). Белки - это очень сложные макромолекулы, структурными элементами которых являются аминокислоты. Структура белка задается последовательностью образующих его аминокислот. Причем характерно то, что из 100 известных в органической химии аминокислот в образовании белков всех организмов используется только 20. Почему именно эта двадцатка аминокислот, а не какие-либо другие синтезирует белки нашего органического мира, до сих пор так и не ясно.

    Нуклеиновые кислоты обладают более простой структурой. Они образуют длинные полимерные цепи, звеньями которых выступают нуклеотиды - соединения азотистого основания, сахара и остатка фосфорной кислоты. В ДНК основаниями служат аденин, гуанин, цитозин и тимин. Эти азотистые основания присоединяются к сахару по одному в разной последовательности. Аденин и гуанин являются пуринами, а цитозин, тимин и урацил - пирамидинами. В РНК тимин заменен урацилом, а сахар дезоксирибоза в ДНК - рибозой в РНК.

    Сущность  живого наиболее концентрированно выражена в замечательном явлении конвариантной редупликации. Конвариантная редупликация - «самовоспроизведение с изменениями», осуществляемое на основе матричного принципа синтеза макромолекул. В его основе - уникальная способность к самовоспроизведению основных управляющих систем (ДНК, хромосом и генов), которые обладают относительно высокой степенью стабильности. Такая стабильность и обеспечивает возможность идентичного самовоспроизведения (явление наследственности). Все основные свойства живого немыслимы без наследственной передачи свойств в ряду поколений2.

    С другой стороны, при самовоспроизведении  управляющих систем в живых организмах происходит не абсолютное повторение, а воспроизведение с внесением  изменений, что также определяется свойствами молекул ДНК. Абсолютной стабильности в природе не бывает. Любая достаточно сложная молекулярная структура, претерпевает структурные изменения в результате движения атомов и молекул. Если эти изменения не ведут к летальному исходу, они будут передаваться по наследству в результате самовоспроизведения по матричному принципу. Конвариантная редупликация означает возможность передачи по наследству мутаций, т.е. дискретных отклонений от исходного состояния.

 

3. Правило  научного познания. Достоверность научных  знаний.

Формы и методы научного познания

    Познание - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в  этом мире. "Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование".

    Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых  можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

    Каждой  форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии  и т.д. соответствуют специфические  формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику3.

    Не  будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.

    Основными особенностями научного познания являются

    1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. "Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий". Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

    2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации "чистоты" рассмотрения своего предмета.

    3. Наука в большей мере, чем другие  формы познания ориентирована  на то, чтобы быть воплощенной  в практике, быть "руководством  к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать"- не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения.

    Существенной  особенностью современной науки  является то, что она стала такой  силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

    4. Научное познание в гносеологическом  плане есть сложный противоречивый  процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся  систему понятий, теорий, гипотез,  законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или - что более характерно - искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).

    5. В процессе научного познания  применяются такие специфические  материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

    6. Научному познанию присущи строгая  доказательность, обоснованность  полученных результатов, достоверность  выводов. Вместе с тем здесь  немало гипотез, догадок, предположений,  вероятностных суждений и т.  п. Вот почему тут важнейшее  значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

    Достоверность научных знаний

    Среди ученых всегда возникал и возникает  вопрос: в какой мере можно доверять научным результатам, т. е. вопрос о достоверности научных результатов и качестве работы ученого.

    Приходится  констатировать, что научная продукция  на своем пути к истине переполнена  ошибочными результатами. Ошибочными не в том объективном смысле, что некоторые утверждения и представления со временем дополняются, уточняются и уступают место новым и что все естественно-научные экспериментальные результаты сопровождаются вполне определенной абсолютной ошибкой, а в гораздо более простом смысле, когда ошибочные формулы, неверные доказательства, несоответствие фундаментальным законам естествознания и т. п. приводят к неправильным результатам.

    Для проверки качества научной продукции  проводится ее контроль: экспертиза, рецензирование и оппонирование. Каждый из данных видов контроля направлен на определение достоверности научных результатов.

    В науке и, в особенности, в естествознании есть внутренние механизмы самоочищения. Результаты исследований в областях мало кому интересных, конечно, редко  контролируются. Достоверность их не имеет особого значения: они все равно обречены на забвение. Результаты интересные, полезные, нужные и важные волей-неволей всегда проверяются и многократно. Например, Начала Ньютона не были его первой книгой, в которой излагалась сущность законов механики. Первой была книга Мотус, подвергшаяся жесткой критике Роберта Гука. В результате исправлений с учетом замечаний Гука и появился фундаментальный труд Начала.

    Вопрос  достоверности научного знания настолько  деликатен и ответ на него так затрагивает само существо науки, что лучше предоставить по нему слово наиболее компетентным ученым нашего века.

    Академик  Л.С. Берг: "В науке все то, что  способствует ее развитию, есть истина, все, что препятствует развитию науки, ложно. В этом отношении истинное аналогично целесообразному... Итак, истина в науке - это все то, что целесообразно, что оправдывается и подтверждается опытом, способным служить дальнейшему прогрессу науки. В науке вопрос об истине решается практикой4.

    Теория  Птолемея в свое время способствовала прогрессу знания и была истинной, но когда она перестала служить этой цели, Коперником была предложена новая теория мироздания, согласно которой Солнце неподвижно, а Земля движется. Но теперь нам известно, что и это воззрение не отвечает истине, ибо движется не только Земля, но и Солнце. Всякая теория есть условность, фикция. Правильность этой концепции истины, поскольку она касается теории, вряд ли будет оспариваться кем-нибудь в настоящее время. Но и законы природы в этом отношении в таком же положении: каждый закон есть условность, которая держится, пока она полезна. Законы Ньютона казались незыблемыми, однако ныне их признают лишь за известное приближение к истине. Теория относительности Эйнштейна опрокинула не только всю механику Ньютона, но и всю классическую механику...

    А. Эйнштейн: "В нашем стремлении понять реальность мы подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов. Он видит циферблат и движущиеся стрелки, даже слышит тиканье, но не имеет  средств открыть их. Если он остроумен, он может нарисовать себе картину механизма, которая отвечала бы всему, что он наблюдает, но он никогда не может быть вполне уверен в том, что его картина единственная, которая могла бы объяснить его наблюдения. Он никогда не будет в состоянии сравнить свою картину с реальным механизмом, и он не может даже представить себе возможность и смысл такого сравнения"5.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"