Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:00, реферат
Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
Введение……………………………………………………………………………….3
Естествознание в эпоху античности…………………………………………………5
Естествознание в средние века………………………………………………………11
Естествознание в эпоху Возрождения………………………………………………13
Естествознание в 18-19 века…………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………
Аристотель предлагает 4 причины бытия: формальную, материальную. Действующую и целевую. Он создал раздел философии «Метафизика». Этот раздел философии изучает особенности духовного мира, морального и этического путем осмысления сознанием или логикой.
В
метафизике Аристотель воссоздает мир
как целостное естественно
Естествознание в средние века
Эпоха Средневековья берет свое начало в 478 году нашей эры с момента завоевания немецкими варварами Рима и падения римской империи. Продолжалась более 1000 лет закончилась в середине 15 века.
Средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром.
В
средневековой науке можно
-
Схоластическую традицию, опирающуюся
на простейшую логику, предание
и умозрение, и ставившую
- Герметическую традицию (от имени легендарной «полубожественной» личности из Египта первых веков н.э. Гермеса Трисмегиста – то есть Трижды Величайшего, заложившего основы герметизма), опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно - манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы. Ритуалы сопровождали почти все действия не только в ремесленно-мануфактурном производстве (отсюда, кстати, берут начало «вольные каменщики» - масоны) и других отраслях хозяйства, но и в политике, юриспруденции, познании мира. Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина.
-
Опытно-эмпирическую традицию, в
которой критерием истинности
и точкой отсчета был личный
опыт. Эта традиция развивалась
под влиянием античных
Роль
эпохи средневековья в истории
естествознания состоит в умножении
связей чувственных образов. Чтобы перейти
от них к научному знанию, необходимо было
научиться отбирать из этого множества
связей те, которые носят существенный,
рациональный характер. Такой качественный
переход в сознательной деятельности
и несла эпоха Ренессанса – Возрождения.
Естествознание в эпоху Возрождения
Пришедшая на смену средневековью эпоха Ренессанса (Возрождения) принципиально отличалась от него. Это время краха феодализма и становления капиталистического общества; время жестоких религиозных войн и жестких социальных конфликтов, время сложения абсолютистских монархий и становления буржуазного индивидуализма, приходящего на смену феодальной сословной иерархии; время зарождения книгопечатания и возрождения античной культуры на новом витке диалектической спирали развития. В наступившем времени был преодолен средневековый дуализм сознания и восприятия мира, мир Дольний и мир Горний представлялись уже близкими и даже взаимопроникающими: все связано со всем, а значит все, а не только божественное, достойно быть предметом познания. Не божество, а человек – мерило всего сущего. Такой вектор мышления породил множество гениальных умов. Титанами мысли ренессанса на базе бескорыстного, объективного познания мира, была подготовлена основа классического естествознания, испытавшего невиданный взлет в XVIII – XIX вв.
Множество достижений было связано с областями биологии и химии, освобождавшейся от пут герметизма. Велась огромная работа по описанию многообразия животного и растительного мира. Развивались морфология и анатомия, расширявшая сведения о внутреннем строении различных организмов. Большое внимание стали уделять человеку и способам исцеления его от недугов. Не перечислить всех имен известных и великих натуралистов и медиков эпохи ренессанса, среди них – погибший при кораблекрушении первый анатом Андреас Везалий (1514-1564), создатель микроскопической анатомии (первооткрыватель капилляров), врач Марчелло Мальпиги (1628-1694), размышлявший о природе света и тяготения и открывший клеточное строение живых тканей Роберт Гук (1635-1703), врач и ботаник-систематик Андреа Цезальпини (1519-1603).
Парацельс (1493-1541) Антони ван Левенгук (1632-1723) – нидерландский натуралист – изобрел микроскоп. Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный ученый-энциклопедист, достигший больших познаний в области геологии, ботаники, анатомии, механики, оптики. Френсис Бэкон (1561-1626) .
Но
главная научная революция
Николай Коперник (1473-1543) – сын краковского купца и каноник Вармийской епархии – еще в 1505 году изложил принципиальные основы новой, гелиоцентрической системы в «Малом комментарии.
Джордано Бруно (1548-1600) –границы Вселенной раздвинуты до бесконечности, вместо «сферы» - многочисленные солнца, и, более того – многочисленные обитаемые миры. Эти обитаемые и необитаемые миры и звезды объединяла общность элементов. законы Кеплера:
- каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце;
-
планеты движутся по своим
орбитам с переменной
- квадраты периодов обращения планет пропорциональны кубам больших полуосей их орбит.
Галилео
Галилей (1564-1637) Главным критерием
истинности Галилей считал опыт (классическим
примером стали его опыты по свободному
падению тел, проводившиеся на знаменитой
Пизанской башне). Благодаря такой
установке ему удалось
-
понятие ускорения (скорости
- принцип инерции и понятие инерциальных систем (т.е. движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга);
-
принцип относительности (на
- закон независимости действия сил (принцип суперпозиции).
Рене Декарт (1596-1650) –достиг многого в математике (создатель аналитической геометрии), физике (принцип инерции, закон сохранения количества движения, объяснение природы радуги) и даже физиологии (именно он ввел понятие рефлекса). Он был одним из основателей рационализма – учения о разуме, как основе познания и поведения людей.
Исаак
Ньютон (1643-1721)он последовательно описал
механические процессы движения и взаимодействия
тел на основе созданного им математического
языка бесконечно малых. Определив понятия
скорости, ускорения, массы и силы, Ньютон
сформулировал законы динамики в виде
связей между этими величинами, а проанализировав
законы движения небесных тел, обнаруженные
Кеплером, установил закон всемирного
тяготения, введя в науку меру гравитационного
взаимодействия тел в нашей Вселенной:
сила тяжести обратно пропорционально
квадрату расстояния между телами и пропорциональна
массе тела, независимо от его формы и
иных свойств.
Естествознание
в XVIII – XIX вв.
Золотой
век просвещения – такое
Одним из важнейших вопросов в области космогонии стало возникновение Солнечной системы. Иммануил Кант (1724-1804) и Пьер Симон Лаплас (1749-1827) полагали, что все начиналось с газово-пылевой туманности, которая впоследствии превратилась в звезду, вокруг которой вращались планеты.
Идея эволюции коснулась не только космогонии, но и других областей знаний. Особое место эпоха просвещения и XIX век заняли в истории биологической науки. Шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) созданием бинарной номенклатуры и своей классификацией подвел итог многовековому эмпирическому накоплению биологических знаний.
Английский натуралист Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), опираясь на результаты наблюдений, накопленных им к 26 годам во время кругосветного путешествия на военном парусном корвете «Бигль» (капитан Р. Фицрой), создал свою теорию естественного отбора.
Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794) в опытах по нагреванию различных веществ в закрытых сосудах установил, что независимо от характера химических процессов и их продуктов, общий вес всех участвующих в реакции веществ не меняется: масса не создается и не уничтожается, а лишь переходит от одного вещества к другому (закон сохранения массы).
До середины XIX в. химия развивалась хаотически: химики открывали новые химические элементы, описывали их свойства, и так накопили огромный эмпирический материал, нуждавшийся в систематизации. Логическим финалом этого процесса стал I Международный химический конгресс (1860, Карслуэ, Германия), на котором окончательно сформулировали и приняли основополагающие принципы, теории и законы химии. С этого момента начался современный период развития химии, в начале которого были разработаны теории валентности, ароматических соединений, стереохимии, электролитической диссоциации Сванте Аррениуса и др. Главным же стало открытие периодического закона.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – великий русский химик, считал, что любое точное знание – система, в основе которой лежит единый фактор. В качестве главной характеристики химических элементов он выбрал атомный вес. Основываясь на изменении валентности элементов в соответствии с их атомным весом, Менделеев разделил их на периоды. В то время были известны 62 элемента, потому в таблице оказались пустые клетки для еще неоткрытых элементов. Впоследствии их свойства оказались именно такими, как предсказал Менделеев. В начале 1999г. появилось сообщение, что в Дубне синтезирован уже 114 й элемент, живущий около 30 секунд.
Так к XIX вв. постепенно стала утверждаться идея единства и взаимопревращения различных физических процессов, о взаимопревращаемости сил природы.
Трудами врача Томаса Юнга (1773-1829) и физика Огюстена Жака Френеля (1788-1827) окончательно утвердились пробивавшие себе дорогу с ньютонианской поры представления о волновой природе света, который проявлял такие, хорошо известные любителям кругов на воде волновые свойства, как интерференция (наложение волн) и дифракция (огибание препятствий).
В первой половине XIX века, появляются самые разнообразные, изобретения, основанные на новейших открытиях в области естествознания – фотография (метод дагерротипов, изобретенный парижанином Луи Жаком Дагером), пароход, паровоз (изобретенная еще в XVIII веке паровая машина перекочевала с мануфактур и возникающих заводов и фабрик на транспорт). Целый ряд изобретений был связан и с электромагнитными явлениями.
Учение об электричестве и магнетизме в первой половине XVIII века получило развитие. Говоря о развитии электростатики и электродинамики нельзя не упомянуть и опыты итальянского врача и физика Алессандро Вольта (1745-1827), создавшего первый источник постоянного тока – вольтов столб, и, наконец, французского математика и физика Андрэ Мари Ампера (1775-1836), который смог перевести результаты опытов с электричеством на сухой язык математики.
После того, как великий английский физик и химик Майкл Фарадей (1791-1867) обнаружил воздействие магнитного поля на световую волну, стало очевидным тождество электромагнитных и световых волн. Тепловое излучение нагретых тел оказалось подобным свету электромагнитным излучением, но только с большой длиной волны – человеческий глаз не мог ее воспринять как свет.
Новый тип явлений – электромагнитные – потребовал создания новой концепции. Она и была создана Максвеллом на основе опытов Ампера и Фарадея. Язык теории Максвелла был, как и в механике Ньютона, математикой бесконечно малых величин – дифференциальными уравнениями.