Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа
Рассматриваемые в данном курсовой проблемы, связанны с пониманием материи и сознания.
Сегодня достаточно очевидно, что окружающий человека мир (и природный, и социальный) обладает объективными, то есть собственными, внутренне присущими ему закономерностями существования и развития и поэтому не может изменяться произвольно.
I Введение
II.Пространство и время
1)Пространство и время – формы существования движущейся материи
2)Основные свойства пространства и времени
3)Критика идеалистических и метафизических концепций пространства и времени.
4)Концепция множественности нефизических форм пространства и времени.
III.Список используемой литературы.
Íî ïîêà ñòîðîííèêàì ýòîé èäåè íå óäàëîñü óáåäèòåëüíî ïîêàçàòü, â ÷åì æå ñîñòîèò êà÷åñòâåííîå îòëè÷èå íåôèçè÷åñêèõ ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè îò ôèçè÷åñêèõ. Ýòî ïðåäñòàâëÿåòñÿ íàì ñèìïòîìàòè÷íûì,èáî çíà÷èòåëüíûå ñîìíåíèÿ âûçûâàþò êàê íåêîòîðûå èñõîäíûå ïîñûëêè îáñóæäàåìîé êîíöåïöèè, òàê è ðÿä âûòåêàþùèõ èç íåå âûâîäîâ. Åå ñòîðîííèêè ññûëàþòñÿ íà ðåëÿöèîííîå ïîíèìàíèå ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè è íà âûÿâëåííîå ñîâðåìåííîé ôèçèêîé ñâîåîáðàçèå ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ îòíîøåíèé â ñóáìèêðî-, ìèêðî-, ìàêðî- è ìåãàìèðå .
Îäíàêî òàêèõ ññûëîê â äàííîì ñëó÷àå íåäîñòàòî÷íî. Äåëî, â ÷àñòíîñòè, â òîì, ÷òî ïðîòÿæåííîñòü - ýòî ñâîéñòâî ìàòåðèàëüíûõ îáúåêòîâ, ïîðîæäàåìîå îïðåäåëåííûì õàðàêòåðîì âçàèìîäåéñòâèÿ (åäèíñòâîì îòòàëêèâàíèÿ è ïðèòÿæåíèÿ êàê íåïîñðåäñòâåííûõ äåéñòâèé), ïðèñóùèì îáðàçóþùèì ýòè îáúåêòû ýëåìåíòàì . Ñåãîäíÿ íàóêå èçâåñòíû ÷åòûðå òèïà êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíûõ íåïîñðåäñòâåííûõ äåéñòâèÿ (ñèëüíîå, ñëàáîå, ýëåêòðîìàãíèòíîå è ãðàâèòàöèîííîå), îáóñëàâëèâàþùèõ ñïåöèôè÷íîñòü ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ îòíîøåíèé â îáëàñòÿõ (ìàñøòàáàõ) ñâîåãî äîìèíèðîâàíèÿ .
Çäåñü âàæíî ó÷èòûâàòü, ÷òî ìåðà íåïîñðåäñòâåííîãî äåéñòâèÿ - ýòî ýíåðãèÿ. Åþ,- ñïðàâåäëèâî îòìå÷àë È.Â.Êóçíåöîâ,- õàðàêòåðèçóåòñÿ îäèí èç îñíîâíûõ àñïåêòîâ èíòåíñèâíîñòè âñåõ âèäîâ ôèçè÷åñêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ... Ñàìè æå ïî ñåáå âûñøèå ôîðìû äâèæåíèÿ íå îáëàäàþò íèêàêîé îñîáîé ôîðìîé ýíåðãèè, êðîìå ýíåðãèè, ïðèñóùåé âõîäÿùèì â íèõ ýëåìåíòàðíûì ôèçè÷åñêèì äâèæåíèÿì, èõ ñîâîêóïíûì ñâÿçÿì.. Åñëè, íàïðèìåð, ãîâîðÿò î õèìè÷åñêîé ýíåðãèè èëè áèîëîãè÷åñêîé ýíåðãèè, òî ýòî - íå áîëåå, ÷åì ìåòàôîðè÷åñêîå âûðàæåíèå
Âàæíî è òî, ÷òî èçó÷àåìûå ôèçèêîé ôóíäàìåíòàëüíûå âçàèìîäåéñòâèÿ èìåþò êîíå÷íóþ ñêîðîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ, ÷òî î÷åíü ñóùåñòâåííî äëÿ ïîíèìàíèÿ ïðèðîäû ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè .  ýòîé ñâÿçè åùå ðèòîðè÷åñêèé âîïðîñ ñòîðîííèêàì ðàññìàòðèâàåìîé êîíöåïöèè: ñóùåñòâóþò ëè íåïîñðåäñòâåííî õèìè÷åñêèå, ãåîëîãè÷åñêèå, ãåîãðàôè÷åñêèå, áèîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå (è ïðî÷èå) âçàèìîäåéñòâèÿ, èìåþùèå ñïåöèôè÷åñêè íåôèçè÷åñêóþ ïðåäåëüíóþ ñêîðîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ?
Òàêèì îáðàçîì, íå êàæäîé êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîé ôîðìå äâèæåíèÿ ìàòåðèè äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü ñïåöèôè÷åñêèå ïðîñòðàíñòâî è âðåìÿ. Äëÿ ïîíèìàíèÿ äàííîãî âîïðîñà íåîáõîäèìî ðàçëè÷åíèå ïîíÿòèé äâèæåíèå, âçàèìîäåéñòâèå, èçìåíåíèå. Àíàëèç àðãóìåíòàöèè ñòîðîííèêîâ îáñóæäàåìîé êîíöåïöèè ïîêàçûâàåò, ÷òî èõ âûâîäû îá îáúåêòèâíîì ñóùåñòâîâàíèè íåôèçè÷åñêèõ ôîðì ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè îñíîâàíû íà ñìåøåíèè îíòîëîãè÷åñêîãî è ãíîñåîëîãè÷åñêîãî àñïåêòîâ ïðîáëåìû è îòîæäåñòâëåíèè ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè êàê ôîðì áûòèÿ äâèæóùåéñÿ ìàòåðèè ñ äâèæåíèåì ìàòåðèè, à ïåðåõîä îò ñïåöèôèêè ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ îòíîøåíèé ñîîòâåòñòâóþùèõ ìàòåðèàëüíûõ ïðîöåññîâ ê ñïåöèôè÷åñêèì ôîðìàì ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè â ðàìêàõ èõ îíòîëîãè÷åñêîãî ðàññìîòðåíèÿ íåêîððåêòåí è äåëàåò íåâîçìîæíûì íàó÷íîå ïîíèìàíèå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ è ïðåæäå âñåãî èìåííî ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ àñïåêòîâ ïîñëåäíåãî.
Îáîñíîâàíèå òåçèñà îá îáúåêòèâíîì ñóùåñòâîâàíèè êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîãî áèîëîãè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà â ó÷åáíèêå ïî ñóòè ñâîäèòñÿ ê ïîâòîðåíèþ ÷àñòüþ íå îòíîñÿùèõñÿ ê ñóùåñòâó äåëà, ÷àñòüþ îøèáî÷íûõ ñóæäåíèé Â.È.Âåðíàäñêîãî, ïðèäàâàâøåãî áîëüøîå çíà÷åíèå íåðàâåíñòâó ïðàâèçíû è ëåâèçíû â áèîñôåðå (÷òî, ïî åãî ìíåíèþ, îòëè÷àåò åå îò êîñíîé ìàòåðèè íåæèâîé ïðèðîäû). Â.È.Âåðíàäñêèé,îòìå÷àÿ ýòó îñîáåííîñòü ïðîñòðàíñòâåííîé îðãàíèçàöèè æèâîãî, ïîä÷åðêèâàë ïðèíöèïèàëüíî íåýâêëèäîâûé õàðàêòåð ïðîñòðàíñòâåííîé àñèììåòðèè, ñâîéñòâåííûé æèâûì îðãàíèçìàì. Äëÿ òðåõìåðíîãî ýâêëèäîâà ïðîñòðàíñòâà ìàêðîìèðà, â êîòîðîå âïèñûâàåòñÿ æèâîé îðãàíèçì, ïðàâîå è ëåâîå òîæäåñòâåííû . Îòñóòñòâèå ýòîé òîæäåñòâåííîñòè, ðåçêîå ïðîÿâëåíèå ëåâèçíû â îðãàíèçàöèè æèâîãî Âåðíàäñêèé îöåíèâàë êàê ñâèäåòåëüñòâî îñîáåííîñòåé áèîëîãè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà. Îí âûäâèãàë ãèïîòåçó, ñîãëàñíî êîòîðîé áèîñôåðó ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ñëîæíóþ êîìïîçèöèþ ðàçëè÷íûõ íåýâêëèäîâûõ ïðîñòðàíñòâ îðãàíèçìîâ è ëîêàëüíûõ ýâêëèäîâûõ ïðîñòðàíñòâ íåîðãàíè÷åñêèõ îáúåêòîâ, ñ êîòîðûìè âçàèìîäåéñòâóþò ýòè îðãàíèçìû. Îäíàêî êîíöåïöèÿ Â.È.Âåðíàäñêîãî íå ìîæåò ñëóæèòü îñíîâîé ñîâðåìåííîãî ïîíèìàíèÿ ïðîñòðàíñòâà (è âðåìåíè). Íåóáåäèòåëüíû è äîâîäû ó÷åáíèêà â ïîëüçó òåçèñà îá îáúåêòèâíîì ñóùåñòâîâàíèè êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîãî áèîëîãè÷åñêîãî âðåìåíè.
Íå èìåþò äîñòàòî÷íîãî îáîñíîâàíèÿ è ðàçâèâàåìûå â ó÷åáíèêå èäåè î ñóùåñòâîâàíèè íàðÿäó ñ ïðèðîäíûìè è áèîëîãè÷åñêèìè ñîöèàëüíûõ ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè. Ñîöèàëüíîå ïðîñòðàíñòâî, îêàçûâàåòñÿ, îáëàäàåò îñîáûì ÷åëîâå÷åñêèì ñìûñëîì, âêëþ÷àåò è çîíû ïëîäîíîñíûõ çåìåëü, è ïðîñòðàíñòâåííóþ ñôåðó îáðàùåíèÿ êàïèòàëà, è ìíîãîå äðóãîå... À ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîå âðåìÿ òå÷åò íåðàâíîìåðíî, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò óñêîðåíèþ òåìïîâ ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ïðè÷åì ñàìî óñêîðåíèå ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîãî âðåìåíè,- ÷èòàåì â ó÷åáíèêå,- ïðîèñõîäèò íåðàâíîìåðíî.  ýïîõó ðåâîëþöèîííûõ ïðåîáðàçîâàíèé ýòî óñêîðåíèå è ñâîåîáðàçíîå ñïðåññîâûâàíèå èñòîðè÷åñêîãî âðåìåíè, åãî íàñûùåíèå ñîöèàëüíî çíà÷èìûìè èñòîðè÷åñêèìè ñîáûòèÿìè, ïðîèñõîäèò â çíà÷èòåëüíî áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì â ïåðèîäû îòíîñèòåëüíî ñïîêîéíîãî ðàçâèòèÿ. Òàê ÷òî æå âñå-òàêè óñêîðÿåòñÿ? Äåÿòåëüíîñòü ëþäåé èëè ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîå âðåìÿ? Âûâîä (õîòÿ îí è íå äåëàåòñÿ â ó÷åáíèêå) íàïðàøèâàåòñÿ ïðîñòîé: ðàçëè÷èÿ â äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà (êîòîðàÿ ñàìà ïî ñåáå, ïîëó÷àåòñÿ, îäèíàêîâà ïðè ëþáûõ óñëîâèÿõ) - ïåðâîáûòíîãî èëè ñîâðåìåííîãî, îáûâàòåëÿ èëè ðåâîëþöèîíåðà îïðåäåëÿþòñÿ òåì, ÷òî âðåìÿ òå÷åò ïî-ðàçíîìó...  òàêèõ ïðåäñòàâëåíèÿõ, êàê íåòðóäíî ïîíÿòü, ñîäåðæèòñÿ ñìåøåíèå îíòîëîãè÷åñêîãî è ãíîñåîëîãè÷åñêîãî, îòîæäåñòâëåíèå âðåìåíè ñ äâèæåíèåì ìàòåðèè.
Информация о работе Нефизические формы пространства и времени