Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:59, контрольная работа
Задание 1.Изложить этапы истории естествознания.
Задание 2.Изложить развитие физической картины мира в хронологической последовательности.
Задание 3.Описать уровни организации живой природы.
Задание 4.Изложить принципы эволюции живых систем.
Задание 5.Какие существуют концептуальные подходы к изучению биосферы?
Задание 7.Описать и привести примеры методов деления растительной и животной клеток.
Задание 8.Дать характеристику современной эволюционной теории.
Третьим основным фактором эволюции является обособленность группы организмов. Обособленность группы организмов необходима, чтобы она не могла скрещиваться с другими видами, передавать и получать от них генетическую информацию.
Тем не менее все вышеперечисленные факторы не объясняют механизма эволюции и его движущие силы. Движущей силой эволюции следует признать естественный отбор, который выступает в форме единства и борьбы внутри популяции, что ведет сначала к формированию разновидностей одного вида, а потом и к созданию нового вида.
Современная теория эволюции выделяет некоторые типы механизмов естественного отбора:
-стабилизирующий отбор, устраняющий отклонения от некоторой средней нормы. В этом случае новых видов не возникает;
-ведущий (движущий) отбор, который подхватывает малейшие изменения, способствующие улучшению приспособленности живых систем;
-дезруптивный отбор, при котором, в случае резкого изменения условий существования, группа особей среднего типа, попадая в неблагоприятные условия, погибает;
-балансированный отбор, при котором происходит смена адаптированных, или приспособленных форм;
-отбор с повышенной изменчивостью, когда выживают популяции, обладающие наибольшим многообразием.
Перечисленные типы редко встречаются в чистом виде. В живой природе в основном действуют их сложные сочетания.
Изменения и дополнения эволюционной теории Ч. Дарвина привели к созданию современной теории эволюции, которая в свою очередь была дополнена и уточнена. В итоге возникла новая синтетическая теория эволюции, представляющая собой синтез эволюционных идей Ч. Дарвина и результаты новейших биологических исследований в области наследственности и изменчивости.
Синтетическая теория эволюции исходит из того, что:
Термины «макроэволюция» и «микроэволюция» были введены русским генетиком Ю.А. Филипченко в 1927 г., а затем уточнены другим русским генетиком Н.В. Тимофеевым-Ресовским.
Микроэволюция – это эволюционные изменения, произошедшие за длительный период времени, результатом которых явилось возникновение надвидовых форм организации живого. Изменения в рамках микроэволюции доступны наблюдению, тогда как изменения в рамках макроэволюции, в силу их большой протяженности во времени могут быть только реконструированы задним числом.
К настоящему времени сформулировано несколько правил макроэволюции крупных групп организмов:
-эволюция не всегда идет от простого к сложному;
-исчезновение целых групп живых организмов в ходе эволюции обусловлено естественным отбором других групп, более приспособленных;
-у каждой группы организмов есть определенный средний темп эволюции;
-чем значительнее изменения в организмах высшего порядка, тем настоятельнее адаптации к условиям среды организмов низшего порядка;
-крупная группа организмов, выше уровня вида, возникает как результат приобретения в ходе эволюции качественно новых особенностей, дающих преимущество в борьбе за существование.
Эволюционная теория Дарвина явилась не только большим шагом в развитии биологии как науки, но она внесла значительный вклад в общее понимание законов развития живых систем. Она дала научное объяснение явлениям целесообразности развития живой природы, а также дала возможность выяснить соотношение случайности и необходимости в этом развитии, показав относительный характер целесообразности. То, что в одних условиях является целесообразным, в других становится вредным.
Необходимо заметить, что теория Дарвина так и не ответила на вопрос: что можно считать прогрессом в органическом мире.
Задание 5.Какие существуют концептуальные подходы к изучению биосферы?
Ответ:
В учении о биосфере выделяют следующие основные подходы:
-энергетический, освещающий связь биосферно-планетарных явлений с космическими излучениями (в основном солнечными) и радиоактивными процессами в земных недрах; биогеохимический, отражающий роль живого вещества в распределении и поведении атомов (точнее их изотопов) в биосфере и её структурах;
-информационный, изучающий принципы организации и управления, осуществляемые в живой природе в связи с исследованием влияния живого вещества на структуру и состав биосферы; пространственно-временной, освещающий формирование и эволюцию различных структур биосферы в геологическом времени в связи с особенностями пространственно-временной организованности живого вещества в биосфере (проблемы симметрии и др.);
-ноосферный, изучающий глобальные эффекты воздействия человечества на структуру и химию биосферы: разработка полезных ископаемых, получение новых, отсутствовавших до того в биосфере веществ (например, чистые алюминий, железо и другие металлы), преобразование биогеоценотических структур биосферы (сведение лесов, осушение болот, распашка целинных земель, создание водохранилищ, загрязнение вод, почв и атмосферы продуктами хозяйственной деятельности, внесение удобрений, эрозия почв, лесонасаждение, строительство городов, плотин, промысловое хозяйство и т.д.)
Задание 6.Провести анализ состава вещества и химическим системам.
Ответ:
Для определения свойств вещества необходимо установить состав вещества, т.е. из каких элементов оно состоит. Свойства простых веществ и химических соединений зависят от их носителей, которые называют элементами. В современном представлении химические элементы представляют собой разновидности изотопов, т.е. атомов, обладающих одинаковым зарядом ядра и отличающимися по массе. Здесь мы видим аналогию с концепцией атомизма, когда свойства вещества зависят от его мельчайших составных частей — атомов. Но это первый концептуальный уровень исследования химических свойств веществ. Второй уровень связан с изучением структуры вещества, т.е. взаимодействия элементов. (Например, химический элемент углерод может существовать как алмаз и как графит.) Третий уровень исследований химических веществ — исследование внутренних условий протекания химических процессов (температура, давление, скорость реакции и т.д.).
Великая заслуга Менделеева состоит в том, что открыв периодический закон, он заложил фундамент для научных химических знаний. Он показал, что химические свойства находятся в периодической зависимости от атомного веса. Дальнейшее развитие науки позволило уточнить эту зависимость от атомного номера, определяемого зарядом ядра. Наука позволила определить различие между химической смесью и химическим соединением, которое должно обладать постоянным составом, в отличие от смеси. Наименьшей частицей, обладающей свойствами какого-либо вещества являются молекулы. Например молекула простого вещества кислорода О2 образована из двух атомов и имеет все свойства кислорода как химического вещества (атомы кислорода имеют несколько другие свойства). Каким бы путем любое вещество не было получено, оно имеет постоянные свойства. Долгое время закон постоянства химического состава казался истиной, но потом были открыты химические соединения переменного состава в форме растворов и сплавов. Это и соединения полученные в разных условиях. Это связано с характером связей атомов в молекулах. К молекулам можно отнести различные квантово-механические системы (ионные, атомные монокристаллы, полимеры и др. макромолекулы) Таким образом химическое соединение — это не только сложное вещество, состоящее из нескольких элементов, но оно может состоять и из одного элемента.
Рассматривая химические системы необходимо знать, что ее свойства зависят не только от состава и строения элементов, но и от их взаимодействия. Поэтому при изучении химических систем ученым приходиться изучать и их структуру. Например, в такой химической системе, как молекула, именно характер взаимодействия составляющих ее атомов определяет свойства молекулы.
С другой стороны часто свойства химической системы зависят от условий получения. Условия могут оказать влияние на характер и результат химических реакций. Это и термодинамические факторы (температура, давление) и использование катализаторов.
Задание 7.Описать и привести примеры методов деления растительной и животной клеток.
Ответ:
Хотя все клетки появляются путем деления предшествующей клетки, не все они продолжают делиться. Например, нервные клетки мозга, однажды возникнув, уже не делятся. Их количество постепенно уменьшается; поврежденные ткани мозга не способны восстанавливаться путем регенерации. Если же клетки продолжают делиться, то им свойствен клеточный цикл, состоящий из двух основных стадий: интерфазы и митоза. Сама интерфаза состоит из трех фаз: G1, S и G2. Ниже указана их продолжительность, типичная для растительных и животных клеток. G1 (4-8 ч). Это фаза начинается сразу после рождения клетки. На протяжении фазы G1 клетка, за исключением хромосом (которые не изменяются), увеличивает свою массу. Если клетка в дальнейшем не делится, то остается в этой фазе. S (6-9 ч). Масса клетки продолжает увеличиваться, и происходит удвоение (дупликация) хромосомной ДНК. Тем не менее хромосомы остаются одинарными по структуре, хотя и удвоенными по массе, так как две копии каждой хромосомы (хроматиды) все еще соединены друг с другом по всей длине. G2. Масса клетки продолжает увеличиваться до тех пор, пока она приблизительно вдвое не превысит начальную, а затем наступает митоз.
После того как хромосомы удвоились,
каждая из дочерних клеток должна получить
полный набор хромосом. Простое деление
клетки не может этого обеспечить
- такой результат достигается
посредством процесса, называемого
митозом. Если не вдаваться в детали,
то началом этого процесса следует
считать выстраивание хромосом в
экваториальной плоскости клетки. Затем
каждая хромосома продольно
I.
Профаза. Особая клеточная
II.
Метафаза. Хромосомы, до этого
момента расположенные
III.
Анафаза. Хромосомы каждой
IV.
Телофаза. Как только хромосомы
приближаются к
Информация о работе Контрольные задания по предмету «Концепции современного естествознания» (КЕИ-00)