Интерес
европейцев к Китаю возник в конце
XVII века, когда миссионеры–иезуиты
перевели на латинский язык книгу Конфуция
«Лунь Юй» (Беседы и суждения, опубликована
Филиппом Купле в 1687 году). В XVIII веке любовь
европейцев ко всему китайскому доходила
временами до «китаемании». Под влиянием
французских просветителей Вольтера
и Монтескье в светском обществе
сложился идеализированный образ справедливого
конфуцианского государства. Образованным
европейцам, измученным войнами, революциями
и религиозными притеснениями, импонировали
китайская стабильность, а также — уважение
к литературному и научному труду.
Древне–китайская
тачка.
Представления
об изобретательском духе древних китайцев
в значительной мере оформились только
в ХХ веке. Хотя уже у Брокгауза написано об изобретении
китайцами книгопечатания в 581 г. н.э., а
с помощью литер (букв) — в 1024 г. н.э. В современных исторических утверждениях о китайских
изобретениях присутствуют серьёзные
противоречия. Так, например утверждается,
что употребление чая в Китае зафиксировано
по летописям в 2737 году до н.э., но в иных
источниках сообщают, что употребление
этого бодрящего напитка придумал создатель
Чань–Буддизма и настоятель Шао–Линьского
монастыря Дамо (инд. Бодхидхарма, яп. Дарума),
28–ой общебуддийский патриарх VI в. н.э.
Изобретение
бумаги одни источники приписывают
учёному–евнуху Цай Луню (то есть, «Способному
Луню»), якобы в 105 г. н.э., а другие — генералу
Мэн Тяню, якобы III в. до н.э. Вместе с тем
первый письменный документ, содержащий
20 иероглифов, относящийся к Древнему
Китаю, обнаружен только в 1942
году на руинах сторожевой башни, заброшенной,
в 110 году до н.э. А считающийся
древнейшим образец бумаги был обнаружен
в Китае в гробнице Шэньси в 1957
году. Историки без особых оснований датировали
его периодом между 140 и 87 годами до н.э.
Западный
мир ознакомился с философским
наследием Древнего Китая благодаря
христианскому миссионеру в Гонконге,
шотландцу Джеймсу Леггу (James Legge, 1815–1897).
С 1861 года по 1872
год он издал пять томов «Классических
литературных произведений Древнего Китая»,
включавший переводы «Бесед и диалогов» Конфуция,
«Великое учение» и «Доктрину о среднем»,
труды Мэн Цзы, «Шу Цзин». В 1876
году он занял пост руководителя кафедры
китайского языка при Оксфордском университете,
который занимал до своей смерти в 1897
году. Всё это время он продолжал делать
переводы китайских сочинений. Публикации
Джеймса Легга стали возможны с помощью
филантропа Джозефа Джордена, имевшего
собственное дело в Гонконге, и давшему
Леггу 16 тысяч долларов для издания его
книг.
Важнейший
вклад в создание представлений
о Древнем Китае внёс англичанин
Джозеф Нидхэм (J. Needham, 1903–1985), по научной специальности
— биохимик. Обучаясь с 1918 года биологии в Кембриджском университете, он познакомился там
с группой студентов-китайцев и навсегда
очаровался древней китайской культурой.
Его заинтересовал парадокс — отчего
Китай не опережает другие страны в своём
научном и экономическом положении на
целые века, при всём его впечатляющем
преимуществе в прошлом. Именно Нидхем
положил начало созданию научной легенды
о древней китайской науке и технологии.
По его мнению, теперь уже почти общепринятому
среди традиционных
историков:
«Вплоть
до XVII века Китай опережал Европу по
уровню технического развития. Китай
обладал более развитой математикой
и более совершенной техникой
вообще. Этот технический перевес Китая
был сведён на нет в Европе лишь после
начала научной революции...»
Выучив
китайские диалекты, в 1942
году Дж. Нидхем приехал в Китай в качестве
эмиссара Британского королевского общества
и стал служить научным советником посольства
Британии в Чонцине. Разъезжая по стране,
он собирал легенды о древнекитайской
науке. В китайских текстах Дж. Нидхем выискивал
туманные упоминания о технических приспособлениях
древности, додумывал за древних китайцев
научные открытия, стоявшие за этими изобретениями.
Результатом его поисков стала книга «Китайская
наука и цивилизация», опубликованная Кембриджским университетом. Именно здесь утверждается,
что почти все выдающиеся открытия или
изобретения в области науки, медицины,
сельского хозяйства и инженерии были
впервые совершены в Китае, начиная с 1400
года до н.э.
2.3
Терракотовая армия.
Более
8000 терракотовых солдат (по другим сведениям
их 6000), а также 500 глиняных лошадей и 35
медных колесниц были обнаружены в 1974
году в трёх километрах от деревни Сиань.
Армию нашли трое крестьян, провалившиеся
в этом месте под землю в неизвестную ранее
гробницу. Один из них, Ян Чжифа стал работать
при музее и является одним из самых уважаемых
людей Китайской Народной Республики.
Археологи
из ближайшего города Яньшай оградили
находку от любопытных глаз. Они
перезахоронили вырытых солдат и
замаскировали место пробных раскопок.
В течении двух лет место находки находилось
под строгой охраной, а затем раскопки
неожиданно возобновились. Никаких объяснений
от властей в то время не последовало.
Эти пустотелые
раскрашеные солдаты ростом 170–180
см (соответствующий среднему росту
современных китайцев) из обожжёной глины,
весом около 500 кг каждый, изготовлены
по образцу кукол Барби (нелегальное производство
которых налажено в Китае), якобы около
220 г. до н.э. Головы, руки, ноги и детали
одежды этих керамических воинов вылеплены
и отожжены отдельно, и впоследствии собраны
с идеальной точностью свойственной китайским
кустарям. Характерной особенностью воинов
является их индивидуальность: лица, причёски,
одежда их изготовлены с мельчайшими деталями
и без заметных повторений. Вместе с ними
были обнаружены и деревянные арбалеты
с бронзовым спусковым механизмом, но
поворотного механизма, предназначенного
для натяжения лука, на этих арбалетах
нет, что выдаёт их игрушечный или демонстрационный
характер.
Индивидуальность
найденных воинов свидетельствует
о том, что работу выполняли десятки тысяч
человек, но никто не сумел понять — зачем
2 тысячи лет назад был потрачен впустую
столь значительный труд.
Терракотовые
воины были вооружены медным оружием,
которое в настоящее время
хранится в отдельном музее. Мечи, стрелы
и копья выглядят как новые и совершенно
не затупились за прошедшее время. Разгадка
этого чудесного явления неизвестна традиционным историкам.
В конце 1990–х
годов прошло сообщение о том, что армия
терракотовых воинов стала разрушаться
по неизвестной причине (прекрасно сохранявшись
предыдущие годы внутри сырого кургана).
Следует предполагать, что это чудо света
было изготовлено незадолго до обнаружения,
с целью возвеличения Древне–китайской
культуры и заодно — для того чтобы занять
огромные массы людей, репрессированных
и сосланных в трудовые лагеря при маоистской
«Культурной Революции».
Фальсификация,
бесстыдная пропаганда, как и бытовой
обман, не считаются в китайской
культуре чем–то зазорным и не вызывают
у китайцев возмущения (это отмечал в XIX
веке английский миссионер Джон Макгован
[6, стр. 171–172]). На эту традиционную (а может
быть — унаследованную от долговекового
засилия иезуитской учёности) терпимость
ко вранью и преувеличениям накладываются
догматизм, отсутствие критических методов
в гуманитарных науках и полное незнакомство
с методами научной хронологии. Всё это
и является истинной причиной множества
«исторических открытий», совершаемых
китайцами в настоящее время, и доверчиво
воспринимаемых западными учёными, подходящими
к этим сообщениям со своими наивными
этическими мерками.
С мая
по декабрь 2006 года выставку терракотовых
воинов демонстрировали в Историческом
музее города Москвы. 25 ноября 2007
года аналогичная выставка открылась
в Гамбургском этнографическом музее,
но вскоре немецкие учёные обнаружили
современное происхождение глиняных статуй.
Чиновники из Сианя, города, где расположен
музей терракотовых воинов, немедленно
отозвали подделки, объявив их копиями
оригинальных находок, по ошибке и неведомыми
путями попавшими в Германию. В это же
время другая экспозиция глиняных воинов
выставлялась в Британском музее Лондона.
3.
Медицина Древнего Китая.
Истоки
традиционной системы врачевания в
Китае относятся к глубочайшей
древности. Европа еще находилась в
состоянии первобытного варварства, когда
в Китайской империи уже вполне была развита
культура.
Китайская традиционная медицина представляет
собой удивительно целостное и, самое
главное, до сих пор живое наследие прошлого.
В отличие от других традиционных медицин
китайская имеет огромную специальную
литературу и сохраняется до настоящего
времени в виде живой традиции передачи
знаний от учителя к ученику.
Один из наиболее знаменитых классических
трудов древней китайской медицины - "Хуанди
Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"),
написанный за 2 тысячи лет до нашей эры,
состоит из 18 огромных томов и долгие века
служит руководством ко всему комплексу
теоретических и практических вопросов
медицины.
По оценкам специалистов, китайская традиционная
медицина имеет более 20 тысяч рукописных
трудов, накопленных за несколько тысячелетий.
Она имеет ценный опыт лечения самых разнообразных
заболеваний и сыграла огромную роль в
борьбе многих поколений против тяжелых
недугов. В Китае были сделаны открытия,
которые на много столетий опередили открытия
врачей Европы. Например, о важнейшем значении
пульса говорится еще в древнем трактате
"Хуанди Нэй-цзин": "Без пульса
невозможно распределение крови по большим
и малым сосудам... Именно пульс обуславливает
круговорот крови и пневмы". Далее в
этом же труде есть указание на круговое
движение крови: "Сосуды сообщаются
между собой по кругу". В этом круге
нет ни начала, ни конца... Кровь в сосудах
циркулирует непрерывно и кругообразно...,
а сердце хозяйничает над кровью".
Интереснейшее замечание, особенно если
учесть то, что Уильям Гарвей выдвинул
свое экспериментальное обоснование теории
кругового кровообращения только в 1628
году, т.е. почти на 3500 лет позже написания
в Китае трактата "Хуанди Нэй-цзин"!
Уже 4 тысячи лет назад при определении
болезней китайские врачи придавали огромное
значение исследованию пульса, различая
более 500 его видов. Они проводили многообразнейшие
наблюдения над
действием
целебных сил Природы, глубоко знали целебное
действие многих минералов, применяли
в качестве лечебных средств различные
органы животных и насекомых, не говоря
уже об обширнейшей, даже по современным
масштабам, фармакопее лекарственных
растений.
Китайские медики в древние времена, познав
существование взаимной обусловленности
всех явлений Природы, считали, что человек
- это Космос в миниатюре, действующий
под влиянием тех же сил, которые господствуют
в Природе.
С целью обоснования и организации опыта
лечения в теоретической системе китайские
врачеватели разработали учение о противоборстве
и взаимосвязи Женского и Мужского Начал
в Миродвижении, создали учение о всепроникающей
Животворящей Энергии - "Ци" - источнике
всякого движения и в Природе, и в организме
живого существа. Развивая представление
об этой Всеначальной Энергии, китайские
медики развили учение о Пяти Первоэлементах,
составляющих все вещи и явления.
Ян - Мужское Начало. Инь - Женское Начало.
Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов,
управляется борьбой и взаимодействием
этих двух фундаментальных противоположностей.
Китайская традиционная медицина отличается
тем, что последовательно рассматривает
все физиологические и патологические
явления, происходящие в организме человека,
в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей
среды. Наряду с самим заболеванием, время
года, атмосферные условия, ветер, жилище,
одежда, диета, эмоциональные особенности,
привычки, настроение составляют предмет
пристального внимания и изучения китайского
врачевателя.
Китайские медики справедливо рассматривали
человеческий организм не как нечто замкнутое
в себе и обособленное от окружающего
мира, но видели в нем сложнейшую систему,
каждый из элементов которой функционально
связан со всеми остальными в определенных
соотношениях и по вполне определенным
законам.
Болезнь китайскими врачами рассматривалась
как естественный процесс, возникающий
в результате нарушения нормальных взаимоотношений
как в самом организме, так и между организмом
и окружающей его средой. Врачи Древнего
Китая считали, что при каждом заболевании
в патологический процесс неизбежно вовлекается
весь организм как неделимое целое, и при
изменении функции одного органа неизбежно
и вполне закономерно изменяются функции
и всех других органов и систем. Вообще,
теоретические положения системы китайской
медицины весьма своеобразны и в корне
отличны от принятых в современной европейской
науке взглядов, как, впрочем, и методы,
и приемы лечения, используемые китайскими
врачевателями издревле.
В Китае народные врачи, прежде чем начинать
самостоятельную лечебную практику, проходили
обучение сроком до 15 лет, а то и более.
Их учителями были старые опытные медики
и древние манускрипты. Таким образом
шло обучение народных врачей в древности.
Так же оно идет в Китае и сейчас. Передача
исторически накопленного опыта шла из
поколение в поколение путем непосредственного
обучения у постели больного.
Китайская традиционная медицина, как
одна из древнейших медицинских систем
прошлого, значительно повлияла на формирование
медицинских воззрений других цивилизаций
Древнего Мира, которые находились в тесном
контакте с Китайской Империей.
4.
Китайский шелк.
Долгое
время для Запада Китай был
в первую очередь родиной шелка.
Даже греческое название Китая - Seres, от
которого произошли наименования Китая
в большинстве европейских языков, восходит
к китайскому слову Сы - шелк. Ткачество
и вышивание всегда считались в Китае
исключительно женским занятием, этому
ремеслу обучали абсолютно всех девочек,
даже из самого высокого сословия.
Секрет производства шелка был известен
китайцам с глубокой древности. По преданию,
разводить шелковичных червей, обрабатывать
шелк и ткать из шелковых нитей китайских
женщин научила Си Лин, жена первого императора
Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более
чем за две с половиной тысячи лет до нашей
эры. Как покровительнице шелководства,
ей был посвящен отдельный храм. Каждую
весну старшая жена императора собирала
листья шелковицы и приносила их в жертву.
Шелковая ткань изготовляется из нитей,
получаемых из коконов шелковичных червей.
Их разведение требует большого внимания
и кропотливого труда. Требуется соблюдать
большую осторожность, так как даже шум,
сквозняк или дым могут нанести
им вред, а также
тщательно регулировать температуру и
влажность в помещении. А кормить червей
можно только листьями дерева шелковицы,
причем совершенно чистыми, исключительно
свежими и сухими. Черви - весьма хрупкие
создания, подверженные различным заболевания:
целая колония может погибнуть буквально
за одни сутки при недостаточно внимательном
уходе. В первых числах апреля из яичек
вылупляются маленькие гусеницы, а за
40 дней он достигают зрелого возраста
и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница,
как правило, бывает телесного цвета, длинной
в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы
вьют коконы на специально приготовленных
пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а
длина нити одного кокона составляет от
350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона
путем так называемой размотки. Кокон
состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего
эту нить.
Чтобы его размягчить, кокон бросают в
горячую воду. Так как нить одного кокона
слишком тонка, как правило берут нити
4-18 коконов и, соединив, пропускают их
через агатовое кольцо и прикрепляют к
мотовилу, которое медленно вращается,
и нити, проходя через кольцо, склеиваются
в одну. Таким образом получается шелк-сырец.
Он настолько легок, что на 1 кг готовой
ткани идет от 300 до 900 километров нити.
В основном шелководством занимаются
в Южном и Центральном Китае. Натуральный
шелк может быть белым или желтым. Первый
производят преимущественно в провинциях
Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун
и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы "домашнего
шелкопряда", которого кормят только
листьями садовой шелковицы. Натуральный
же желтый шелк производят в провинциях
Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения
желтого цвета гусениц первую половину
жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно
похоже на шелковицу и растет в горах),
и лишь в другую половину жизни им дают
листья садовой шелковицы. Есть еще один
сорт шелка - дикий шелк, его дает гусеница
"дикого шелкопряда", который питается
листьями разных пород дуба. Этот шелк
коричневого цвета и с трудом поддается
окраске.
Довольно долгую историю имеет китайская
традиция художественного ткачества и
красильного дела. До наших дней практически
в неизменном виде дошли образцы ткацкого
искусства, датирующиеся второй половиной
первого тысячелетия до н. э. Это самые
разные виды шелка, от тонкого газа до
парчи. Многие из них расшиты орнаментом
в виде мифических животных, различными
геометрическими фигурами.
Расцвет китайского ткачества приходится
на эпоху династии Тан. Источники того
времени упоминают о 50 разновидностях
орнамента на шелке: "драконы, резвящиеся
среди цветов", "лотос и тростник",
"водяные травы с рыбками", "пионы",
"дракон и феникс", "дворцы и павильоны",
"жемчужины с зернышками риса" и т.п.
Многие из этих мотивов существовали уже
в эпоху Хань и дошли до наших дней. В эпоху
Сун появляются прекрасные тканые изображения
на шелке, сделанные в стиле Кэ Сы ("гравированный
шелк"). Шелковые картины составляют
неотъемлемую часть культурного наследия
Китая. На них нередко воспроизводились
каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых
художников. В своих книгах об изящных
предметах домашнего обихода Вэнь Чженьхэн
утверждает, что "возвышенный муж не
может не держать в своем доме среди прочих
картин одно - два таких полотна".
Качество китайских тканых изделий, в
которых, как правило, использовались
золотые и серебряные нити, не имеет себе
равных в мире. Достаточно сказать, что
частота нитей в работах китайских мастеров
в 3 раза превосходит аналогичный показатель
в лучших французских гобеленах, а золотое
шитье в них не поблекло даже спустя 6-7
столетий.
Восхитительно китайское искусство вышивки
по шелку. Сюжетами вышивок, как правило,
служили популярные "хорошие" символы
(рыбы, бабочки, цветы лотоса и пр.). Художественные
вышивки делались, как правило, по шелку
и предназначались для домашних экранов,
парадных одежд, вееров, туфель, кисетов
и прочих предметов личного обихода. Существовала
техника двусторонней вышивки, в которой
лицо и изнанка были идентичны. В Сучжоу
и в наши дни существует уникальная традиция
цветной вышивки, где каждая из сторон
имеет отдельное изображение. Лучшими
вышивальщицами Китая в последние столетия
считались мастерицы из шанхайского семейства
Гу:
В слишком жаркий или слишком холодный
день, когда льет дождь или дует сильный
ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся
за работу. Только в благодатную погоду,
когда светит солнце, щебечут птицы и источают
благоухание цветы они могут выразить
свои дивные чувства в вышивке. Их искусство
- поистине великое чудо света.