Методология и методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:57, контрольная работа

Описание

Методология естествознания - учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Так, например, методологическое значение имеют в естествознании законы сохранения. При любых исследованиях, теоретических построениях они должны обязательно учитываться.

Содержание

1. Понятие методологии и метода………………………………………3-4 стр.
2. Метод научного познания……………………………………………4-7 стр.
3. Методы эмпирического и теоретического познания……………….7-9 стр.
4. Формы научного знания…………………………………………….9-11 стр.
5. Процесс научного познания………………………………………..11-12 стр.
6. Критерии истинности научного знания…………………………..12-13 стр.
7. Использованная литература…………………………………………..14 стр.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КСЕ.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

       Научные проблемы – это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».

       Научная гипотеза – такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие. 

       1. Отсутствие противоречий. Основные  положение предлагаемой гипотезы  не должны противоречить известным  и проверенным фактам. (При этом  следует учитывать, что бывают  и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке). 

       2. Соответствие новой гипотезы  надежно установленным теориям.  Так, после открытия закона  сохранения и превращения энергии  все новые предложения о создании  «вечного двигателя» более не  рассматриваются. 

       3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже - принцип верифицируемости). 

       4. Максимальная простота гипотезы. 

       Категории науки – это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, причинность и. т.п.

       Законы  науки отражают существенные связи  явлений в форме теоретических  утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

       Научные принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.

       Научные концепции – наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.

       Научная теория – это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.

       Главное отличие теории от гипотезы – достоверность, доказанность. Сам термин теория имеет множество смыслов.3

       Теория в строго научном смысле – это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

       Научная теория должна выполнять две важнейшие  функции, первой из которых является объяснение фактов, а вторая – предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей.

       Научная теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания. В результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

       Научная картина мира – это система научных теорий, описывающая реальность. Подробнее о научных картинах мира, их эволюции будет сказано в следующей лекции. 
 

       5. Процесс научного познания. 
 

       Определив формы научного знания и методы научного познания, мы можем схематично представить  весь процесс научного познания в  виде некоторой схемы (см. рис. 5). 

 

       Рис.5 
 

       6. Критерии истинности научного знания. 
 

       В настоящее время, в силу ряда объективных  причин в мире оказались весьма сильны антинаучные тенденции, представляющие собой заявку на понятное всем, четкое миропонимание, отличное от того, которое дает классическое естествознание. При этом в общественном сознании размывается грань между наукой и псевдонаукой, наукой и мистикой. В этих условиях важно знать критерии разграничения научных и псевдонаучных идей. На схеме рис. 6 даны принципы, справедливые для научных теорий, научного знания, которые отличают научное знание от псевдонаучного. 

 

       Рис.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА 
 

    1. Грядовой  Д.И. Концепции современного естествознания.             Структурный курс основ естествознания. М.: Учпедгиз, 2003г.
    2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.    Практикум. М.: Культура и спорт. Изд. объединение «ЮНИТИ», 2004г.
    3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М.: Владос, 2003г.
    4. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. М.: Альфа – М; ИНФРА – М,2004г.
    5. Концепции современного естествознания. \под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д: «Феникс», 2002г.

Информация о работе Методология и методы научного познания