Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:27, контрольная работа
Нет необходимости доказывать, что познание окружающего мира играет важнейшую роль в жизни каждого отдельного человека и человечества в целом. Однако в повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы закономерности. Познание самого познания – это задача, которая требует специального анализа. Она издавна составляет предмет философских размышлений. Решением ее занимается философская теория познания – гносеология, которую называют также эпистемологией.
1. Методы научного познания………………………………………….3
2. Электромагнитное взаимодействие……………...………………………8
3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева…..10
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА БОТАНИКИ И ЭКОЛОГИИ
По дисциплине « КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО
КЕМЕРОВО 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методы научного познания………………………………………….3
2. Электромагнитное взаимодействие……………...……………………
3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева…..10
1.вариант
1. методы научного познания
Нет необходимости доказывать, что познание окружающего мира играет важнейшую роль в жизни каждого отдельного человека и человечества в целом. Однако в повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы закономерности. Познание самого познания – это задача, которая требует специального анализа. Она издавна составляет предмет философских размышлений. Решением ее занимается философская теория познания – гносеология, которую называют также эпистемологией.
Дело гносеологии – построение общей теории познания.
Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Выступая как результат этого процесса, знание входит в содержание человеческого сознания и является идеальной по своей природе. Но знание всегда есть знание о чем-то. Знать ничего-это все равно что ничего не знать. Не может быть «знания ни о чем» это предполагает, что существует нечто, к чему знание относится, - предмет знания.
Знание – это информация о некотором предмете.
Знание – это осмысленная субъектом информация.
Метод – это способ действий. Совокупность методов проведения какой- либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках- методологическими знаниями.
В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой из них формируется и специфическая система методологических знаний- методология этой деятельности.
Задачей методологии является исследование и совершенствование методов, используемых в данной сфере деятельности, оценка их общности и эффективности, условий и границ применения. Но методологические знания в любой сфере деятельности не могут ограничиваться рассмотрением только ее методов. Дело в том, что оценка методов самым существенным образом зависит от того, какого рода результаты дает тот или иной метод, и каково отношение этих результатов к конечным целям деятельности. Следовательно, методология обязательно должна включать в себя знания не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов. О целях деятельности, о её общей структуре и основных этапах, о принципах и формах её организации.
Методология – это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях.
В каждой сфере деятельности наряду со специфическими методами используются также и методы, которые имеют более или менее общий характер и применяются не только в ней, но и в других сферах. Например, методы логического мышления – анализ, абстрагирование, обобщение, дедукция и др. – используются повсюду; математические методы применяются и в науке, и в технике, и в экономике, и во многих других областях; все более широкое применение получают в настоящее время игровые методы (деловые, учебные, исследовательские и иные игры). Это ведет к тому, что в каждой сфере деятельности методология включает в себя знания разных уровней - от конкретных описаний узкоспециальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще. Но на своих «верхних» уровнях, касающихся самых общих методов, принципов, форм человеческой деятельности, методология всякого рода деятельности втягивается в область философской проблематики.
Действительно, дать знание о том, чем должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности – центральная задача философии. Философия – это своего рода «наука о должном», о нормативах (принципах, идеалах, ценностях), определяющих цели и характер человеческой деятельности. Из философских представлений о мире и человеке вытекают методологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в окружающей человека действительности и позволяют во всех сферах деятельности определить – пусть хотя бы в самой общей и предварительной форме – какие-то исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели. Это особенно важно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с принципиально новыми задачами, методы решения которых неизвестны и их еще предстоит найти.
Методологическая функция философии обусловлена тем, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности, философия выступает как общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных её видов. Формулируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.
Очень важна методологическая функция философии в научном познании. Она проявляется через многообразные механизмы влияния философии на развитие науки. К философии приходится обращаться при решении вопросов о том, что такое истина и по каким признакам ее можно отличить от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы, при каких условиях можно считать теорию подтвержденной, а при каких – опровергнутой, и т.д. все это – общеметодологические вопросы научного познания.
Таким образом, союз науки с философией является необходимым условием прогресса научного познания.
Научный метод есть способ действий, с помощью которого решается некоторый тип научных задач.
Каждая наука вырабатывает специальные методы, приспособленные к ее объектам исследования.
Вместе с тем существенное значение в современной науке имеет перенос методов из одних дисциплин в другие.
Наряду со специальными есть также общие методы, находящие применение во многих или даже во всех науках. Их называют общенаучными. К ним относятся все методы рационального мышления – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др., а, кроме того, такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, идеализация и пр.
Методы, так же как и проблемы, нельзя оценивать с точки зрения истинности или ложности. Метод может быть хорош или плох, он может вести к решению некоторой проблемы или не вести к нему, но и в том и другом случае он не истинен и не ложен. Если иногда какой-либо метод называют «истинным», то это может означать только то, что он обеспечивает достижение истины, т.е. является «хорошим», эффективным средством решения некоторой проблемы. Но очевидно, эффективность – это совсем не то же самое, что истинность. Нет смысла и в том, чтобы называть какой-либо метод ложным. «ложность» тут опять таки не может означать ничего иного, кроме того, что метод неприемлем, для решения данной проблемы непригоден, т.е. «плох», неэффективен. Но приемлемость как таковая не совпадает с ложностью.
Под «ложностью» методов можно понимать на самом деле невозможность рассчитывать на надежность их результатов. «ложные» методы – это методы бесполезные (для решения данной проблемы). Но бесполезность – совсем не то же, что истинность.
Оценка научных методов зависит от их приспособленности к решению тех или иных классов задач. Методы оценивают по следующим характеристикам:
. общность, т.е. широта области применимости;
. продуктивность, т.е. информативность, надежность, точность;
. рациональность, т.е. «разумность», простота, доступность для понимания
и освоения.
Общность и продуктивность, вместе взятые, определяют мощность
метода, а продуктивность и рациональность – его эффективность.
Оценка метода по указанным критериям, однако еще недостаточна для того, чтобы подобрать метод решения какой –либо проблемы. В практике научного познания оценка методов, как правило, носит прагматический характер: исследователя, занятого решением конкретной задачи, интересует не «абсолютная» ценность метода, а его «относительная» ценность для данного конкретного исследования. Эта «относительная», прагматическая ценность методов определяется не их общностью самой по себе, а их пригодностью для данного исследования: не их продуктивностью самой по себе, а их целесообразностью (т.е. тем, насколько они соответствуют целям данного исследования); не их рациональностью самой по себе, а их выполнимостью (которая зависит от того, насколько обеспечивается в конкретных условиях данного исследования возможность проведения всех требуемых методом процедур).
Не существует какого-то «самого лучшего» метода, пригодного к решению любых научных проблем. Никакой метод не может быть универсальной отмычкой, которая автоматически открывает доступ к любой тайне природы. Из множества разнообразных методов, имеющихся в науке, ученый выбирает те, которые наиболее соответствуют предмету, целям и условиям его исследования. При планировании исследования обычно из всех пригодных методов отбираются наиболее целесообразные, а из них – наиболее выполнимые.
Под методами познания понимаются способы исследования научно-исследовательских задач. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых.
Рассмотрим несколько методов:
Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых явлений, процессов. Различают несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где действует или исследователь, или его ассистенты, или, факты фиксируются по нескольким косвенным показателям.
Опросные методы. Опросные методы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Наиболее распространены 3 опросных метода: беседа, анкетирование, интервьюирование.
Метод тестирования. Особое место занимает метод тестирования, он осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.
Знание о методах само по себе еще не дает ответа на вопросы, касающиеся изучаемых наукой предметов, его роль в научном познании чрезвычайно велика. Открытие нового метода, как правило, имеет несравненно большее значение, чем ответ на какой – либо конкретный вопрос или установление какого – либо нового факта. Ибо новый метод открывает путь к решению целого ряда конкретных вопросов и установлению множества новых факторов
2. электромагнитное взаимодействие
« Издавна человек стремился познать и понять окружающий его физический мир. На протяжении долгой истории этого познания он всегда верил, что окончательное решение будет законченным и лаконичным в своих исходных принципах. Исследования развивались в двух направлениях : с одной стороны- поиски элементарных составляющих, из которых образовано все вещество, а с другой – разработка идей, которые позволили бы унифицировать наши представления о силах, действующих между этими элементарными составляющими».В первом случае, по образному выражению американского физика-теоретика Ричарда Филипса Фейнмана(1918-1988), речь идет « о колесиках внутри колес», а во втором - о силах, которые «крутят и связывают колесики друг с другом».
Избрав второй путь, ученые пришли к такому удивительному выводу: оказывается, все бесконечное разнообразие физических процессов, происходящих в нашем мире, можно объяснить существованием в природе очень малого количества фундаментальных взаимодействий. Это гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия. Именно они являются теми «стихиями», которые движут небесными телами, порождают свет и делают возможной саму жизнь.
Электромагнитное взаимодействие, как и гравитационное, по своей природе длиннодействующее : соответствующие силы могут проявляться на очень значительных расстояниях. Как установил в 1785 г. французский инженер и физик Шарль Огюстен Кулон (1736- 1806), эти силы убывают обратно пропорционально квадрату расстояния между частицами.
Электромагнитное взаимодействие описывается зарядами одного типа (электрическими), но эти заряды уже могут иметь два знака – положительный и отрицательный. В отличие от тяготения электромагнитные силы способны быть как силами притяжения, так и силами отталкивания.
От взаимодействия между электрически заряженными частицами зависит структура атомов и молекул, в конечном счете и то, что окружающий мир таков, каков он есть. Физические и химические свойства разнообразных веществ, материалов и самой живой ткани обусловлены именно этим взаимодействием. Оно же приводит в действие всю электрическую и электронную аппаратуру.