Леонардо-да-В.-ученый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:28, реферат

Описание

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая "молодая крестьянка" Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.docx

— 1.36 Мб (Скачать документ)

"Природа  распорядилась в строении человеческого  тела следующими пропорциями: 

длина четырёх пальцев равна длине  ладони,

четыре  ладони равны стопе,

шесть ладоней составляют один локоть,

четыре  локтя - рост человека.

Четыре  локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.

Если  вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого  роста, и поднимите руки таким  образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.

Пространство  между расставленными ногами и полом  образует равносторонний треугольник.

Длина вытянутых рук будет равна  росту.

Расстояние  от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого  роста.

Расстояние  от верхней части груди до макушки  составляет 1/6 роста.

Расстояние  же от верхней части груди до корней волос - 1/7.

Расстояние  от сосков до макушки составляет ровно  четверть роста.

Наибольшая  ширина плеч - восьмая часть роста.

Расстояние  от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.

Длина всей руки - это 1/10 роста.

Начало  гениталий находится как раз  посредине тела.

Стопа - 1/7 часть роста.

Расстояние  от мыска ноги до коленной чашечки  равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий  также равно четверти роста.

Расстояние  от кончика подбородка до носа и  от корней волос до бровей будет  одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица."

Повторное открытие математических пропорций  человеческого тела в XV веке, сделанное  Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела. 

Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим  их в пропорциях архитектуры и  скульптуры, в расположении предметов  и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций  чаще всех встречается в искусстве. Она получила название "золотое  сечение". Золотое сечение было известно ещё в древности. Так  в книге II "Начал" Евклида оно  применяется при построении пяти- и десятиугольников.

Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру - самое  совершенное творение вселенной - перевяжем  поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин  будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине  от пояса до ступней…

Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1: 2, 1: 3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.

А можно  ли говорить о золотом сечении  в музыке? Можно, если "измерять" музыкальное произведение по времени  его исполнения. В музыке золотое  сечение отражает особенности человеческого  восприятия временных пропорций. Точка  золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших  сочинениях), часто на неё приходится кульминация.

Это может  быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное  по фактуре место или самое  звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.

4. АНАТОМИЯ

Помимо  известных всему миру полотен, Леонардо еще оставил рукописи, которые  и сегодня удивляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.

Леонардо  да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве  настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в  затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией  и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: "О  летании и движении тел в воздухе", "О свете, зрении и глазе".

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью  преобразовать и систематизировать  свои рукописи мастер не успел. Все  записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

Поскольку труды Леонардо представляют собой  дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это - своего рода диалоги  с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться  указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Леонардо  высоко ценил опыт, так как практически  обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. "…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта".

Природное дарование дает человеку возможность  достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к  истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями. Леонардо не признавал "умозрительных" теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: "…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства".

Обширны и разнообразны интересы мастера  к книгам, среди прочих авторов  он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа. "Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа" (Джорджо Вазари).

Таким представлял Леонардо да Винчи его  первый биограф Вазари. До сих пор  многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

В юношеские  годы Леонардо, находясь в то время  во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала  подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Художники Возрождения принимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле. Именно поэтому они большое внимание придавали изучению мышечной системы человека, а не устройству его внутренних органов. Известно, что Поллайоло сам производил секцию трупов, однако его больше интересовала анатомия мышц, поэтому грудная клетка, брюшная полость и череп не вскрывались.

Первоначальный  интерес Леонардо да Винчи был  таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело - при госпитале святого Духа.

Основным  практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный  труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.

В жарком климате Италии вскрытие производили  в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить  вскрытие живота, во второй - груди, в  третий - сердца и в четвертый  день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили  вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических  анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.

Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки  основой изучения строения человеческого  тела. В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных  им вскрытий, об условиях, в которых  ему пришлось работать, и о необходимости  владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о  необходимости быть прилежным: "И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц". Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.

Предпочтение  рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей  Леонардо: "...я человек без книжного образования ...не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать". В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию  и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое  внимание пространственной конструкции  сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение  контура, сколько создание эффекта  трехмерного пространства. Эффект трехмерного  пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.

Плодотворно занимаясь секционной работой и  зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и  делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда  он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо  в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в  телах животных, а помещает туда душу..." Тем не менее, будучи человеком  верующим, Леонардо писал далее: "...неприкосновенным оставляю священное писание, ибо  оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".

Информация о работе Леонардо-да-В.-ученый