Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:16, курс лекций
1. Основные определения науковедения.
Цели, задачи и функции КСЕ.
Способы освоения реальности.
Тема 2. Устойчивость и стабильность. Энергетический профиль различных систем, процессов
Тема 3. Рациональные модели отображения реальности.
Тема 4. Механистическая (консервативная) модель отображения реальности.
Основные законы и принципы
Тема 5. Эволюционная (диссипативная) картина мира.
Основные положения
Тема 6. Время и пространство
в механистической и эволюционной моделях
Концепции современного естествознания
Тема 1. Основные определения науковедения.
Цели, задачи и функции КСЕ.
Способы освоения реальности
Концепции современного естествознания – дисциплина, которая изучает основные идеи, законы наук о природе (естественных наук) и формирует общее представление о современной научной картине мира.
Концепция – идея, единый замысел, фундаментальный принцип.
Естественные науки:
1) физика;
2) химия;
3) биология;
4) геология;
5) астрономия;
Наука – система знаний, результат деятельности определенной группы людей, именуемой научным сообществом.
Наука включает в себя три составляющие:
Элементы научного исследования
Субъект –
тот, кто измеряет –
Объект – то, что исследуется.
Предмет – свойства объекта, которые изучают и измеряют.
Если выбрать разные методы, будут разные результаты и погрешности.
Все элементы
исследования влияют на
Этапы научного исследования
Научная парадигма
– совокупность методов,
Критерии научности.
Любая частная
теория (учение) может называться
научной, если выполняются
Исходя из
этого критерия научности
Согласно представлениям эпохи просвещения существует другой критерий научности, следовать которому продолжали вплоть до 20 века – сформулировал Иммануил Кант: «Любое частное учение является наукой настолько, насколько много в нем содержится математики».
Исходя их
этого, считалось, что
I. Науки делятся на следующие виды
Чем отличаются гуманитарные и естественные науки?
II. Науки делятся на следующие виды
III. Науки делятся на следующие виды
Цели, задачи КСЕ
Цель всех наук КСЕ – обеспечить устойчивость человечества. Для этой цели решаются следующие задачи: исследования окружающего нас мира, установление причинно-следственных связей (ПСС), интегрирования знаний отдельных наук для построения общей научной картины мира, умение строить прогнозы.
Функции КСЕ
Способы освоения реальности
Так как все органы чувств нельзя представить в количественном выражении (например, запах, вкус), то в современном естествознании целесообразно пользоваться сразу двумя способами освоения реальности. Нельзя отбрасывать также такое чувство как интуиция.
Научные методы
Теоретические |
Теоретич. и одновременно практич. (всеобщие, общенаучные) |
Практические |
Формализация Аксиоматизация Гипотетико-дедуктивный |
Анализ и синтез Дедукция, индукция. Аналогия Классификация Моделирование Абстрагирование Обобщение Идеализация |
Наблюдение Описание Измерение Эксперимент
|
Формализация
– присвоение объекту
Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом. Аксиома – утверждение, не требующее доказательств.
Гипотетико-дедуктивный способ - построение теорий на основе гипотез и логический рассуждений от общего к частному.
Анализ и
синтез. Анализ – разделение, расчленение
объекта исследования на
Синтез –
процесс обратный анализу.
Дедукция - процесс логического рассуждения в направлении от общего к частному.
Индукция – наоборот.
Классификация – разделение по категориям по сходным признакам (деление на виды, классы, семейства…).
Моделирование – моделирование в теории – создание моделей, отображение объектов исследования (землетрясение) в виртуальном мире; на практике – моделирование ситуаций с объектом исследования в уменьшенном или увеличенном виде (используется при построении нового здания – как оно впишется в архитектурный ансамбль, для этого используют макеты: при испытаниях разных моделей ракет).
Абстрагирование
– изоляция объекта
Обобщение – часть классификации (создание совокупности по сходным признакам) Обобщение знаний выражается, например, в принципе сохранения.
Идеализация
– наделение объекта
Измерение
– процесс получения
Причинно-следственные связи (ПСС)
Причинно-следственные связи (ПСС) делятся на два вида:
а) научно обоснованные (объяснение грозы с точки зрения физики – столкновение холодного и теплого фронтов…);
б) ненаучно обоснованные (объяснение грозы – Зевс).
Формы выражения ПСС
В науке ПСС выражают в виде правил, законов и принципов.
Принцип сохранения
«Любая сущность в замкнутых системах не может возникать из ничего и не исчезать бесследно, а может только переходить из одной качественной формы в другую в эквивалентных (равных) количествах». (Сущность: энергия, импульс, момент импульса, заряд, масса).
Глобальные проблемы человечества
Для обеспечения устойчивости человечества необходимо в разумных пределах удовлетворять потребности населения. Уровень удовлетворения потребностей определяет критерий цивилизованности страны (Швеция, Финляндия, США – высокий уровень цивилизованности, Афганистан, Эфиопия, Нигерия – низкий уровень цивилизованности).
Тема 2. Устойчивость и стабильность. Энергетический профиль различных систем, процессов
Устойчивость – способность объекта (системы) сохранять свое исходное состояние (исходные характеристики) под влиянием внешних воздействий или собственных возмущений.
Собственные возмущения бывают в результате внешних воздействий (Октябрьская революция как результат вмешательства Германии во внутренние дела России), Тюльпановая, оранжевая революции – аналогичные ситуации в бывших союзных республиках – вмешательство США; аморфное вещество испытывает возмущение вследствие своего нестабильного «замороженного» в результате быстрой закалки состояния и это будет продолжаться постоянно до перехода в обычное кристаллическое стабильное, равновесное состояние).
Стабильность – способность объекта (системы) сохранять свое исходное состояние независимо от времени.
Факторы внешнего воздействия
1. Физические: изменение давления, изменение температуры, силовое воздействие, Х – излучение, радиоактивное излучение, ионная имплантация.
Информация о работе Курс лекций по "Концепции современного естествознания"