Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа
Вряд ли вызывает сомнение утверждение: математика нужна всем вне зависимости от рода занятий и профессии. Однако для разных людей необходима и различная математика: для продавца может быть достаточно знаний простейших арифметических операций, а для истинного естествоиспытателя обязательно требуются глубокие знания современной математики, поскольку только на их основе возможно открытие законов природы и познание ее гармонического развития. Иногда к познанию математики влекут и субъективные побуждения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предмет и специфика математики…………………………………………..5
2. Роль математики в современной картине мира……………………………8
3. Математика – язык точного естествознания……………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………..22
Здесь не должно сложиться впечатления о возможности бескрайней фантазийной деятельности ученого. Истина состоит в том, что нематематические науки, сталкиваясь с запретами в проявлении какого-либо
свойства, действия, не знают границ, до которых распространяется их компетенция. Это способна определить и узаконить лишь математика, владеющая искусством расчета на основе количественного описания явлений. Другие науки знают лишь, что нечто разрешено, но они не умеют знать той черты, до которой это разрешено, не умеют устанавливать пределов возможного - той количественной меры, определяющей вариантность изменений. Скажем, биолог не располагает сведениями пределов возможного для жизни и познает их в диапазоне лишь наблюдаемого.
Методологическое
значение математики для других наук
проявляется еще в одном
Таковы некоторые методологические уроки, внушаемые математикой. Однако, сколь ни эффективна математическая наука, и на нее брошены некоторые тени, а лучше сказать: эти тени - есть продолжение ее достоинств (при неадекватном использовании последних).
Мы говорим:
математический аппарат исследования
применим там, где выявлена однородность,
точнее сказать, математика и приводит
природные образования к
пишет. Мы имеем, скажем, яблоко, цветок, кошку, дом, солдата, студента, луну. Можно сосчитать и объявить, что их 7. Но 7 чего? Единственный ответ: "7 предметов". Различия между солдатом, луной, яблоком и т.д. исчезают. Они все потеряли свою индивидуальность и превратились в лишенные признаков "предметы"69. То есть счет выравнивает вещи, убирая "персональные" характеристики. Как шутил В. Маяковский, математику все едино: он может складывать окурки и паровозы2.
Описывая
объект, процесс, математика выявляет
какую-то лишь одну (существенную) характеристику
и, прослеживая ее вариации, выводит
закономерность. Все остальные характеристики
уходят в тень, иначе они будут
мешать исследованию. Конечно, эти другие
также могут оказаться
Однако из этого обстоятельства не следуют лишь негативные выводы. Во-первых, математика по-иному работать не может, а во-вторых, в подобном подходе свое преимущество, оно сопряжено, так сказать, с "чистотой" описания: налицо четкая заданность исследования, когда необходимо проследить "поведение" объекта на основе определенного свойства, вычленить линию изменений, тенденцию развития и передать информацию в строгих графиках, схемах, уравнениях.
Используя математические методы исследования, вовлекая их в познавательный поиск, науки должны учитывать возможности математики,
считаясь с границами ее применимости. Имеется в виду то, что сама по себе математическая обработка содержания, его перевод на язык количественных описаний не дает прироста информации.
Таким
образом можно подчеркнуть
3. Математика – язык точного естествознания
"
... Все законы выводятся из
опыта. Но для выражения их
нужен специальный язык. Обиходный
язык слишком беден, кроме
Огромные успехи точных математических наук привели к появлению среди ученых, особенно среди физиков, веры в то, что все реально наблюдаемое в их опытах подчиняется законам математики вплоть до мельчайших деталей. Установление математических законов, которым подчиняется физическая реальность, было одним из самых поразительных чудесных открытий, сделанных человечеством.
Когда
физик использует свои знания для
предсказаний и на основе нескольких
экспериментов, проведенных в конкретное
время и в конкретном месте, и
подходящей теории пытается объяснить
явления природы, происходящие в
совершенно другом месте и в совершенно
другое время, и такие предсказания
сбываются, то это граничит с чудом.
Физик при этом лишь с удовлетворением
заключает, что, по-видимому, теория верна.
Но почему, собственно говоря, реально
существующий мир должен подчиняться
теории, математической структуре? Кант
дал на этот вопрос остроумный ответ: само
наше восприятие выстраивает действительность,
т. е. то, что отражается нашим разумом
и воспринимается как реальность.
Другая
мысль такова: в смирительную рубашку
математики природу одевает вовсе не наша
чувственная или познавательная деятельность,
а сама природа в ходе своего эволюционного
развития вкладывает математику в наш
разум как реально существующую структуру,
неотъемлемую от нее самой. Развитие наших
способностей к абстрагированию и манипулированию
логическими символами должно быть ориентировано
на реально существующие структуры реального
мира.
"Вступая
на проложенный древними путь, скажем
вместе с ними, что если приступить к божественному
нам дано только через символы, то всего
удобнее воспользоваться математическими
из-за их непреходящей достоверности"
(Н.Кузанский).
Допустим, вы физик и в вашем распоряжении имеется уравнение, описывающее некоторые физические явления, например состояние движения. «Обрушив» на это уравнение всю мощь математического анализа, вы обнаружите множество регулярностей, упорядоченностей, о которых, возможно, и не подозревали. Предположим, речь идет о равноускоренном движении: S=V t + at /2, где S – путь, V - начальная скорость, a - ускорение, t - время движения. Вам необходимо определить формулу скорости: V=dS/dt=V + at. Формула скорости найдена легко и не без изящества.
Совершенно
очевидно, что наши геометрические
и логические возможности простираются
далеко за пределы окружающего мира.
А это означает, что реальный мир
подчиняется математическим законам
в значительно большей степени,
чем нам известно сейчас. Но даже
если эти структурные (математические)
принципы экстраполируются все более
глубокими конструкциями и
знания эмпирического мира. Все познание реальности отправляется от опыта и возвращается к нему. Предложения, полученные при
помощи
чисто логических средств, при сравнении
с реальностью оказываются
Говоря
о важности применения математики в
естествознании, мы не должны абсолютизировать
ее роль. Математические формулы сами
по себе абстрактны и лишены конкретного
содержания. Математика является лишь
орудием, или средством, физического
исследования. Только согласованные
с научным наблюдением и
Ньютон обнаружил, что взаимное притяжение небесных тел можно описать законом обратных квадратов, который связывает силу тяготения (F) с расстоянием (r) от центра сферического тела. Закон всемирного тяготения И. Ньютона имеет вид:
F=Gm m /r .
Но так компактно и изящно закон выглядит лишь в формуле, а реально тяготеющие массы, например планеты Солнечной системы, движутся при наблюдении за ними сложно, с теми или иными отклонениями от той траектории, которая предписывается формулой.
Построение различных формальных систем, моделей, алгоритмических схем - лишь одна из сторон научного познания. Научную интуицию и гениальные догадки формализовать не удается. Универсальной "логики открытий" нет. Кроме того, даже наиболее тщательно поставленный эксперимент никогда в конце концов не бывает полностью изолирован от влияния окружающей среды, а состояние системы ни в один момент времени не может быть известным точно. Абсолютная (математическая) точность физически недостижима - небольшие неточности будут всегда, и это принципиальный момент. Почти одинаковые причины будут давать почти одинаковые
следствия, причем как в природе, так и в хорошо поставленном эксперименте. Это чаще всего именно так и происходит, особенно для коротких временных отрезков, в противном случае было бы невозможно установить какой-либо закон природы или же построить реально работающую машину.
Но это весьма правдоподобное предположение
оказывается справедливым не всегда, более
того, оно неверно для больших промежутков
времени даже в случае нормального (типичного)
течения природных процессов.
Существует
раздел математики, посвященный анализу
конфликтных ситуаций, где под компромиссом
понимается коллективное решение, не нарушающее
интересы всех сторон (устойчивой системы).
Всякий компромисс достигается определенной
последовательностью шагов и действий.
Например, для разрешения экологических
проблем необходимо учесть все ограничения,
нарушения которых означало бы нарушение
гомеостатического состояния. Это позволило
составить формальную систему запретов
или минимум условий, необходимых для
обеспечения гомеостазиса. В 1944 г. в США
опубликована книга Д. Неймана и О. Моргенштерна
"Теория игр и экономическое поведение",
в которой рассматривались вопросы математического
описания способов принятия решений, типичных
для конкурентной экономики4. Впоследствии
теория игр превратилась в общую математическую
теорию конфликтов, описывающую военные,
экономические и правовые коллизии, столкновения,
связанные с биологической борьбой за
существование, различные игровые стратегии.
В случае игр с противоположными интересами
(антагонистическая игра) оптимальной
считается стратегия, направленная на
достижение максимального выигрыша. Конкуренция
здесь является разновидностью
Информация о работе Контрольная работа по "Концепция естествознания"