Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:00, контрольная работа
Мощным стимулом для развития науки стали мировые войны, а также экономические и военные противостояния двух военно-политических блоков, во главе которых стояли Россия и США. Развитые промышленные страны стали выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Существенно расширилась сеть научно-исследовательских учреждений, финансирующих как государством, так и частными компаниями.
Вопрос 1.Панорама современного естествознания. 3
основные направления в области физики 3
основные направления в области химии 7
основные направления в области биологии 8
Вопрос 2.Звезды и их эволюция. 14
Вопрос 3.Современная наука о сущности и истоках человеческого
сознания. 18
Звезды эволюционируют, и их эволюция необратима, так как все в природе находится в состоянии беспрерывного изменения. Внешние характеристики звезды меняются в течение всей ее жизни. Грандиозные неравновесные процессы происходят в пульсирующих звездах — цефеидах. В недрах звезд происходят мощные термоядерные процессы, обеспечивающие выделение огромного количества энергии. В конечные этапы жизни звезд в них возникают некие упорядоченные состояния, которые не могут быть описаны классической физикой. В нейтронных звездах и белых карликах вещество переходит в новые квантовые состояния, которые ограничивают энергетические потери.
Обнаружить
эти изменения – вот основная
задача теории звездной эволюции.
3.
Современная наука
о сущности и
истоках человеческого
сознания.
Человек отличается от животных следующими фундаментальными признаками.
Единство человека с биосферой является несомненным. В человеке тенденция совершенствования нервной системы (мозга) животных достигла своей вершины, он стал носителем разума (или интеллекта) – способности мозга обрабатывать информацию, создавать алгоритмы, мыслить абстрактно и рефлексировать, то есть видеть себя со стороны. Подобно возникновению жизни появление разума на нашей планете представляет собой естественный и закономерный этап в ее космической эволюции. Появление человеческого разума предполагает коренной перелом в развитии материи, ибо она получила возможность познавать саму себя. В этом плане человек представляет собой уникальное существо, используя целый ряд адаптивных и преобразовательных стратегий. В целом можно утверждать, что Разум, память, общественная организация и духовный мир как воля – необходимые параметры в эволюции человека и соответственно в эволюции биосферы, в результате чего возникла и стала развиваться ноосфера.
В связи с этим возникает вопрос: каким образом и биологической революции нашей планеты у предка человека современного типа возникла качественно новая память, чисто человеческий интеллект, или человеческое сознание как новая форма отражения мира? В общем ответ на этот вопрос уже дан в философской и специальной литературе: вовлечение предков человека в сферу труда, привело к тому, что способ производства материальных благ стал специфическим способом существования человека, что в едином процессе преобразований изменилась биология предков человека, сформировалась полноценная речь, сознание, интеллект, духовный мир.
Такие надбиологические феномены, как труд (понятно, что бессознательно-рефлекторная строительная деятельность некоторых животных отнюдь не есть труд), социальная связь и сознание, которое не отделимо от языка как изначально социального явления, невозможно вывести прямо, антропогенетическим путем из биологии. Как известно труд представляет собой целесообразную деятельность, это значит, что « в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека). Другими словами, сознание предшествует труду. Как целесообразная деятельность немыслима без сознания, так и сознание предполагает в качестве предпосылки социальную связь людей, основанную на трудовой деятельности. Получается, что все три стороны собственной человеческой реальности – сознание, общество и труд – взаимно предполагают друг друга, получается своего рода замкнутый круг.
Сознание человека обладает такими фундаментальными параметрами, как целепологание и воля, память и внимание, разумная речь и абстрактное мышление. Они представляют собой нервную деятельность, однако не рефлекторную, самопроизвольную, которая связана со становлением человека в процессе гоминизаций (переход от животного к человеку). Исследования показывают, что количество информации, содержащейся в генетическом материале, и количество информации, заключенной в мозгу, с ходом эволюции увеличивалось, что эти траектории пересеклись в точке, соответствующей времени и несколько сот миллионов лет и информационной емкости в несколько миллионов лет. Где-то во влажных джунглях каменноугольного периода появилось животное – примитивная рептилия, у которого в первые за все время существования земной биосферы имелось больше информации в мозгу, чем в генах. Два последующих скачка в эволюции мозга связанны с возникновением млекопитающих и появление человекообразных приматов. В связи с этим К.Саган подчеркивает, что «основную часть истории жизни со времени каменноугольного периода можно назвать постепенным (и, конечно, неполным) торжеством мозга над геном».
В ходе последнего появился принцип морфофункциональной организации мозга человека, или «специфическая морфофункциональная система» (СЧМФС). Существенной функцией СЧМФС является то, что она дает возможность для восприятия, хранения, переработке и извлечения в нужный момент социально значимой информации. Эволюция человека стала идти по иным каналам – каналам социума, социального организма, который уже не поддается пониманию исключительно с точки зрения естествознания. Таким образом, СЧМФС сыграла свою роль в возникновении целостной человеческой реальности ( сознание, социум и труд), в превращении биологических структур в социальную структуру. Человек по мере развития общества стал частью некой общей единой системы, с которой он находится в неразрывной связи – с ноосферой, окончательно сформировавшейся в XX века. Тем немение проблема происхождения сознания до сих пор не решена до конца, ибо в научных дисциплинах нет состыковки в понимании природы человека и не решен целый спектр вопросов, связанных с проблемой сознания человека.
В
связи с бурным развитием информационных,
компьютерных, виртуальных, генных технологий
сейчас необычайно усилился интерес к
выяснению природы сознания в ее полноте.
В современном поле исследования сознания
определяется, как «способность человека
оперировать образами окружающего мира,
которая ориентирует его поведение; субъективная,
внутренняя жизнь индивида» (Ю.Г.Волков).
Само сознание является наиболее таинственной
« вещью» в мире на данный момент, потому
что до сих пор нет ответа на следующие
вопросы: Почему оно существует? Что оно
делает? Как оно могло возникнуть на основе
биохимический процессов мозга? Именно
эти вопросы вызывают у ученых наибольший
интерес, и поэтому на протяжении многих
лет проблема сознания освещалась только
в научных работах, изучающих мозг и разум.
И не смотря на усилия исследователей,
проблема сознания остается «вещью в себе»
в силу своей необычайной сложности.
Список использованной литературы
Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»