Наука Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Описание

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии1.

Работа состоит из  1 файл

Наука Возрождения.docx

— 90.97 Кб (Скачать документ)

Широкое признание получает творчество Франческа Петрарки (1304 – 1374 г.г.), считающегося первым гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Всемирную известность получили его сонеты на жизнь и смерть мадонны Лауры.  
Последователем Петрарки был писатель- гуманист Джовани Боккаччо (1313 – 1375 г.г.), автор «Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое, сделавший значительный вклад в развитие итальянский литературный язык на основе народного.  
Данте, Франческа Петрарка и Джованни Боккаччо – знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. 

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный  перелом. Возникновение мощного  очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской  художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. В своей борьбе с традициями готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.  
Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунеллески, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом. 

Главным очагом раннего Возрождения  была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству. 

На 1-й план выдвигается  ярко выраженная человеческая личность. Живопись и скульптура отделяются от архитектуры. Живопись этого периода производит скульптурное впечатление. Мастера Раннего Возрождения стремились восстановить предметность мира, подчеркивая объемность, четкость форм. Художники 15 века открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они используют только линейную композицию. Эпохе Раннего Возрождения чужда, свойственная Высокому Возрождению идеализация человека. Основной мотив эпохи – восхищение перед античностью. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445 – 1510 г.г.), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также Джотто, освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV века продолжил и развил Мазаччо (1401– 1428 г.г.). 

Существенную роль в переломе от готики к Ренессансу сыграли теоретические исследования Брунеллески, стремившегося сочетать элементы древнеримского и готического стилей и строившего храмы, дворцы, капеллы. Донателло впервые занялся системным изучением человеческого тела, он разработал индивидуальный портрет в скульптуре. Он впервые вновь после античности представил в скульптуре обнаженное тело. Мазаччо– реформатор Раннего Возрождения – использовал светотеневое моделирование, и разработал новые перспективы. 

Завершает Раннее Возрождение  творчество Леона Батиста Альберти, итальянского архитектора, ученого  и писателя. Он был архитектором-теоретиком. Важное значение в утверждении Возрождения имели его теоретические трактаты («О живописи», «О статуе»). Творчество Альберти – свидетельство возникновения структурно-математических построений. 

Эпоха Раннего Возрождения  завершилась к концу XV века, на смену  ему пришло Высокое Возрождение  – время наивысшего расцвета гуманистической  культуры Италии, золотой век итальянского искусства (1500 – 1530 г.г.). Именно тогда  с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Философские основы Высокого Возрождения представлены работами Помпонацци, который развивал учение о связи мышления с чувственным восприятием. К геометризму Раннего Возрождения прибавляется стремление к передаче внутреннего мира человека. Разрабатывается воздушная перспектива, приемы светотени. Искусство Высокого Возрождения отличается масштабностью, выделяется тенденция к синтезу и обобщениям. В произведениях художников основное место занимает образ идеального прекрасного человека, совершенного физически и духовно. Искусство Высокого Возрождения представляют 3 великих художника: Леонардо да Винчи, Микеланджело де Буанарроти, Рафаэль Санти. 

Основателем и титаном Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи (1456 – 1519 г.г.), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом – и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Его работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию гармонии. Наиболее известными работами Леонардо да Винчи являются: «Мадонна в скалах», «Иоанн Креститель», «Тайная вечеря» – фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название – «Джоконда», по имени ее мужа Джокондо. 
 Титаном Высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483 – 1520 г.г.) творчество которого оставило глубокий след в искусстве. Искусство Рафаэля более всего выражает классическое Высокое Возрождение. Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение – высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетичес-кого совершенства. Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан «универсальный образ» прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия. 

Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер, и мальчик остался сиротой (мать он потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение последующих 5 – 6 лет он обучался живописи у Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных мастеров. Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству. 

Первые известные нам  произведения Рафаэля исполнены  около 1500 – 1502 годов, когда ему было 17 – 19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции «Три грации», «Сон рыцаря». Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля  раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема.  
К лучшим работам раннего периода принадлежит «Мадонна Конестабиле». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем – монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность. Одним из таких произведений является «Сикстинская мадонна» (1515 – 1519 годы), величайшее произведение мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества. Много изображений богоматери кисти Рафаэля и в художественных ансамблях в росписях виллы Фарнезина (1514 – 1518 годы) и лоджиях Ватикана (1519 год, с учениками). 

Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил  Рафаэль прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 годы), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. В портретах он создает идеальный образ человека Возрождения («Бальдассаре Кастильоне», 1515 год). Также Рафаэль проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512 – 1520 годы) в Риме.  
Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение эпохи. К третьему десятилетию XVI века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась. Историческая действительность разрушала иллюзии ренессансного гуманизма. Возрождение близилось к своему завершению. 

Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Великому художнику были оказаны  высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль  был для современников и остался  ею для потомков. 

Кульминацией эпохи Возрождения  было творчество Микеланджело де Буанарроти (1475 –1564 г.г.) – скульптора, живописца, архитектора и поэта, создателя знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. Среди полубогов и титанов Высокого Возрождения Микеланджело занимает особое место. Как творец нового искусства, он заслуживает названия Прометея XVI века. Для творчества Микеланджело характерен титанизм, но в творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу». 

Тайно изучая анатомию в  монастыре Сан Спирито, художник похитил у природы священный огонь правдивого творчества. Его страдания – страдания скованного Прометея. Его характер, его неистовое творчество и вдохновение, его протест против рабства тела и духа, его стремление к свободе напоминают библейских пророков. Подобно им он был бескорыстен, независим в отношениях с сильными мира сего, добр и снисходителен к слабым. Непримиримый и гордый, мрачный и суровый, он воплотил в себе все муки возрожденного человека – его борьбу, страдание, протест, неудовлетворенные стремления, разлад идеала и действительности. 

Микеланджело был художником иного склада, нежели его великие  современники – Леонардо и Рафаэль. Его скульптуры и архитектурные  творения строги, можно сказать, суровы, как и его духовный мир, и только пронизывающие его произведения, захватывающие дыхание величие  и монументальность заставляют забыть об этой суровости. Душевный мир Микеланджело был омрачен не только грустным одиночеством его личной жизни, но и разыгравшейся  на его глазах трагедией, постигшей  его город, его родину. Ему пришлось выстрадать до конца то, до чего не дожили Леонардо, Рафаэль, Макиавелли: увидеть, как Флоренция из свободной республики превратилась в герцогство Медичи. Когда Микеланджело создавал бюст тираноубийцы Брута, то убийцу Цезаря он наделил  некоторыми своими чертами, как бы отождествляя себя с древним борцом за свободу. Он ненавидел Медичи, а ему, как  и одинаково с ним мыслящему Макиавелли, пришлось служить кистью и резцом двум папам из рода Медичи. Однако в ранней юности он испытал сильнейшее влияние атмосферы двора Лоренцо Великолепного. Вместе с другом своим Граначчи он ходил в сады знаменитой виллы Кареджи изучать и копировать античные статуи. 

В этих владениях Лоренцо  собрал огромные богатства античного  искусства. Молодые таланты завершали  здесь свое образование под руководством опытных художников и гуманистов. Вилла представляла собой школу  на манер древнегреческой в Афинах. Самолюбие юного Микеланджело страдало от сознания подавляющего могущества этих титанов искусства. Но эта мысль не смиряла, а подстрекала его упорство. Его внимание привлекла головка фавна, мастера, работавшие на вилле, подарили ему кусок мрамора, и работа закипела в руках счастливого юноши. Ведь он держал в руках дивный материал, в который мог вдохнуть жизнь резцом. 

Под влиянием Полициано рядом с живой природой Микеланджело изучал классическую древность. Полициано дал ему сюжет для рельефа «Битва кентавров», как изображали на античных саркофагах. Три года прожил Микеланджело в чудной атмосфере двора Медичи, это было бы самым счастливым временем, если бы не один случай. Некто Пьетро Торриджани, впоследствии известный скульптор, в гневе ударил его с такой силой, что шрам на носу остался у него навсегда. 

Со смертью Лоренцо  Медичи в 1492 году начала умирать и  слава Флоренции. Микеланджело покидает Флоренцию и проводит в Риме 4 года. За это время он создает  «Пьету», «Вакха», «Купидона». 

Прекрасное мраморное  изваяние, известное под именем «Пьета», остается до сих пор памятником первого пребывания в Риме и полной зрелости 24-летнего художника. Святая Дева сидит на камне, на коленях ее покоится безжизненное тело Иисуса, снятое с креста. Она поддерживает его рукою. Под влиянием античных произведений Микеланджело отбросил все традиции средних веков в изображении религиозных сюжетов. Телу Христа и всему произведению он дал гармонию и красоту. Не ужас должна была вызывать смерть Иисуса, лишь чувство благоговейного удивления к великому страдальцу. Красота нагого тела много выигрывает благодаря эффекту света и тени, производимому искусно расположенными складками платья Марии. Создавая это произведение, Микеланджело думал о Савонароле, сожженном на костре 23 мая 1498 года в той самой Флоренции, которая так недавно его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи. Эта весть поразила в самое сердце Микеланджело. Холодному мрамору передал он тогда свою горячую скорбь. В лице Иисуса, изображенного художником, находили даже сходство с Савонаролой. Вечным заветом борьбы и протеста, вечным памятником затаенных страданий самого художника осталась «Пьета». 

Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году, в тяжелый  для города момент. Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних врагов и ждала освободителя. С очень давних лет во дворе  Санта Мария дель Фьоре лежала огромная глыба каррарского мрамора, которая предназначалась для колоссальной статуи библейского Давида для украшения купола собора. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке. Никто не брался завершить статую без надставок. Микеланджело решился изваять цельное и совершенное произведение, не уменьшая его величины, и именно Давида. 

Информация о работе Наука Возрождения