Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:21, контрольная работа
Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития, он неупорядочен, всемогущ и безлик.
1.Этимология понятия «хаос». Соотношение порядка и беспорядка в природе………………3
1.1Хаос как основа порядка……………………………………………………………………..3
1.2Естественные процессы……………………………………………………………………...3
1.3Хаос и порядок………………………………………………………………………………..4
1.4Понятие структуры…………………………………………………………………………...5
2.Хаос и мифы……………………………………………………………………………………....7
3.Хаос и его проявления…………………………………………………………………………...7
4.Причины хаоса…………………………………………………………………………………..10
5.Роль энтропии как меры хаоса………………………………………………………………….11
6.Список литературы………………
10.Происхождение человека и его эволюция.
Формирование представлений о происхождении человека. Вопрос о происхождении человека всегда волновал человечество. В древности некоторые племена считали себя потомками растений или животных.
В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека.
С развитием науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела и отдельных органов человека и животных. К. Линней, веривший в божественное происхождение человека, поместил его в группу приматов вместе с обезьянами. Ж. Б. Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению.
В 1871 г. опубликована работа Ч. Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", в которой он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.
Место человека в системе животного мира.
Царство Животные
Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
Семейство Люди
Признаки типа Хордовые у человека начинают проявляться в процессе эмбриогенеза:
● закладка хорды;
● развитие над хордой нервной трубки;
● закладка под хордой кишечной трубки, передний конец которой( глотка ) пронизан жаберными щелями;
● развитие сердца на брюшной стороне.
Признаки подтипа Позвоночные у человека – наличие черепа и позвоночника.
Признаки класса Млекопитающие у человека –
наличие:
● млечных, сальных и потовых желез;
● волосяного покрова и теплокровности;
● дифференцированных зубов;
● четырех камерного сердца и левой дуги аорты;
● диафрагмы;
● хорошо развитой коры головного мозга;
● внутриутробного развития зародыша.
Признаки отряда Приматы у человека ( особенно сходны человек и человекообразные обезьяны ):
● относительно большая масса головного мозга, хорошо развитая кора переднего мозга;
● бинокулярное зрение;
● общие группы крови и белезни;
● конечности хватательного типа, противопоставление большого пальца на руке;
● редукция хвостового отдела позвоночника;
● наличие капиллярных узоров на пальцах, ладонях, стопах, ногтей, пальцев;
● продолжительность беременности около девяти месецев;
● сходство кариотипов.
Научные данные |
Примеры |
Сравнительно - Анатомические | |
Общие черты строения |
Клеточное строение организма; сходство строения систем органов; наличие млечных желез и ушных раковин, строение зубов; среднее ухо – три слуховые косточки. |
Рудименты (недоразвитые органы, имевшиеся у отдаленных предков, но утратившие свое значение) |
Третье веко, волосяной покров тела, аппендикс, копчик, мышцы ушной раковины, небные валики, и т. д. |
Атавизмы ( появление у некоторых особей вида признаков, имевшихся у отдаленных предков ) |
Рождение людей с хвостом, лишними сосками, и т. д. |
Эмбриологические | |
Общая схема развития зародыша |
Оплодотворенное яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм. |
Сходство зародышей |
Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т. д. |
Отличие человека от животных.
1. Высокий уровень головного мозга ( особенно коры переднего мозга с большим количеством борозд и извилин; значительное развитие теменных, лобных и височных долей, где сосредоточены важнейшие центры психической деятельности и речи. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появление сознания и речи и значительное преобладание мозгового черепа над лицевым )
2. Прямохождение ,что обусловило ряд изменений в строении скелета ( изгибы позвоночника, широкий таз, сводчатая стопа, широкая грудная клетка) и мускулатуры ( сильное развитие мышц пояса и самих нижних конечностей ).
3. Противопоставление большого пальца на руке остальным.
Антропогенез – ( от гр." антропос" – человек + гр. "генезис"- присхождение) – процесс историка – эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также сложения общества.
Факторы эволюции человека
Биологические
Борьба за
Естественный
существо -
отбор
вание
Дриопитеки
Шимпанзе
Горилла
Древние люди
Направления эволюции человека.
Предшественники современных людей |
Особенности строения |
Образ жизни |
Орудия труда |
Дриопитеки 18 млн лет |
Размеры небольшие; лазающие и ходящие в полувыпрямленном положении; рука способна к хватанию и бросанию предметов. |
Стадный образ жизни помогал в защите от хищников, передача опыта. |
Орудия труда отсутствуют. |
Австралопитеки 5 млн лет |
Рост 120-150 см, масса 20-50 кг; объем мозга 430-550 см прямохождение, рука- хватательный орган; зубы по форме сходны с человеческими; употребляли мясную пищу. |
Стадный образ жизни, совместная охота. |
Кость, палка. |
Человек умелый 2,6 млн лет |
Рост 1,5 м; масса 50 кг; объем мозга 650 см ; надглазничный валик; плоский нос; выступающие вперед челюсти; первые проблески сознания. |
Сооружал простейшие хижины |
Грубые рубила, скребла, каменные молотки. |
Человек прямоходящий |
Рост около 170 см; массивный костяк; объем мозга 700-1250 см ; череп низкий; кости очень толстые; выраженные надбровные дуги; массивные челюсти. |
Общественный образ жизни; поддерживали огонь. |
Изготовляют примитивные каменные орудия труда ( копье, сколотый камень, скребок, рубило) |
Неандерталец 250 тыс лет |
Рост 155-158 см; массивный костяк; коренастый; походка согнутая; череп более высокий; лоб низкий; скошенный; сильно развитые надбровные дуги; объем мозга 1400 см; |
Общественный образ жизни; использование огня; строительство очагов и жилья; первые захоронения. |
Изготовляют обработанные каменные орудия труда( острия, скребки, ножи) |
Кроманьонец 40 тыч лет |
Рост до 180 см; физический вид современного человека; череп высокий; лоб прямой; без сплошного надбровного валика; развит подбородочный выступ; объем мозга 1000- 1600 см; прямая походка; хорошо развита членораздельная речь. |
Родовая община; строительства поселений; появление обрядов; ; возникновение искусства; гончарного дела; земледелия. |
Изготовляют сложные составные орудия труда из кости и камня. |
Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения и сходством некоторых морфологических признаков.
Европеоидная |
Монголоидная |
Негроидная |
население Европы, Южной Азии и Северной Африки |
Население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири. |
Население Центральной и Южной Африки, Австралии. |
- узкое лицо; - сильно выступающий нос; - мягкие волосы; - светлый или смуглый цвет кожи; - губы обычно тонкие; - сильно растущие борода и усы. |
- уплощенное широкое лицо; - уплощенный нос; - жесткие, прямые темные волосы; - кожа темная, с желтоватым оттенком; - глаза узкие; -сильно выступающие скулы; - борода и усы растут слабо. |
- лицо узкое и низкое; - широкий нос; - курчавые черные волосы; - темная кожа; - широкие открытые карие глаза; - губы толстые; - борода и усы растут слабо. |
Раса |
Значение признаков |
Негроидная |
Защита организма от перегрева, ультрафиолетового излучения; увеличение теплоотдачи |
Монголоидная |
Защита организма от ультрафиолетового излучения, сильных ветров, пыльных бурь. |
Европеоидная |
Уменьшение теплоотдачи; обеспечение проникновение в организм ультрафиолетовых лучей, необходимых для образования витамина Д. |
Человек – существо биологическое и социальное, что и определяет его особое положение в природе и качественно отличает от всех других организмов. Благодаря тому, что человек является биологическим существом, его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностям наследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации в условиях определенной внешней среды формирует биологическую природу человека - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа – социальную. В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения. Социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей роли социально-экономических факторов – общественной формации, уровня производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей и рп. Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды.
Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность человеческого общества в целом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается возможность проявления рецессивных генов.
Средствами, контролирующими эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего общества.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (выполняется всеми студентами)
Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"