Мозг и сознание. Телесное и психическое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:13, реферат

Описание

Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Неразрывность мозга и сознания………………………………………………………………...…..4
Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей……………………………………………………………..…….….5
Психическое управление телесными, соматическими процессами………………………………………………………………….8
Смерть мозга………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КСЕ-реферат.docx

— 35.75 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Университет

сервиса и экономики

 

Институт  социологии и управления социальными  процессами

Кафедра «Прикладная физика»

 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Концепции современного естествознания»

Тема: «Мозг и сознание. Телесное и психическое»

 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса 

заочного  отделения

Егорова К.А.

Преподаватель: Язов А.Н.

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Неразрывность мозга и сознания………………………………………………………………...…..4
  2. Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей……………………………………………………………..…….….5
  3. Психическое управление телесными, соматическими процессами………………………………………………………………….8
  4. Смерть мозга………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………………………………………………….13

 
 
 
 

 

  Введение

  Возникновение сознания - одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи.

  В последние годы накопление знаний о  работе мозга происходит очень быстро.

  Человеческий  мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат.

  Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в  состав целостного организма и функционирующая  в единстве с ним, регулирующая его  внутренние процессы и взаимоотношения  с внешним миром.

  Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого  мозга?

  Связь мозга и сознания характеризует, прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга  зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания.

  Мозг  первобытного, стадного человека был  слабо развит и мог служить  органом лишь примитивного сознания.

  Мозг  современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной  эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.

  Зависимость уровня сознания от степени организации  мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием  его мозга, а когда мозг глубокого  старца дряхлеет, угасают и функции  сознания.

  Нормальная  психика невозможна вне нормально  функционирующего мозга.

  Как только нарушается и тем более  разрушается утонченная структура  организации материи мозга, разрушаются  и структуры сознания.

  Известно, как деформируется духовный мир  личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

  Экспериментальные данные различных наук, таких как  психофизиология, физиология высшей нервной  деятельности и др., неопровержимо  свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

  Мозг  с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

 

  

  1. Неразрывность мозга и сознания

  Мозг - центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность, а у человека — и психической функции, включая мышление.(Большая советская энциклопедия – 3-е изд., 1969-1978)

  Современная наука конкретизирует представления  о прямых и обратных связях сознания и мозга. Все больше раскрывается физиологический механизм сознательных, избирательных и бессознательных, автоматизированных психических актов.

  В последние десятилетия усиленно развивались нейрокибернетические модели мозговой деятельности, психофармакологические исследования измененных состояний  сознания, представления о локализации  психических функций, изучение функциональной асимметрии мозга и психофизиология  чувственного отображения. Все эти  исследования существенно обогатили  наши представления о функциях головного  мозга. Эти успехи, это  все более  глубокое понимание переработки  информации в мозгу и способов ее кодирования открывают новые  возможности самосовершенствования  человека.

  Способность опознавать образ — одно из фундаментальных  свойств мозга. Реализуемая так  информация — содержательная основа мышления. Окружающий мир отражается в сознании человека во всем многообразии. Сведения о нем поступают через  органы чувств, затем передаются в  мозг единственным способом — модуляцией нервных импульсов. Импульсы идут по разным волокнам в разные участки  мозга. Пространственное и временное  суммирование импульсов, связанная  с ним мозаика процессов возбуждения  и торможения в коре головного  мозга — это физиологическая  основа человеческого мышления. Но еще необходимо отфильтровать шумы и выделить структурный инвариант, лежащий в основе формирования образа.

  Принято разделять мышление образами (конкретное) и понятиями (абстрактное), причем правое полушарие головного мозга специализируется на образах реальных объектов и эмоциональных  реакциях, а левое — формирует  абстрактное мышление. Из-за асимметрии мозга обычно одна из его частей доминирует, поэтому считают, что  «право-полушарное мышление» настраивает  на более успешные занятия гуманитарными  науками или искусством, а обладатели «левополушарного мышления» должны выбирать научно-технические области  деятельности. Но исследования нейрофизиологов  показали, что правое полушарие распознает текст целиком, а левое — поэлементно. Поэтому и функции их можно  считать синтетической и аналитической  соответственно, и обе они должны находиться в гармонии для адекватного  познания действительности как отдельным  человеком, так и наукой в целом.(Дубнищева 2006:10)

 
 

  2. Асимметрия мозга и психические  особенности правшей и левшей.

  Рассмотрение  отношения симметрии и асимметрии выявило их родство.  Оказалось, что это две разные формы проявления одной и той же закономерности двойственности. Симметрия  характеризует внешнюю форму двойственности, а асимметрия – внутреннюю форму двойственности. Эти  формы являются вложенными друг в друга, многоуровневыми. Поэтому  попытка выявить изначальную форму двойственности (симметрия – асимметрия),  может напоминать аналогичную попытку выяснения первичности пар «яйцо-курица», «материя- поле».

  Двойственность  мозга также имеет многоуровневую структуру. В первом приближении, с  позиции внешнего наблюдателя мозг может рассматриваться с позиций  симметрии, т.е. как форму с внешней  двойственностью – правому полушарию  соответствует  левое полушарие. Но при дальнейшем анализе выявляется их внутренняя асимметрия. Это значит, что правое и левое полушарие  мозга, в соответствии с закономерностью  двойственности, должны быть иметь зеркальную симметрию, т.е. быть по отношению друг к другу асимметричными, что и наблюдается в действительности.

  Этот  феномен асимметрии мозга активно  исследуется в последние десятилетия. Доказано, что асимметрия — фундаментальное  свойство головного мозга. Она проявляется  в раннем детстве, нарастает и  достигает максимума к зрелому  возрасту и значительно ослабляется  в старости. Только парная работа асимметричных  по функциям полушарий мозга обеспечивает ясное сознание человека. Давние исследователи  психических проявлений правой - левой  асимметрии мозга Н.Н.Брагина и  Т.А.Доброхотова подчеркивают: «Феномен функциональной асимметрии, на наш  взгляд, нельзя понять вне всеобщих законов природы. Его можно, по-видимому, рассмотреть как кульминационное  выражение принципа симметрии и  нарушения симметрии правого  и левого в природе. Этот принцип  предполагается адекватным для изучения человека и его сознания потому, что по внешнему строению, форме  он представляет собой зеркально  симметричный или право-левый объект природы. Он состоит из правых и левых  частей, из которых составляются парные органы движений, чувств и, наконец, целостной  нервно-психической деятельности или  сознания». (Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988).

  Опознание голосов животных и птиц, музыкальный  слух и музыкальные способности - дело правого полушария. Больные  с повреждением левого полушария, вызвавшим  глубокие нарушения речи вплоть до полной немоты, сохраняли способность  воспроизводить известные им мелодии, даже напевать простые песенки. Известны случаи, когда из-за левостороннего повреждения мозга выдающиеся композиторы  теряли речь, но сохраняли способность  сочинять музыку. Наоборот, очень незначительные повреждения определенных областей правого полушария, не вызывая нарушения  речи, приводили к потере музыкальных  способностей: нарушалось пение, игра на музыкальных инструментах, исчезал дар композиции.

  Эта асимметрия особенно ярко проявляется  в психических особенностях особенности  правшей и левшей. Обращая на это  внимание, Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова  приводят определенные результаты исследований данной проблемы. Результаты этих исследований могут лечь в фундамент концепции  «пространства-времени» квантовой  физики духа.

  У правшей правое полушарие функционирует  в настоящем-прошлом (обращено в  прошлое), левое - в настоящем-будущем (обращено в будущее). При искажении  правого полушария у правшей  наиболее часты следующие нарушения  сознания: происходит «остановка», «растягивание», «утеря», «замедление» или «ускорение»  течения времени. По-другому переживаются пространственные характеристики мира. Объемное может представиться плоским, плоское - объемным. Неподвижные предметы могут восприниматься как движущиеся, а находящиеся в движении - как  неподвижные. Возникают состояния  с «двухколейностью» переживаний: больной продолжает воспринимать реальную действительность, но чаще воспринимает лишь расположенную справа от него половину внешнего мира; параллельно  с этим в его сознании возникает  второй поток переживаний, представляющих то, что было в каком-то отрезке  прошлых его восприятий. Часты  состояния, называемые «вспышкой пережитого». Больной не видит окружающую действительность, а оказывается в каком-то куске  прошлой своей жизни, причем переживает ее точно в прежней последовательности событий. В других случаях поражения  правого полушария правшей больной  не воспринимает действительность, а  его сознание переполняется фантастическими  сценами — представлениями о  своем участии в межпланетных полетах, встречах с инопланетянами, о том, что он находится в состоянии  невесомости.

  Эти факты свидетельствуют о том, что именно правое полушарие ответственно за  связь с памятью своих  предков. Поэтому картины прошлого, возникающие в мозгу таких психобольных, могут быть реальными отголосками их собственного прошлого.

  У человека по неизвестным причинам отключена  память его правого полушария. Но такая связь все-таки существует! Именно через правое полушарие в  память человека может "впрыскиваться" импульсы мыслеформ "извне", которые  могут разворачиваться в образы и записываться в определенную область  памяти правого полушария. Эти импульсы могут быть как собственными (из своего собственного прошлого), так  и наведенными иными сущностями (зомбирование, управление).

  Эти факты снова и  снова свидетельствуют  о том, что человек является самообучающимся  биороботом потому, что его внешняя  память отключена.

  При поражении левого полушария правшей  происходят другие нарушения мышления: «провалы мыслей» — ощущение пустоты  в голове или, напротив, «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — переживания  множества мыслей, мешающих друг другу, до конца «не додумывающихся», сопровождающихся тревогой, ощущением тягостности, невозможности  освободиться от этих мыслей.

Информация о работе Мозг и сознание. Телесное и психическое