Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:24, реферат
Общеустановленным считается положение о том, что именно в XVII веке возникла европейская наука (прежде всего это относится к классическому естествознанию), причем "в начале века ее еще не было, в конце века она уже была". Характерно, что возникла она сразу во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания, экспериментальной проверки, социальной структуры с сетью научных коммуникаций и общественным применением.
Основное внимание при анализе данного периода уделяется рассмотрению соотношения когнитивных, социальных и психологических факторов
I. Введение 3
II. Изменение познавательной ситуации 3
2.1 Разрушение старого Космоса 3
2.2 Новая модель Космоса 5
III. Новая картина мира 7
3.1 Философско-методологическая манифестация научной революции 7
3.2 Социальная сторона научной революции XVII века 9
IV. Заключение 12
Использованная литература 12
В истории известны не всегда красивые приоритетные споры, героем которых был Ньютон. Но все это не умаляет величие научного подвига Ньютона. Он показал себя настоящим Мастером, который не столько обобщал, сколько создавал оригинальную новую концепцию мира.
Только спустя несколько веков, оказалось возможным выделить какие-либо тенденции в XVII веке. "Внутри" же него, процессы были мало связаны друг с другом. Мощное эмпирическое движение в естествознании зародилось само по себе - оно отвечало какой-то внутренней потребности познания; философско - методологическое осознание этого "внутреннего движения" развивалось также само собой, и то, что сегодня мы видим их тождественность - весомый аргумент в обосновании научности как таковой.
Первыми "концептуалистами" Нового времени принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и Рене Декарта (1596 - 1650).
Фрэнсис Бэкон -
считается основателем опытной
науки Нового времени. Он был первым
философом, поставившим перед собой
задачу создать научный метод. В
его философии впервые
С самого начала
своей творческой деятельности Бэкон
выступил против господствовавшей в
то время схоластической философии
и выдвинул доктрину "естественной"
философии, основывающейся на опытном
познании. Взгляды Бэкона сформировались
на основе достижений натурфилософии
Возрождения и включали в себя
натуралистическое
Бэкон пробовал
привести "границы умственного
мира" в соответствие со всеми
теми грандиозными достижениями, которые
происходили в современном
Методология Бэкона
в значительной степени предвосхитила
разработку индуктивных методов
исследования в последующие века,
вплоть до XIX века однако Бэкон в
своих исследованиях
Декарт ( - французский
философ и математик, являясь
одним из основоположников "новой
философии", основатель картезианства,
был глубоко убежден, что на истину
"... натолкнется скорее отдельный
человек, чем целый народ". При
этом он отталкивался от "принципа очевидности"
при котором всякое знание должно
было проверяться с помощью
Великий философ, предложивший свою систему координат в математике – декартова - прямоугольная система координат (хотя у Декарта были и косоугольными и произвольными), предложил и точку отсчета для общественного сознания.
Науку по Декарту
конструирует некоторый гипотетический
мир и этот вариант мира (научный)
равносилен всякому другому, если он
способен объяснить явления, данные
в опыте т.к. это Бог является
"конструктором" всего сущего
и он мог воспользоваться для
осуществления своих замыслов и
этим (научным) вариантом конструкции
мира. Такое понимание мира Декартом
как системы тонко
Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение. Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок. Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом).
Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования человеком, но при этом возникла серьезная проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания.
Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.
Рассмотрение истории научной революции XVII веке не может быть исчерпано лишь ее когнитивной стороной. В XVII веке наука стала наукой как социальная система.
Одной из предпосылок первой научной революции явилось разложение сословных отношений ремесленного производства. При ремесленном производстве наличие сведений о технологии выполнения находились у узкого круга людей. Эти сведенья, рецепты принципиально не фиксировались, «разрушались» при попытке их словесного описания и передавались только в процессе внутрисемейного, внутрицехового общения. В отличии от цехового, мануфактурное производство несет расчленение ремесленной деятельности, разделение труда, специализацию орудий труда, образование частичных и комбинированных рабочих. Каждый частичный рабочий лишается способности делать что то самостоятельно, но приспосабливается к выполнению конкретной функции. Мануфактура культивирует одностороннюю сноровку рабочего, и разные степени образования.
Для передачи информации между рабочими надо было создать “интеллектуальный слой” кадров – духовенства, правоведов, медиков и т.д. Все средневековые университеты строились по одной из двух схем. Первая схема – образец Парижского «университета магистров» . Тут воспроизводили одну цеховую структуру. Вторая – Болонский «университет фколяров». Школяры были большей частью «иностранцы» (не жители этого города) нанимали тех преподавателей, лекции которых хотели слушать. Университеты были созданы и призваны во первых, учить, а во вторых давать некоторым из закончивших обучение – учить самим. Задачей университетов как корпораций было отнюдь не производство знания, а воспроизводство образованных людей – интеллектуалов всех профессий. Решая эту задачу университеты демонстрировали образец безличного, формального основанного на письменном закреплении способа воспроизводства кадров. Для реализации социального наследования сведений по такому образцу необходимо было найти способ преобразования сведений в универсальный каноны, принципиально доступные для усвоения любому человеку (не наделенному гениальностью).
Превращение математических знаний в массовые знания, переход от арифметики, которая вообще не давала возможностей для математической формулировки механических законов, к алгебре и развитие последней создали предпосылки для сохранения сведений в математизированной форме.
С самого начала века во многих странах появляется множество "мини" - академий, например, флорентийская Академия идеи Линчеи (Accademia dei Lincei - "Академия рысьеглазых" - намек на остроту научного взгляда), знаменитым членом которой был Г. Галилей. Во второй половине века возникают "большие" академии - сообщества профессиональных ученых. В 1660 году организованный в частной лондонской научно-исследовательской лаборатории современного типа кружок, куда входили Роберт Бойль (1627 - 1691), Кристофер Рен (1632 - 1723), Джон Валлис, Вильям Нейл и другие, был преобразован в "Лондонское королевское общество для развития знаний о природе" (Royal Society of London for Improving Natural Knowledge). Ньютон стал членом этого общества в 1672 году, а с 1703 года - его президентом. С 1664 года общество стало регулярно печатать свои труды "Philosophical Transactions". В 1666 году, также путем преобразования подобного кружка, была организована Академия наук в Париже.
С появлением научного
журнала личное дело печатания результата
собственных
В процессе эволюции
познания возникают новые регулятивные
представления о
Становление науки
выражало стремление к осмыслению мира,
с одной стороны. С другой - стимулировало
развитие подобных процессов в различных
сферах общественной жизни. Огромный вклад
в развитие правосознания, идей веротерпимости
и свободы совести внесли такие
философы XVI - XVII веках, как М. Монтень
(1533 - 1592), Б. Спиноза (1632 - 1677), Т. Гоббс (1588
- 1679), Дж. Локк (1632 - 1704) и др. Их усилиями
разрабатывались концепции
Научное мышление
позволяло выдвигать и
Крупнейшим достижением
научной революции стало