Общие закономерности в развитии естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:46, реферат

Описание

Концепциями современного естествознания являются определенные способы трактовки закономерностей об окружающем мире, полученные естественными науками за последнее столетие.
Естествознанием называют раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии независимо от человека.
Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.
Наука представляет собой особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Наука как многофункциональное явление представляет собой:
1) отрасль культуры;
2) способ познания мира;
3) систему организованности.

Содержание

Введение 3
1. Закономерности развития современного естествознания 4
2. Основные черты современного естествознания как науки 7
3. Современное естествознание и будущее науки 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Общие закономерности в развитии естествознания.docx

— 40.97 Кб (Скачать документ)

Анализ особенностей современного естествознания позволяет отметить такую его принципиальную особенность, как невозможность свободного экспериментирования  с основными объектами. Иными  словами, реальный естественно-научный эксперимент оказывается опасным для жизни и здоровья людей. Дело в том, что пробуждаемые современной наукой и техникой мощные природные силы при неумелом обращении с ними способны привести к тяжелейшим локальным, региональным и даже глобальным кризисам и катастрофам.

Исследователи науки отмечают, что современное естествознание органически срастается с производством, техникой и бытом людей, превращаясь  в важнейший фактор прогресса  всей нашей цивилизации. Оно уже  не ограничивается исследованиями отдельных  кабинетных ученых, а включает в  свою орбиту комплексные коллективы исследователей самых разных научных  направлений. В процессе своей исследовательской деятельности представители различных естественных дисциплин все более отчетливо начинают осознавать тот факт, что Вселенная представляет собой системную целостность с недостаточно понятными законами развития и глобальными парадоксами, в которой жизнь каждого человека связана с космическими закономерностями и ритмами. Универсальная связь процессов и явлений во Вселенной требует комплексного, адекватного их природе изучения и, в частности, глобального моделирования на основе метода системного анализа. В соответствии с этими задачами в современном естествознании все более широкое применение получают методы системной динамики, синергетики, теории игр, программно-целевого управления, на основе которых составляются прогнозы развития сложных природных процессов.

Современные представления  о глобальном эволюционизме и  синергетике позволяют описать  развитие природы как последовательную смену рождающихся из хаоса структур, временно обретающих стабильность, а  затем вновь стремящихся к  хаотическим состояниям. Кроме того, многие природные комплексы предстают как сложноорганизованные, многофункциональные, открытые, неравновесные системы, развитие которых носит малопредсказуемый характер. В этих условиях дальнейшая эволюция сложных природных объектов оказывается принципиально непредсказуемой и сопряжена со многими случайными факторами, могущими стать основаниями для новых форм эволюции.

Все перечисленные изменения  протекают в рамках продолжающейся в настоящее время очередной  глобальной научной революции, которая  завершится, скорее всего, к середине XXI в. Конечно, сейчас нам сложно себе представить облик будущей науки. Очевидно, что она будет отличаться как от классической, так и от современной (неклассической) науки. Однако некоторые перечисленные выше черты  науки будущего просматриваются  уже сейчас.

3. Современное естествознание и будущее науки

Усиление внимания к проблемам  интеграции науки, в особенности  к взаимодействию гуманитарных, социально-экономических, естественных и технических наук, неизбежно в условиях интенсификации научной деятельности. Раскрытие  материального единства мира уже  не стало привилегией физики, философии  и вообще наук о природе; в этот процесс активно включились науки  социально-экономические и технические. Материальное единство мира в тех  областях, где человек преобразовывает  природу, не может быть раскрыто лишь естественными науками, ибо взаимодействующее  с ней общество тоже представляет собой материю, высшую на современном  этапе ступень развития. В процесс  доказательства материального единства мира включаются не только интегративные  научные направления, но через них  и гуманитарные, социально-экономические  и технические науки. Технические  науки, отображающие законы движения материальных средств человеческой деятельности, являющиеся связующим звеном во взаимодействии человека и природы, также свидетельствуют  о материальности средств человеческой деятельности, с помощью которых  познается и преобразуется природа, а человек защищается от отрицательных воздействий внешней среды. Природные и социальные компоненты соединяются в технических средствах деятельности, и тем самым они выступают в качестве соединительного звена этих двух качественно различных состояний движения материи, взаимодействующих между собой.

В доказательство материального  единства мира включились все основные подразделения современной науки, и процесс аргументации идет не только в сфере той или иной науки  или региона, но и на стыках дисциплин  и подразделений науки, в процессе их взаимодействия. Мы теперь можем  сказать, что доказательство материального  единства мира стало делом не только философии и естествознания, но и  всей науки в целом, превратилось в задачу общенаучного характера, требующего усиления взаимосвязи указанных  выше наук.

Конечно, наибольший вклад  в это вносит естествознание, которое  в соответствии с характером своего предмета имеет двоякую цель:

1) раскрытие сущности  явлений природы, познание их  законов; 

2) выяснение и обоснование  возможности на практике использования  познанных законов природы. 

Можно сказать, что познание законов природы есть непосредственная цель естествознания, а содействие практическому использованию этих законов в интересах человека есть его конечная цель.

Возможность научного предвидения  и использования в практических интересах человека явлений природы  основана на познании человеком объективных, т. е. независимо от него существующих законов природы и на овладении  ими. Объективность, независимость  от человека есть существенный признак  законов природы в отличие  от законов, правил и норм, устанавливаемых  самими людьми по своему усмотрению. Отсюда невозможность по своему усмотрению изменять, а тем более уничтожать или создавать законы природы  или хотя бы нарушать их всеобщность  путем создания исключений из них. Таким  образом, естествознание непосредственно ставит задачу познания законов природы и возможности их практического использования. Если естествознание открывает и изучает то, что может быть использовано практически (различные виды материи, формы ее движения, различные силы природы и их законы), то техника и технические дисциплины решают задачу – как именно эти законы могут быть применены и использованы в интересах человека.

Познание окружающего  мира –  процесс весьма сложный. Он мало напоминает прогулку по прямой и ровной дороге, в конце которой путника ждет желанный результат. Познающего человека можно сравнить с путником, перед которым расстилается целая сеть извилистых лесных тропинок.

В процессе познания окружающего  мира люди избавляются от неточностей  своих представлений, дополняют  запасы сведений о нем прежде всего посредством углубления знаний о разных сторонах, свойствах, признаках предметов и явлений, обнаружения новых связей и зависимостей. Постепенно раскрываются законы, формируются принципы и появляются научные теории о микро-, макро-, и мегамирах.

Материя неисчерпаема, и  поэтому конкретные результаты развития могут быть различными в зависимости  от условий и характера действующих  сил. Поэтому и конкретные формы  жизни во Вселенной также могут  быть многообразными. Обязательной здесь  может быть общая закономерная тенденция, в результате которой из неживой  материи возникает жизнь, а затем  и разумные существа. С возникновением мыслящих существ материя как  бы приходит к осознанию законов  своего движения. Учитывая положение, что материя существует бесконечно, это осознание материального  мира происходило и происходит бесчисленное количество раз. Можно также предполагать, что те проблемы, которые сейчас старается решить человеческий ум, были уже неоднократно, может быть, в других формах решен разумными  существами в иных мирах Вселенной, хотя для нас эти решения остались пока неизвестными.

Заключение

Концепциями современного естествознания являются определенные способы трактовки  закономерностей об окружающем мире, полученные естественными науками  за последнее столетие.

Естествознанием называют раздел науки, который изучает мир в  его естественном состоянии независимо от человека.

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

Наука представляет собой  особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Наука как многофункциональное  явление представляет собой:

1) отрасль культуры;

2) способ познания мира;

3) систему организованности.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в  развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов  определенной области действительности.

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в  другой и кончая возникшим в нашем  столетии системным методом.

Закономерности естествознание - те, которые присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Ими являются:

    1. обусловленность практикой (в конечном счёте);
    2. относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;
    3. преемственность в развитии идей и принципов естествознание, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;
    4. постепенность развития естествознание при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ естествознание, всей системы понятий и принципов естествознание, всей естественнонаучной картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер;
    5. взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей естествознание, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук;
    6. противоречивость развития естествознание, доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;
    7. повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с «кругом кругов», с движением по спирали.

Необходимым условием развития естествознание является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых  спорных неясных вопросов Естествознание, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

Попытки не считаться с  закономерностями развития естествознание влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отдельных учёных и целых научных школ и направлений.

 

Список использованной литературы

  1. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. - М.: Дашков и Ко, 2007.
  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. - М.: Высшая школа, 2009.
  3. Крюков Р.В. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2009.
  4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2009.
  5. Рыбалов Л.Б., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити-Дана, 2009.

 


Информация о работе Общие закономерности в развитии естествознания