Нефизические формы пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Рассматриваемые в данном курсовой проблемы, связанны с пониманием материи и сознания.
Сегодня достаточно очевидно, что окружающий человека мир (и природный, и социальный) обладает объективными, то есть собственными, внутренне присущими ему закономерностями существования и развития и поэтому не может изменяться произвольно.

Содержание

I Введение
II.Пространство и время
1)Пространство и время – формы существования движущейся материи
2)Основные свойства пространства и времени
3)Критика идеалистических и метафизических концепций пространства и времени.
4)Концепция множественности нефизических форм пространства и времени.
III.Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ксе.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)

   Íî ïîêà ñòîðîííèêàì ýòîé èäåè íå óäàëîñü óáåäèòåëüíî ïîêàçàòü, â ÷åì æå ñîñòîèò êà÷åñòâåííîå îòëè÷èå “íåôèçè÷åñêèõ” ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè îò “ôèçè÷åñêèõ”.  Ýòî ïðåäñòàâëÿåòñÿ íàì ñèìïòîìàòè÷íûì,èáî çíà÷èòåëüíûå ñîìíåíèÿ  âûçûâàþò êàê íåêîòîðûå  èñõîäíûå ïîñûëêè îáñóæäàåìîé êîíöåïöèè, òàê è ðÿä âûòåêàþùèõ èç íåå âûâîäîâ. Åå ñòîðîííèêè ññûëàþòñÿ íà ðåëÿöèîííîå ïîíèìàíèå ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè è íà âûÿâëåííîå ñîâðåìåííîé ôèçèêîé ñâîåîáðàçèå ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ îòíîøåíèé â ñóáìèêðî-, ìèêðî-, ìàêðî- è ìåãàìèðå .

   Îäíàêî òàêèõ ññûëîê â äàííîì ñëó÷àå íåäîñòàòî÷íî. Äåëî, â ÷àñòíîñòè, â òîì, ÷òî ïðîòÿæåííîñòü - ýòî ñâîéñòâî ìàòåðèàëüíûõ îáúåêòîâ, ïîðîæäàåìîå îïðåäåëåííûì õàðàêòåðîì âçàèìîäåéñòâèÿ (åäèíñòâîì îòòàëêèâàíèÿ è ïðèòÿæåíèÿ êàê íåïîñðåäñòâåííûõ äåéñòâèé), ïðèñóùèì îáðàçóþùèì ýòè îáúåêòû ýëåìåíòàì . Ñåãîäíÿ íàóêå èçâåñòíû ÷åòûðå òèïà êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíûõ íåïîñðåäñòâåííûõ äåéñòâèÿ (ñèëüíîå, ñëàáîå, ýëåêòðîìàãíèòíîå è ãðàâèòàöèîííîå), îáóñëàâëèâàþùèõ ñïåöèôè÷íîñòü ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ îòíîøåíèé â îáëàñòÿõ (ìàñøòàáàõ) ñâîåãî äîìèíèðîâàíèÿ .

   Çäåñü âàæíî ó÷èòûâàòü, ÷òî ìåðà íåïîñðåäñòâåííîãî äåéñòâèÿ - ýòî ýíåðãèÿ. “Åþ,- ñïðàâåäëèâî îòìå÷àë È.Â.Êóçíåöîâ,- õàðàêòåðèçóåòñÿ îäèí èç îñíîâíûõ àñïåêòîâ èíòåíñèâíîñòè âñåõ âèäîâ ôèçè÷åñêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ... Ñàìè æå ïî ñåáå âûñøèå ôîðìû äâèæåíèÿ íå îáëàäàþò íèêàêîé îñîáîé ôîðìîé ýíåðãèè, êðîìå ýíåðãèè, ïðèñóùåé âõîäÿùèì â íèõ ýëåìåíòàðíûì ôèçè÷åñêèì äâèæåíèÿì, èõ ñîâîêóïíûì ñâÿçÿì.. Åñëè, íàïðèìåð, ãîâîðÿò î “õèìè÷åñêîé ýíåðãèè” èëè “áèîëîãè÷åñêîé ýíåðãèè”, òî ýòî - íå áîëåå, ÷åì ìåòàôîðè÷åñêîå âûðàæåíèå”

   Âàæíî è òî, ÷òî èçó÷àåìûå ôèçèêîé ôóíäàìåíòàëüíûå âçàèìîäåéñòâèÿ èìåþò êîíå÷íóþ ñêîðîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ,  ÷òî î÷åíü ñóùåñòâåííî äëÿ ïîíèìàíèÿ ïðèðîäû ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè .  ýòîé ñâÿçè åùå ðèòîðè÷åñêèé âîïðîñ ñòîðîííèêàì ðàññìàòðèâàåìîé êîíöåïöèè: ñóùåñòâóþò ëè íåïîñðåäñòâåííî õèìè÷åñêèå, ãåîëîãè÷åñêèå, ãåîãðàôè÷åñêèå, áèîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå (è ïðî÷èå) âçàèìîäåéñòâèÿ, èìåþùèå ñïåöèôè÷åñêè “íåôèçè÷åñêóþ” ïðåäåëüíóþ ñêîðîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ?

   Òàêèì îáðàçîì, íå êàæäîé êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîé ôîðìå äâèæåíèÿ ìàòåðèè äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü ñïåöèôè÷åñêèå ïðîñòðàíñòâî è âðåìÿ. Äëÿ ïîíèìàíèÿ äàííîãî âîïðîñà íåîáõîäèìî ðàçëè÷åíèå ïîíÿòèé “äâèæåíèå”, “âçàèìîäåéñòâèå”, “èçìåíåíèå”. Àíàëèç àðãóìåíòàöèè ñòîðîííèêîâ îáñóæäàåìîé êîíöåïöèè ïîêàçûâàåò, ÷òî èõ âûâîäû îá îáúåêòèâíîì ñóùåñòâîâàíèè “íåôèçè÷åñêèõ” ôîðì ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè “îñíîâàíû íà ñìåøåíèè îíòîëîãè÷åñêîãî è ãíîñåîëîãè÷åñêîãî àñïåêòîâ ïðîáëåìû è îòîæäåñòâëåíèè ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè êàê ôîðì áûòèÿ äâèæóùåéñÿ ìàòåðèè ñ äâèæåíèåì ìàòåðèè”, à “ïåðåõîä îò ñïåöèôèêè ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ îòíîøåíèé ñîîòâåòñòâóþùèõ ìàòåðèàëüíûõ ïðîöåññîâ ê ñïåöèôè÷åñêèì “ôîðìàì” ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè â ðàìêàõ èõ îíòîëîãè÷åñêîãî ðàññìîòðåíèÿ íåêîððåêòåí è äåëàåò íåâîçìîæíûì íàó÷íîå ïîíèìàíèå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ è ïðåæäå âñåãî èìåííî ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ àñïåêòîâ ïîñëåäíåãî”.

   Îáîñíîâàíèå òåçèñà îá îáúåêòèâíîì ñóùåñòâîâàíèè êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîãî áèîëîãè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà â ó÷åáíèêå ïî ñóòè ñâîäèòñÿ ê ïîâòîðåíèþ ÷àñòüþ íå îòíîñÿùèõñÿ ê ñóùåñòâó äåëà, ÷àñòüþ îøèáî÷íûõ ñóæäåíèé Â.È.Âåðíàäñêîãî, ïðèäàâàâøåãî áîëüøîå çíà÷åíèå “íåðàâåíñòâó ïðàâèçíû è ëåâèçíû” â áèîñôåðå (÷òî, ïî åãî ìíåíèþ, îòëè÷àåò åå îò “êîñíîé” ìàòåðèè íåæèâîé ïðèðîäû). “Â.È.Âåðíàäñêèé,îòìå÷àÿ ýòó îñîáåííîñòü  ïðîñòðàíñòâåííîé îðãàíèçàöèè æèâîãî, ïîä÷åðêèâàë ïðèíöèïèàëüíî íåýâêëèäîâûé õàðàêòåð ïðîñòðàíñòâåííîé àñèììåòðèè, ñâîéñòâåííûé æèâûì îðãàíèçìàì. Äëÿ òðåõìåðíîãî ýâêëèäîâà ïðîñòðàíñòâà ìàêðîìèðà, â êîòîðîå âïèñûâàåòñÿ æèâîé îðãàíèçì, ïðàâîå è ëåâîå òîæäåñòâåííû . Îòñóòñòâèå ýòîé òîæäåñòâåííîñòè, ðåçêîå ïðîÿâëåíèå ëåâèçíû â îðãàíèçàöèè æèâîãî Âåðíàäñêèé îöåíèâàë êàê ñâèäåòåëüñòâî îñîáåííîñòåé áèîëîãè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà. Îí âûäâèãàë ãèïîòåçó, ñîãëàñíî êîòîðîé áèîñôåðó ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ñëîæíóþ êîìïîçèöèþ ðàçëè÷íûõ íåýâêëèäîâûõ ïðîñòðàíñòâ îðãàíèçìîâ è ëîêàëüíûõ ýâêëèäîâûõ ïðîñòðàíñòâ íåîðãàíè÷åñêèõ îáúåêòîâ, ñ êîòîðûìè âçàèìîäåéñòâóþò ýòè îðãàíèçìû”. Îäíàêî êîíöåïöèÿ Â.È.Âåðíàäñêîãî íå ìîæåò ñëóæèòü îñíîâîé ñîâðåìåííîãî ïîíèìàíèÿ ïðîñòðàíñòâà (è âðåìåíè). Íåóáåäèòåëüíû è äîâîäû ó÷åáíèêà â ïîëüçó òåçèñà îá îáúåêòèâíîì ñóùåñòâîâàíèè êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîãî áèîëîãè÷åñêîãî âðåìåíè.

   Íå èìåþò äîñòàòî÷íîãî îáîñíîâàíèÿ è ðàçâèâàåìûå â ó÷åáíèêå èäåè î ñóùåñòâîâàíèè íàðÿäó ñ “ïðèðîäíûìè” è “áèîëîãè÷åñêèìè” ñîöèàëüíûõ ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè. Ñîöèàëüíîå ïðîñòðàíñòâî, îêàçûâàåòñÿ, “îáëàäàåò îñîáûì ÷åëîâå÷åñêèì ñìûñëîì”, âêëþ÷àåò è “çîíû ïëîäîíîñíûõ çåìåëü”, è “ïðîñòðàíñòâåííóþ ñôåðó îáðàùåíèÿ êàïèòàëà”, è ìíîãîå äðóãîå... À “ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîå âðåìÿ òå÷åò íåðàâíîìåðíî”, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò óñêîðåíèþ òåìïîâ ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ. “Ïðè÷åì ñàìî óñêîðåíèå ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîãî âðåìåíè,- ÷èòàåì â ó÷åáíèêå,- ïðîèñõîäèò íåðàâíîìåðíî.  ýïîõó ðåâîëþöèîííûõ ïðåîáðàçîâàíèé ýòî óñêîðåíèå è ñâîåîáðàçíîå ñïðåññîâûâàíèå èñòîðè÷åñêîãî âðåìåíè, åãî íàñûùåíèå ñîöèàëüíî çíà÷èìûìè èñòîðè÷åñêèìè ñîáûòèÿìè, ïðîèñõîäèò â çíà÷èòåëüíî áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì â ïåðèîäû îòíîñèòåëüíî ñïîêîéíîãî ðàçâèòèÿ”. Òàê ÷òî æå âñå-òàêè “óñêîðÿåòñÿ”? Äåÿòåëüíîñòü ëþäåé èëè “ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîå” âðåìÿ? Âûâîä (õîòÿ îí è íå äåëàåòñÿ â ó÷åáíèêå) íàïðàøèâàåòñÿ ïðîñòîé: ðàçëè÷èÿ â äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà (êîòîðàÿ ñàìà ïî ñåáå, ïîëó÷àåòñÿ, îäèíàêîâà ïðè ëþáûõ óñëîâèÿõ) - ïåðâîáûòíîãî èëè ñîâðåìåííîãî, îáûâàòåëÿ èëè ðåâîëþöèîíåðà îïðåäåëÿþòñÿ òåì, ÷òî âðåìÿ òå÷åò ïî-ðàçíîìó...  òàêèõ ïðåäñòàâëåíèÿõ, êàê íåòðóäíî ïîíÿòü, ñîäåðæèòñÿ ñìåøåíèå îíòîëîãè÷åñêîãî è ãíîñåîëîãè÷åñêîãî, îòîæäåñòâëåíèå âðåìåíè ñ äâèæåíèåì ìàòåðèè.

  

Информация о работе Нефизические формы пространства и времени